Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития науки об организации производства




 

I этап.

Первые документальные исследования о появлении научных основ организации производства относятся к V – VI тысячелетию до н.э.

В Египте использовались некоторые формы современного консалтинга. То есть практика запросов и консультаций специалистов по «узким местам».

Вавилон: свод законов царя Хаммурапи, в которых законодательно устанавливалась оплата работы свободных людей. Работодатели несли юридическую ответственность за нарушения принципов оплаты.

В IV веке до н.э. в Элладе (Греция) Сократ сформулировал принцип системности относительно к организациям.

В Греции изучались методы изучались метода выполнения трудовых операций, были рассмотрены вопросы ритмичности производственных процессов.

II этап.

XII – XIV в.в. – объединение отдельных ремесленников в цеха, которые играли важнейшую роль в сохранении технологий.

Технологические секреты передавались только по наследству. Цех жестко регламентировал организацию снабжения, сбыта, внутренний распорядок работ, оплату труда.

XV век – появление мануфактур, которые представляли собой цеха с большим объемом производства, более высокой степенью разделения труда и менее жесткой регламентацией всех производственных процессов.

На первом и втором этапе использовались эмпирические методы организации производства.

III этап.

XVIII век н.э. – благоприятные условия в Англии для развития научной мысли (капитал, средние слои, религиозная терпимость).

1733 г. – создан самолет-челнок;

1760 г. – первый металлургический завод;

1769 г. – паровая машина.

В 70-е годы – первые методы организации производства:

1) разработаны стандарты на технологические процессы в текстильной и металлургической промышленности;

2) используются научные подходы к размещению оборудования;

3) внедряется стандартизация.

1807 г. – первый пароход;

1814 г. – первый паровоз.

 

Мощным стимулом развития теории и практики научной организации производства стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. Необходимость увеличения объемов производства, роста производительности труда вынуждали предпринимателей определять нормы вы­работки и оплаты труда, максимально возможную скорость работы обо­рудования.

Достижения практиков потребовали обобщения накопленного опыта и рекомендаций по его распространению и совершенствованию. Так, в начале XVIII века в книге французского автора Л. Шевалье «Техника организации производства предприятий», приводятся данные о докладе Ам-монтонэ (1700) «Об экспериментах о действительной скорости людей и лошадей при различных работах», о работе Вобана (1688) «О проведении хронометража для установления сдель­ной оплаты труда», о работе Перрона (1738) по вопросу разде­ления труда при изготовлении булавок.

Шотландский эконо­мист Адам Смит (1723 - 1790) создал учение о разделении труда и специализации рабочих, явившееся краеугольным камнем науки об организации производст­ва. Разделение труда повышает его производительность за счет повышения квалификации отдельного рабочего, выполняющего однотипные, но монотонные операции. Это способствует изобретению новых машин. Также А.Смит сформулировал принцип «экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, разработал кон­цепции контроля и расчета оплаты труда.

Практическое воплощение идеи А.Смита впервые нашли в деятельности английского предпринимателя в области текстильной промышленности механик по образованию Р. Аркрайт (1732-1792). Он объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации, создал "Фаб­ричный кодекс", предусматривавший систему штрафов за на­рушение трудовой дисциплины в процессе производства и ка­зарменный режим для рабочих.

"Фабричный кодекс" Аркрайта положил начало формированию науки об организа­ции производства, явился первым теоретическим документом для регулирования общественного труда на предприятии и более сотни лет использовался на предприятиях разных стран мира.

IV этап.

XX век. Начало века связано с двумя именами в сфере развития науки и организации производства:

- Фредерик Тейлор;

- Генри Форд.

Основоположником прин­ципов научной организации труда считается американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915). Основные положения его теории изложены в работах "Управление фабрикой" (1903 г.) и "Принципы научного управления" (1911 г.).

Тейлор создал научно обоснованную (для того времени) систему управления и организации производства, которую он охарактеризовал следующим образом: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречия, со­трудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного рабочего до максимальной дос­тупной ему производительности и максимального благосос­тояния». Содержание этой системы раскрывается следующими принципами:

1) замена традиционных, рутинных приемов выполнения работы методами и правилами, выработанными на основе обобщения опыта и специального изучения времени, необходимого для выполнения работы;

2) отбор рабочих и систе­матическое обучение их новым приемам работы; отделение под­готовки от исполнения, в частности освобождение основного рабочего от выполнения функций, связанных с под­готовкой работ, и передача их специальным исполнителям;

3) вве­дение так называемой дифференцированной оплаты труда, при которой лишь выполняющему "урок" сохраняется установлен­ный размер оплаты, а при недовыполнении его, размер оплаты за каждую вы­полненную единицу работы снижается;

4) использование прогрессивной системы оплаты труда, в основе которой лежали такие принципы, как плата человеку, а не месту, установление расценок на основе точ­ного знания, их единообразие. В то же время Тейлор не сводил вознаграждение только к деньгам; он считал, что уступки предпринимателей рабочим -тоже награда. К ним он относил организацию рабочих столовых, детских садов, различных вечерних курсов и т. п. Все это он счи­тал «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», которое вызывает у них «добрые чувства по отноше­нию к хозяевам».

5) точное установление времени (выработки) на основе разделения процесса обработки, хронометража операций и изучения движений;

6) создание условий на производстве, способствую­щих максимальной выработке: тщательный инструктаж, пла­нирование процессов труда до мельчайших подробностей, обеспечение рабочих научно подобранным стандартизирован-. ным инструментом. Контролирование методов работы, а не производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации.

Последователем и учеником Ф. Тейлора был Г. Гант (1861-1919), предложивший процесс производства изображать в форме графика, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время. На графике отражались также временные свя­зи между разделами производственной программы и ход вы­полнения задания. График лег в основу оперативного планирования производ­ственного процесса и применяется на современных предприятиях. Гант разработал и внедрил урочную систему заработной платы. При выполнении урока (задания) рабочему выплачивается премия в размере 30 - 40% от повре­менной оплаты.

Френк и Лилиан Гилберт,, используя кинокамеру, стоп-кадр и изобретенный ими прибор, названныймикрохронометром, изучали рабочие операции. Они изменяли последовательность рабочих операций с тем, чтобы устранить лишние непродук­тивные движения и повысить эффективность работы на обыч­ном оборудовании. Например, количество движений, необхо­димых для кладки обычного кирпича, было сокращено с 18 до 4. Это позволило увеличить производительность труда на 50%.

Ф. Тейлор и его последователи занимались рационализацией тру­да отдельного рабочего, не пытаясь установить взаимосвязи и кооперацию труда между рабочими на отдельных участках и пред­приятии в целом. Эту проблему решил видный американский уче­ный Г. Эмерсон (1853-1931), который в своей книге "Двенадцать принципов производительности" (1911г.) впервые изложил сис­тему научной организации и управления коллективным трудом. Почти одновременно с Г. Эмерсоном значительный вклад в развитие науки об организации производства осуществил французский исследователь А. Файоль (1841-1925), явившийся основателем школы административного менеджмента. Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами. Саму работу предпри­ятия он сводил к следующим основным видам деятельности:

• технической, то есть к осуществлению технологического процесса;

• коммерческой, предполагающей закупку, продажу, обмен факторов и результатов производства;

• финансовой, связанной с накоплением, поиском и эффек­тивным использованием денежных средств;

• бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т. п.;

• административной, призванной оказывать воздействие на работников. основанную на вы­делении следующих групп функций: технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных и задач управления - предвидение, планирование, организация, координация и контроль.

В 1913 г. американский капиталист Г. Форд-старший (1863-1947) на принадлежащих ему автомобильных заводах внедрил новую систему организации производства, основанную на развитии систем Ф. Тейлора и Г. Эмерсона. Чтобы снизить себестоимость производства и повысить конкурентоспособность разработанной новой конструкции легкового автомобиля Форд разработал непрерывно-поточную систему, ос­нованную на применении конвейеров в производстве. Эта система базировалась на следующих принципах:

1. Управление всеми частями и этапами производства из одного центра.

2. Производство автомобиля в массовых масштабах, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющую массового покупателя, но макси­мально прибыльное для предпринимателя.

3. Максимальное применение стандартизации и унификации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые типы легковых автомобилей.

4. Сборка автомобилей на конвейере, работающем с заданной скоростью движения и с глубоким разделением труда на множество операций. В результате этого, почти все операции производственно­го процесса становятся простыми и могут выполняться ра­бочими низкой квалификации при исключительно напряжен­ном темпе работы конвей­ера и других механических регуляторов ритма труда. Внедрение поточного метода производства позволило сократить время сборки автомобиля сократилось с 12 до 1,5 ч, цикл изготовления - с 21 до 3 дней, затраты на изготовление авто­мобиля снизились с 750 до 300 долл.

«Тейлоризм» и «фордизм» ориентировались в основном на материальное поощрение и казарменный тип отношений. В новых исторических условиях все сильнее воздействует на производство «человеческий фактор». Понадобились новые формы, предполагающие отношения сотрудниче­ства между работниками и менеджерами (предпринимате­лями).

Тех­нократический подход к организации управления и производства оказался непригодным. Поэтому появилась необходимость замены «смитовской» концепции «экономичес­кого человека», взятую на вооружение тейлоризмом, новой кон­цепцией «социального человека».

Профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг (1863 - 1916) социолог Мэри Фоллет (1868 - 1933) и Элтон Мейо положили начало новой научной отрасли - индустриальной социологии, в основу которой положена «теория человеческих отношений». Она базируется на следующих принципах:

1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной,так иколлективной ответственности.

2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общ­ности интересов» рабочих и администрации.

3. Переход от авторитета должности к авторите­ту знания и профессионализма.

Дальнейшее развитие теория человеческих отношений получила в трудах Ф. Херцберга, который критиковал Мейо за невнимание к содержанию труда. Он считал, что мало изменить психологический климат на производ­стве. Необходимо отказаться от дробности в разделе­нии труда, упразднить конвейер, обогатить содержание трудо­вого процесса путем укрупнения операций, расшире­ния трудовых функций рабочих (совмещение профессий). Херцберг также рекомендовал поручать каждой группе ра­бочих изготавливать не отдельную деталь, а по возможности все изделие, переводить рабочих с одной операции на другую. Это позволит снизить монотонность труда.

Среди российских исследователей наибольший вклад в развитие науки об организации производства внесли:

1. Богданов (Малиновский): предложил концепцию организационного управления, смысл которой состоял в том, чтобы все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты, требуют специального воздействия с целью получения запланированных результатов и системного подхода в изучении.

2. Ерманский: разработал методологию рационализации машинного производства и сформулировал принцип физиологического оптимума.

3. Гастев: разработал концепцию трудовых установок, которая стала первоосновой инженерной психологии, кибернетики и эргономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.