КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ социально-экономического положения
Анализ, прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования
Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы. Целью этого анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста. С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям (рис. 7.2.1). По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. Экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
┌──────────────────────────────────────────────────────┐ ┌────────┤Направления анализа социально-экономического положения│ │ │ муниципального образования │ │ └──────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤Демографическая├──►│Рождаемость, смертность, продолжительность жизни,│ │ │ситуация │ │состояние здоровья, миграция │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ │ │Природные │ │Наличие, возможности и эффективность│ ├─┤ресурсы ├──►│использования │ │ │территории │ │ │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ │ │Социальная │ │Состояние образования, здравоохранения, культуры,│ ├─┤сфера ├──►│науки, занятость, уровень преступности │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ │ │Уровень жизни│ │Среднедушевые доходы, заработная плата,│ ├─┤населения │ │прожиточный минимум, потребительская корзина │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤Финансы ├──►│Состояние бюджета, налоговый потенциал│ │ │ │ │территории, финансовое положение основных│ │ │ │ │градообразующих предприятий │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤Производство ├──►│Общие объемы, отраслевая структура, динамика │ │ │продукции │ │ │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤Инвестиции ├──►│Объемы, тенденции, вводжилья и других объектов │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤Потребительский├──►│Объемы услуг торговли, общественного питания,│ │ │рынок │ │бытового обслуживания │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤Жилищно- ├──►│Объем услуг, динамика цен и тарифов и др. │ │ │коммунальный и│ │ │ │ │транспортный │ │ │ │ │комплекс │ │ │ │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ │ │Экологическая │ │Объемы вредных выбросов, реализация│ └─┤ситуация ├──►│природоохранных мероприятий │ └───────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 7.2.1. Направления анализа социально-экономического положения муниципального образования
Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия). Вопросы информационного (в том числе статистического) обеспечения муниципальной деятельности подробно рассматриваются в главе 8. Кроме того, при анализе социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, проводиться анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений и т.д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности. Измерителями уровня отдельных показателей социально-экономического положения муниципальных образований служат минимальные социальные стандарты и нормативы (они рассматривались в главе 5), а также строительные, экологические и другие нормы и нормативы. Социальные нормы и нормативы используются при решении вопросов, связанных с развитием учреждений социальной сферы муниципального образования. В 1999 году Правительство РФ одобрило Методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры. Органам местного самоуправления рекомендовано использовать ее при разработке планов инвестиционной деятельности по развитию своей социальной инфраструктуры. Экологические нормы и нормативы могут служить основанием для принятия управленческих решений по исправлению сложившейся экологической ситуации. Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием основных проблем, требующих решения. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач комплексного социально-экономического развития.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |