КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление финансами
Изучив данную тему, Вы будете иметь представление: • об органах управления финансами; знать: • задачи и функции Министерства Финансов РФ, его органы на местах; • задачи и функции Министерства по налогам и сборам, его органы на местах; • функции федерального казначейства РФ, государственного таможенного комитета РФ; • основы финансового менеджмента в условиях рыночных отношений, финансового планирования. Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важной областью управленческих структур является управление финансами. Управление финансами включает планирование, прогнозирование финансов, оперативное и стратегическое управление, контроль. Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов. Различают: • объекты управления; • субъекты управления. Объекты: • финансы предприятий, организаций...; • страховые отношения; • государственные финансы. Им соответствуют субъекты управления: • финансовые службы предприятий, организаций, учреждений...; • страховые органы; • финансовые органы и налоговые инспекции; • органы казначейства. "...без очевидной необходимости не делать коренных перемен, ибо формы управления сами по себе мертвы, а успехи главнейшие зависят от лиц и направления; притом каждая важная перемена влечет за собой не-, удобства и недостатки непредвиденные..." Е.Ф. Канкрин Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Различают стратегическое (или общее) управление финансами • прогнозирование на перспективу; • установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Его осуществляют высшие законодательные органы власти Государственная Дума Федеральное Собрание ------- '--- Совет Федерации Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета и утверждении отчета об их исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах, платежах. Также оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Оперативное управление - маневрирование финансовыми ресурсами с целью получить максимальный эффект при ми нимальных затратах. Оперативное управление финансами - главная функций аппарата финансовой системы (МФ, МНС, Казначейства дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций финансовых служб предприятия). Министерство финансов РФ - важнейший орган, осущес - лающий управление финансами. Систему государственных органов управления финансами образуют: • Министерство финансов РФ; • Министерства финансов республик в составе РФ; • Региональные и местные финансовые органы. Основные задачи МФ:
• Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; • Составление проекта и исполнение бюджета РФ; • Обеспечение устойчивости государственных финансов • Осуществление мер по развитию финансового рынка; • Наблюдение за концентрацией финансовых ресурсов приоритетных направлениях социально-экономического развития; • Целевое финансирование общегосударственных потребностей; • Совершенствование методов бюджетного и финансового планирования; • Осуществление финансового контроля за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: • участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; • организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации; • обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов; • разрабатывает с участием Министерства по налогам и сборам (МНС) предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в определении ценовой политики; • принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране; • разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка; • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; • разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ. Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: • бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; - • отраслевые департаменты финансирования промышленно(ти, строительства и строительной индустрии, транспорты систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.; • иностранных кредитов и внешнего долга; • налоговых реформ; • государственных ценных бумаг и финансового рынка; • департамент государственного финансового контроля; • департамент методологии бухгалтерского учета и отче: ности и др. Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Казначейство - это централизованная система, которая включает: • Главное управление федерального казначейства; • Управление и отделения федерального казначейства субъектах федерации и на местах. Истории известны 3 системы кассового исполнения бюджет; 1. Казначейская. Исполнение бюджета возложено на казначейство и на кассы на местах. 2. Банковская. Центральные банки выступают государственным кассиром. При этом применяется принцип единств кассы. Это означает, что средства поступают на единый счет в ЦБ, с этого счета происходит расходование средств. 3. Смешанная система. Все сборы средств осуществляют кассы казначейства на счет Казначейства в ЦБ. Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платеже возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах - налоговые инспекции. Налоговые инспекции обязаны: • действовать в строгом соответствии с законодательством; • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, пол ноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; • проводить проверки налогоплательщиков; • ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; • информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов; • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней. За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан: • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами; • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства; • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством. "Взимание налогов -это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев с минимумом писка". Кольбер, министр финансов Франции при короле Людовике XIV В нашей стране слишком долго использовались одни и те же ] методы воздействия, которые в силу их консерватизма уже не обеспечивали надлежащего эффекта. Управление финансами в условиях рынка требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, маневрирования финансовыми ресурсами, регулирования, а также формирования финансового рынка. Планирование занимает важное место в управлении финансами. Финансовое планирование позволяет всесторонне оценить состояние финансов любого субъекта хозяйствования, выявить ресурсы, наиболее эффективно их использовать. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Итоговый результат финансового планирования - составление финансовых планов (начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства). В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы во внебюджетные фонды, платежи в бюджет, плата за кредит и т.д.). Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. В ходе финансового планирования определяются объемы денежных средств и их источники; выявляются резервы роста доходов и экономия в расходах; устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. В административно - командной системе формирование и распределение доходов и накоплений, их группировка в централизованных и децентрализованных фондах определялись через директивное планирование. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата. Если в плановой экономике упор делался на распределение, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, включающую деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементом планирования. Рыночная экономика не отвергает планирование, т.к. план -это надлежаще оформленное управленческое решение. Но рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, ориентирована на прогнозы и программы. Прогнозирование и планирование взаимосвязаны. И прогнозы, и планы базируются на использовании различных методов: • метод экстраполяции; • нормативный метод; • метод математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод. В условиях плановой экономики прогнозный метод не отвергался. В стране разрабатывались прогнозы разного рода: демографические, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансовых ресурсов и др. Но прогнозы и программы не выступали в качестве основы. В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, в плановой экономике считалось, что программы и прогнозы лишь дополняют план. В России менеджеры - это слоны, которых нужно научить танцевать в посудной лавке. (Шутка) Рыночная экономика ориентируется на свои главные эквиваленты - цену, спрос, предложение товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов, конкуренцию. Все это требует системы управления рынком, учет его запасов, планирование товарного ассортимента. Изучение рынка, его организация и управление с элемента планирования составляет содержание маркетинга. Очень важен финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности (максимальный эффект при минимальных затратах). Финансовый менеджмент - процесс выработки целей управления финансами и осуществление воздействия на него с в мощью методов и рычагов финансового механизма. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансов] отношений. Финансовый механизм может быть: • Директивный (непосредственно участвует государстве • Регулирующий (определяет основные "правила игры") К элементам финансового механизма относятся: • формы финансовых ресурсов; • система законодательных норм и нормативов, которое используются при определении доходов и расходов государства; • организация бюджетной системы; • организация финансов предприятий; • организация рынка ценных бумаг. Финансовые методы: • планирование; • проектирование; • инвестирование; • кредитование; • самофинансирование; • налогообложение; • материальное стимулирование; • траст; • страхование; • лизинг; . факторинг; • фондообразование; • государственное регулирование. Финансовые рычаги: • прибыль; • доход; • амортизационные отчисления; • финансовые санкции; • цена; • арендная плата; • паевые взносы; • дисконт; • правовое обеспечение; • нормативное обеспечение; • информация и т.д. В малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). В большом бизнесе преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, в т.ч. и с портфельными, движением и преумножением капитала (траст, лизинг и др.). Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой - финансовые менеджеры (финансовые директора). Деятельность финансового менеджера заключается в общем финансовом анализе и планировании, обеспечении предприятия финансовыми ресурсами и их распределении. Заключительным этапом управления финансами является контроль. Контроль осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления (об этом более подробно в следующей теме). Подведем итоги 1. В управлении финансами участвуют высшие законода тельные и исполнительные органы власти. 2 Управление финансами включает планирование, прогнозирование, оперативное и стратегическое управление 3 Для управления финансами большого бизнеса необходимы финансовые менеджеры, для малого бизнеса достаточ Тема 2.5. Финансовый контроль
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |