Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучив данную тему, Вы будете




знать:

• содержание и значение финансовой политики;

• понятие финансовой стратегии и финансовой тактики

• задачи финансовой политики;

• типы финансовой политики.

Любое государство использует финансы для осуществления своих функций, для достижения определенных целей. В ную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика представляет собой совокупно государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Целью финансовой политики является наиболее пол мобилизация финансовых ресурсов, необходимых удовлетворения потребностей развития общества. Поэтапная финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельно» определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населен! формировании финансовых ресурсов. Отдельной зада финансовой политики выделяется повышение эффективно использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также концентрация на главных направлениях экономическое социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все вышеперечисленные задачи.

Она включает звенья:

• выработку научно обоснованных концепций развития финансов;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленные достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание и финансовой политики.


Финансовая политика подразделяется на:

• финансовую стратегию;

• финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов.

Выбор долговременных целей и составление целевых про­грамм в финансовой политике необходимы для концентра­ции финансовых ресурсов на главных направлениях эконо­мического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкрет­ного этапа развития общества.

Финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Стратегия и тактика взаимосвязаны.

Финансовая политика порождается экономическими отно­шениями, т.е. она обусловлена экономикой. С другой стороны, она обладает определенной самостоятель­ностью, т.е. может создавать благоприятные условия для раз­вития экономики, в других случаях - тормозить. Следует различать финансовую политику и экономическую политику. Финансовая политика - самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Тем не менее она является формой экономической политики и призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. При выработке и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключаю­щегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путем их ориентации на выполнение основной задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и остальными составными частями экономической политики - кредитной, в области цено­образования, заработной платы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что достигнутые мас­штабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывает необходимость финансового регулирования.

В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные ис­следования.


Государство, концентрируя в своих руках большую часть фи­нансовых ресурсов, как бы становится дирижером огромного оркестра.

Очень важна социальная сфера.

Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования.

Отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями. История нашего государства свидетельствует: хозяйственная самостоятельность предприятий декларировалась, но в бюд­жет изымалась большая доля финансовых ресурсов. В результате предприятия не имели устойчивую финансовую базу развития. Была подорвана инициатива, заинтересован­ность в повышении эффективности производства, в росте на­коплений.

Игнорирование закона стоимости привело к затяжному кри­зису нашу экономику и финансы.

Результативность финансовой политики тем выше, чем более она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества. Приоритетами современной финансовой политики России является обеспечение долгосрочного экономического роста, создание оптимальных пропорций экономики, повышение социальной защищенности населения.

Важным компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.

Огромное значение имеет достоверная информация. Информация должна составлять необходимую базу для вы­работки эффективной финансовой политики (в ней должен соблюдаться принцип обратной связи).

Цель финансовой политики - повышение объема и эффективно­сти использования финансовых ресурсов. Без этого может про­изойти распыление финансовых ресурсов, сокращение их объема. Она должна исходить из конкретных исторических условий: должны учитываться особенности как внутренней, так и между­народной обстановки, реальные экономические и социальные возможности государства. Несоблюдение этих условий приводит к бюджетному дефициту, государственному долгу, инфляции. Важно учитывать при проведении финансовой политики в настоящее время опыт предшествующего хозяйственного и финансового строительства.


Задачи финансовой политики:

• обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

• установление рационального распределения и использо­вания финансовых ресурсов;

• стимулирование экономики;

• совершенствование системы управления финансами;

• выработка финансового механизма и его развитие.

В настоящий момент основная задача финансовой политики - финансовая стабилизация (устанавливается путем сдерживания доходов, валютным и кредитным регулированием и др.). В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу. Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики на предстоящие периоды. Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика несводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями власти, в определении структуры расходной части бюджета.


Если говорить о финансовой политике как о явлении, то 6 успехи во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страт поддерживать баланс между внутренними и внешним интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства расширение его финансового потенциала определяют poль национальной экономики в мировом экономическом политическом пространстве.

Основными чертами финансовой политики на современно этапе являются следующие:

• возросшая взаимозависимость между денежно-кредитной политикой Центрального Банка и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

• рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

• бурный рост рынка "фиктивных" капиталов.

Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

• единство целей, инструментов финансовой политики и цель развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

• обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

• определение новых структурных пропорций экономики развитие всех секторов экономики;

• создание новых финансовых инструментов и механизмов;

• обуздание инфляции;

• повышение роли региональных и местных бюджетов.

Последнее уже находит свое выражение. Так, в "Программе развития бюджетного федерализма в России на период, 2005 года" важной целью реформирования межбюджетных отношений называлось стимулирование регионально развития. Для этого Программой было предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогов бюджетных полномочий муниципальных образованы повышение роли собственных доходов региональных местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе формированию их в основном за счет собственных налогов также расширение полномочий регионов и местных орган власти в планировании бюджетных расходов.


Это интересно

Швейцарский историк Феликс Ауэр утверждает, что "школьникам следует гораздо больше рассказывать о мужественных министрах фи­нансов, нежели о военных героях". Он утверждает, что история свиде­тельствует о значительно большем числе обезглавленных, повешенных или иным способом убиенных министрах финансов, нежели проиграв­ших войну и привлеченных за это к ответственности генералов. По сви­детельству Ауэра, первенство в этом отношении определенно держит Франция: с 1315 по 1781 год там погибло "мученической смертью" 37 министров финансов.

Типы финансовой политики:

классическая (А.Смит/1723-1790; Д.Рикардо/1772-1823) классики политэкономии до 20 г. XX в.

Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного меха­низма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Система управления финансовой деятельностью была проста - 1 орган (МФ или Казначейство).

• регулирующая (Дж. Кейнс / 1883-1946) английский эко­-
монист после 20 г. XX в.

Необходимость вмешательства и регулирования государ­ством циклического развития экономики.

Налогообложение - подоходный налог с прогрессивными ставками. Характерны высокие расходы бюджета.

Возникает система госкредита, проводится политика де­фицитного финансирования.

В 70 г. XX в. регулирование экономики становится много­целевым.

Кроме экономического роста, занятости, государство ре­гулирует денежное обращение, валютный курс, социаль­ные факторы экономики.

планово-директивная финансовая политика при адми­-
нистративно-командной системе управления (во всех
социалистических странах).


Тема 2.4. Управление финансами




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.