Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету (экзамену)




1. Язык как система. Функции языка.

2. Понятие о национальном языке. Разновидности национального языка.

3. Понятие о языковой норме. Основные типы и признаки языковых норм.

4. Устная и письменная разновидности литературного языка.

5. Происхождение русского языка. Понятие «современный русский язык». Предмет курса «Русский язык и культура речи».

6. Понятие об орфоэпии. Нормы произношения в современном русском литературном языке.

7. Ударение. Особенности русского ударения. Нормы ударения.

8. Понятие о лексической норме. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность.

9. Омонимы. Паронимы. Ошибки при употреблении омонимов и паронимов.

10. Синонимы и антонимы, их функции в речи.

11. Функционально-стилевая принадлежность слова. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

12. Заимствованные слова. Ошибки в употреблении заимствованных слов.

13. Устаревшие слова и неологизмы. Ошибки при употреблении устаревших слов и неологизмов.

14. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

15. Определение рода имен существительных. Колебания в роде имен существительных. Род имен существительных с суффиксами субъективной оценки.

16. Род несклоняемых имен существительных.

17. Род сложносоставных имен существительных.

18. Число имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

19. Варианты падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

20. Образование краткой формы имен прилагательных.

21. Образование формы степеней сравнения имен прилагательных.

22. Склонение имен числительных.

23. Особенности употребления имен числительных с именами существительными.

24. Нормы употребления местоимений.

25. Понятие о синтаксической норме. Особенности управления в современном русском языке.

26. Согласование главных членов предложения.

27. Согласование определений и приложений.

28. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

29. Ошибки в употреблении причастных оборотов.

30. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

31. Особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи.

32. Коммуникативные качества речи.

33. Основные виды тропов и стилистических фигур.

34. Речевой этикет. Основные формулы русского речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРА

Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: В 2-х ч. / Под ред. О.Б.Сиротининой. Саратов, 2001. Ч. 1—2.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Справочное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2002.

Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для учащихся образовательных школ, студентов и преподавателей колледжей и училищ. М.; Ростов н/Д, 2003.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. М., 2002.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 2000.

Купина Н.А., Михайлова О.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов. М., 2004.

Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум для студентов средних педагогических заведений. М., 1997.

Плещеенко Т.П., Федорова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И.Максимова. М., 2002.

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В.Ганапольская, Т.Ю.Волошинова, Н.А.Анисимова и др.; под. ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. СПб., 2005.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М., 2001.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; под ред. В.Д.Черняк. М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я.Гойхман, Л.М.Гончарова, О.Н.Лапшина и др.; под ред. проф. О.Я.Гойхмана. М., 2002.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М., 2004.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие. М., 2002.

Стилистика современного русского языка: Практикум / Т.С.Дроняева, Н.И.Клушина, И.В.Бирюкова; под ред. Т.С.Дро­няевой. М., 2003.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Нико­лина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 2000.

Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ

С. 7. Язык — это система знаков, которая служит для выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством общения.

С. 9. Диалект — это разновидность национального языка, которая используется людьми, проживающими на определенной территории в сельской местности.

С. 9. Жаргон — это разновидность национального языка, которая используется представителями некоторых социальных групп.

С. 10. Просторечие — разновидность национального языка, которая используется малообразованными слоями городского населения и придает речи грубый, сниженный и неправильный характер.

4. Прочитайте слова, обращая внимание на то, какой звук ([э] или [о]) произносится под ударением в приведенных ниже словах?

Ам[о]ба, атл[э]т, аф[э]ра, бел[о]сый и допуст. бел[э]сый, бер[о]ста и допуст. бер[э]ста, бесхреб[э]тный, бл[э]ф, бл[о]клый и допуст. бл[э]клый, бл[о]стки, браконь[йэ]р, брев[э]нчатый, быти[йэ] (жизнь, существование) и быти[о], быти[йэ] и сознание, вмен[о]нный, вна[о]м, вспл[э]ск, выч[э]рпывать, вышепривед[о]нный, голов[э]шка, голол[э]дица, гренад[э]р, грубош[о]рстный, двоеж[э]нец, деб[э]лый, [йо]рничать, ж[о]лоб, ж[о]лчный и ж[э]лчный ж[о]лчь и ж[э]лчь, ж[о]рнов, ж[о]рдочка, жити[йэ], за[йо]м, запечатл[о]нный, запеч[о]нный, з[э]в, изд[о]вка, иноплем[э]нный, ист[э]кший (месяц) и ист[о]кший (кровью солдат), коленопреклон[о]нный, л[э]ска, ман[о]вр и допуст. ман[э]вр, ман[о]вренный и допуст. ман[э]вренный, местоим[э]нный, многож[о]н­ство, на[йо]мник, (голубое) н[э]бо и (твердое) н[о]бо, недоум[э]нный, несоврем[э]нный, никч[о]мный, новорожд[о]нный, киоск[о]р, обыд[о]н­щина, оглаш[о]нный (приговор) и (кричать как) оглаш[э]нный, одноврем[э]нно, одноим[о]нный, оп[э]ка, ос[э]длость, ос[о]тр, остри[йо], осужд[о]нный, отцв[э]тший, пад[о]ж (скота), пад[э]ж (в грамматике), план[о]р и допуст. план[э]р, плат[о]жный, пл[о]тший, побл[о]кнуть и допуст. побл[э]кнуть, пре[йэ]мник, прив[э]дший, прив[о]зший, прин[о]с­ший, разнош[о]рстный, св[о]кла, скабр[о]зный, см[э]та, старь[йо]вщик, тв[о]рже, тр[о]хвед[о]рный и тр[о]хвед[э]рный, убел[о]нный, фил[о]р, ш[о]рстка, шл[э]м, щ[о]лка, яр[э]м.

8. Прочитайте приведенные ниже слова, учитывая особенности произношения согласного звука перед буквой е.

А[дэ]кватный, аль[тэ]рнатива, а[н’]емия, ан[нэ]ксировать и допуст. ан[н’]ексировать, ан[тэ]нна, анти[сэ]птика, а[тэ]ист, а[тэ]лье, аутсай[дэ]р, [б’]е[р’]ет, ган[тэ]ли, гипо[т’]еза, гро[тэ]ск, [д’]ебаты, [д’]ебет, [д’]ебют, [д’]екада, [д’]екан и допуст. [дэ]кан, [д’]екларация, [д’]емарш и допуст. [дэ]марш, [д’]емилитаризация, [д’]емисезонный, [дэ]мпинг, [д’]еп[р’]ес­сия, [дэ]-факто, диспан[сэ]р, игро[т’]ека, и[дэ]нтичный, ин[дэ]кс, ин[тэ]грация, ин[тэ]рвидение, комп[р’]есс, компью[тэ]р, кон[сэ]нсус, кон[с’]ервация, кон[тэ]йнер, кон[т’]екст, кор[р’]ектор, к[рэ]до, кри[тэ]рий, ку[пэ], ло[тэр’]ея, [м’]е[нэ]джер и допуст. [мэ][нэ]джер, мо[тэ]ль, орхи[дэ]я, па[т’]ент, паш[т’]ет, портмо[нэ], п[р’]есса, пре[тэ]нзия, про[тэжэ], пю[рэ], сов[р’]е[м’]енный, соп[л’]е[м’]енник, [тэ]зис, [т’]екст, [т’]ема, [тэ]мп, [тэ]н[дэ]нция, [тэ]ннис, [тэ]нт, [тэ]рмос, [т’]еррор и [тэ]ррор ти[рэ], т[рэ]к, фа[н’]ера, фла[нэ]ль, фо[рэ]ль и фо[р’]ель, ша[тэ]н, эксп[р’]есс, э[нэ]ргия, юмо[р’]еска.

Б[рэ]хт, Воль[тэ]р, [р’]емарк, [р’]ембрандт и [рэ]мбрандт, [рэ]рих, [с’]е[нэ]ка, [с’]ерван[тэ]с, Фло[бэ]р.

9. Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Ве[з’д’]е, ве[с’т’]ибюль, вса[дн’]ик и допуст. вса[д’н’]ик, го[с’т’]ить, гу[сл’]и и допуст. гу[с’л’], [зл’]ить и допуст. [з’л’]ить, пу[тн’]ик и допуст. пу[т’н’]ик, ра[зл’]ичие и допуст. ра[з’л’]ичие, ра[зн’]ять, [з’д’]елать, [сл’]ед и допуст. [с’л’]ед, [сл’]ить и допуст. [с’л’]ить, [с’н’]ег, [с’н’]имок, [с’т’]епь, [с’т’]их, ше[с’т’].

Бе[з’] [д’]ела, в ка[сˉ’]е, во [с’н’]е, и[з’] [д’]ерева, к [зв’]езде и допуст. устар. к [з’в’]езде, о[т’] [н’]его и о[т] [н’]его, [з’] [д’]елом, [з’] [д’]ядей, [с’] [н’]им.

10. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

А[н’]чар, а[н’]чоус, ба[н’]щик, бе[н’]зин и бе[н]зин, бло[н’]дин, бреве[н’]чатый, вака[н’]сия и вака[н]сия, вое[н’]щина, го[н’]щик, И[н’]дия, ка[н’]дидат, кома[н’]дир, ко[н]серватория, ко[н]силиум, му[н’]дир, обма[н’]чивый, пе[н’]сия, посла[н¯’]ик, прете[н’]зия, реце[н’]зия, сарафа[н’]чик, сторо[н¯’]ик, студе[н’]ческий, тра[н]зит и тра[н’]зит, чва[н]ливый.

11. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение губных согласных [б], [п], [м], [в], [ф].

Восе[м’], восе[м’]десят, восе[м’]сот, доба[ф’]те, дро[п’], насы[п’]те, обу[ф’], оста[ф’]те, поздра[ф’], познако[м’]тесь, пригото[ф’]тесь, се[м’], се[м’]десят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.