Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление финансами




Изучив данную тему, Вы будете

иметь представление:

• об органах управления финансами; знать:

• задачи и функции Министерства Финансов РФ, его орга­ны на местах;

• задачи и функции Министерства по налогам и сборам, его органы на местах;

• функции федерального казначейства РФ, государствен­ного таможенного комитета РФ;

• основы финансового менеджмента в условиях рыночных отношений, финансового планирования.

Управление - это совокупность приемов и методов целена­правленного воздействия на объект для достижения опреде­ленного результата.

Важной областью управленческих структур является управ­ление финансами.

Управление финансами включает планирование, прогнозиро­вание финансов, оперативное и стратегическое управление, контроль.

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов.

Различают:

• объекты управления;

• субъекты управления. Объекты:

• финансы предприятий, организаций...;

• страховые отношения;

• государственные финансы.

Им соответствуют субъекты управления:

• финансовые службы предприятий, организаций, учреж­дений...;

• страховые органы;

• финансовые органы и налоговые инспекции;

• органы казначейства.


"...без очевидной необходимости не делать коренных перемен, ибо фор­мы управления са­ми по себе мертвы, а успехи главней­шие зависят от лиц и направления; притом каждая важная перемена влечет за собой не-, удобства и недо­статки непредви­денные..."

Е.Ф. Канкрин


Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Различают стратегическое (или общее) управление финансами

• прогнозирование на перспективу;

• установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др.

Его осуществляют высшие законодательные органы власти

Государственная Дума

Федеральное Собрание -------

'--- Совет Федерации

Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета и утверждении отчета об их исполнении.

Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах, платежах.

Также оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление - маневрирование финансовыми ресурсами с целью получить максимальный эффект при ми нимальных затратах.

Оперативное управление финансами - главная функций аппарата финансовой системы (МФ, МНС, Казначейства дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций финансовых служб предприятия).

Министерство финансов РФ - важнейший орган, осущес - лающий управление финансами.

Систему государственных органов управления финансами образуют:

• Министерство финансов РФ;

• Министерства финансов республик в составе РФ;

• Региональные и местные финансовые органы. Основные задачи МФ:

 

• Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

• Составление проекта и исполнение бюджета РФ;

• Обеспечение устойчивости государственных финансов

• Осуществление мер по развитию финансового рынка;

• Наблюдение за концентрацией финансовых ресурсов приоритетных направлениях социально-экономического развития;


Целевое финансирование общегосударственных потреб­ностей;

• Совершенствование методов бюджетного и финансового планирования;

• Осуществление финансового контроля за целевым и ра­циональным расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

• участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных цент­рализованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и госу­дарственными федеральными внебюджетными фондами;

• организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, раз­рабатывает проекты нормативов отчислений от федераль­ных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из фе­дерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

• обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

• разрабатывает с участием Министерства по налогам и сборам (МНС) предложения по совершенствованию на­логовой политики и налоговой системы; принимает учас­тие в определении ценовой политики;

• принимает участие в работе по совершенствованию стра­ховой деятельности в стране;

• разрабатывает предложения по формированию и разви­тию финансового рынка;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудни­чество с международными финансовыми организациями;

• разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов Рос­сии являются:

• бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;

-


отраслевые департаменты финансирования промышленно(ти, строительства и строительной индустрии, транспорты систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.;

• иностранных кредитов и внешнего долга;

• налоговых реформ;

• государственных ценных бумаг и финансового рынка;

• департамент государственного финансового контроля;

• департамент методологии бухгалтерского учета и отче: ности и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Казначейство - это

централизованная система, которая включает:

• Главное управление федерального казначейства;

• Управление и отделения федерального казначейства субъектах федерации и на местах.

Истории известны 3 системы кассового исполнения бюджет;

1. Казначейская. Исполнение бюджета возложено на казначейство и на кассы на местах.

2. Банковская. Центральные банки выступают государственным кассиром. При этом применяется принцип единств кассы. Это означает, что средства поступают на единый счет в ЦБ, с этого счета происходит расходование средств.

3. Смешанная система. Все сборы средств осуществляют кассы казначейства на счет Казначейства в ЦБ.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платеже возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах - налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

• действовать в строгом соответствии с законодательством;

осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, пол ноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды;


 

• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

• проводить проверки налогоплательщиков;

• ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически посту­пивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

• информировать Министерство финансов обо всех случа­ях неуплаты предприятиями налогов;

• осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

• проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

• проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

• приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

• проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.


"Взимание налогов -это искусство ощи­пывать гуся так, чтобы получить максимальное коли­чество перьев с ми­нимумом писка".

Кольбер, министр финансов Франции при коро­ле Людовике XIV


В нашей стране слишком долго использовались одни и те же ] методы воздействия, которые в силу их консерватизма уже не обеспечивали надлежащего эффекта.

Управление финансами в условиях рынка требует усиления научного обоснования управленческих решений по финан­сам, маневрирования финансовыми ресурсами, регулирова­ния, а также формирования финансового рынка. Планирование занимает важное место в управлении финан­сами. Финансовое планирование позволяет всесторонне оце­нить состояние финансов любого субъекта хозяйствования, выявить ресурсы, наиболее эффективно их использовать.

Управленческие решения в процессе планирования прини­маются на основе анализа финансовой информации.

Финансовая информация базируется на бухгалтерской, ста­тистической и оперативной отчетности.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

Итоговый результат финансового планирования - составление финансовых планов (начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства).

В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде­ленный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы во внебюджетные фонды, платежи в бюджет, плата за кредит и т.д.).

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы.

Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. В ходе финансового планирования определяются объемы денежных средств и их источники; выявляются резер­вы роста доходов и экономия в расходах; устанавливаются оп­тимальные пропорции в распределении средств между центра­лизованными и децентрализованными фондами. В административно - командной системе формирование и распределение доходов и накоплений, их группировка в цен­трализованных и децентрализованных фондах определялись через директивное планирование.


В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата.

Если в плановой экономике упор делался на распределение, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, включающую деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производ­ства и обмена, но с элементом планирования. Рыночная экономика не отвергает планирование, т.к. план -это надлежаще оформленное управленческое решение. Но рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, ориентирована на прогнозы и программы.

Прогнозирование и планирование взаимосвязаны. И прогнозы, и планы базируются на использовании различных методов:

• метод экстраполяции;

• нормативный метод;

• метод математического моделирования.

Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установлен­ных норм и нормативов.

Метод математического моделирования заключается в пост­роении финансовых моделей, имитирующих течение реаль­ных экономических процессов.

Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

В условиях плановой экономики прогнозный метод не отвергался. В стране разрабатывались прогнозы разного рода: демографи­ческие, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансовых ресурсов и др. Но прогнозы и программы не выступали в качестве основы.

В странах с рыночной экономикой программный метод пре­обладает над планированием, в плановой экономике счита­лось, что программы и прогнозы лишь дополняют план.


В России менедже­ры - это слоны, которых нужно научить танце­вать в посудной лавке.

(Шутка)


Рыночная экономика ориентируется на свои главные эквиваленты - цену, спрос, предложение товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов, конкуренцию.

Все это требует системы управления рынком, учет его запасов, планирование товарного ассортимента.

Изучение рынка, его организация и управление с элемента

планирования составляет содержание маркетинга.

Очень важен финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности (максимальный эффект при минимальных затратах).

Финансовый менеджмент - процесс выработки целей управления финансами и осуществление воздействия на него с в

мощью методов и рычагов финансового механизма.

Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансов] отношений.

Финансовый механизм может быть:

Директивный (непосредственно участвует государстве

Регулирующий (определяет основные "правила игры")

К элементам финансового механизма относятся:

• формы финансовых ресурсов;

• система законодательных норм и нормативов, которое используются при определении доходов и расходов государства;

• организация бюджетной системы;

• организация финансов предприятий;

• организация рынка ценных бумаг.


Финансовые методы:

• планирование;

• проектирование;

• инвестирование;

• кредитование;

• самофинансирование;

• налогообложение;

• материальное стимулирование;

• траст;

• страхование;


• лизинг;

. факторинг;

• фондообразование;

• государственное регулирование.

Финансовые рычаги:

• прибыль;

• доход;

• амортизационные отчисления;

• финансовые санкции;

• цена;

• арендная плата;
, • оклады;

• паевые взносы;

• дисконт;

• правовое обеспечение;

• нормативное обеспечение;

• информация и т.д.

В малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. Боль­шому бизнесу требуется большой поток капитала и соответствен­но большой поток потребителей продукции (работ, услуг). В большом бизнесе преобладают финансовые операции, свя­занные с инвестициями, в т.ч. и с портфельными, движением и преумножением капитала (траст, лизинг и др.). Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой - финансовые менеджеры (финансовые директора).

Деятельность финансового менеджера заключается в общем финансовом анализе и планировании, обеспечении предпри­ятия финансовыми ресурсами и их распределении.

Заключительным этапом управления финансами является

контроль.

Контроль осуществляется и в процессе планирования, и на

стадии оперативного управления (об этом более подробно в

следующей теме).


Подведем итоги

1. В управлении финансами участвуют высшие законода тельные и исполнительные органы власти.

2 Управление финансами включает планирование, прогнозирование, оперативное и стратегическое управление
контроль.

3 Для управления финансами большого бизнеса необходимы финансовые менеджеры, для малого бизнеса достаточ
квалификация бухгалтерами экономиста.


Тема 2.5. Финансовый контроль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.