Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые ресурсы и источники их формирования




I i

Предпосылки появления финансов

Изучив данную тему, Вы будете

иметь представление:

• об истории возникновения финансов; знать:

• понятие финансов, сущность и функции финансов;

• сферы финансовых отношений;

• роль финансов в условиях рыночной экономики в РФ;

• финансовые аспекты приватизации;

• источники финансовых ресурсов.

Финансы возникли в эпоху позднего средневековья, но фи- нансовые отношения существовали и в рабовладельческой государстве (например, дань с покоренных племен).

Деньги Государство

Finazio (um.) - в XVI - XVII вв. государства стали устанавливать высоки!

платеж

таможенные пошлины.

В XVII - XVIII вв. формируются финансовые системы. По­является бюджет. В начале формирования финансы сосредо- тачивались в руках главы государства, затем произошло фор- мирование бюджета, в котором имелась статья расходов содержание монарха и его двора. Так было в России в XIX в. так формируется современный бюджет государств, где сохранилась монархия (напр. в Японии, Великобритании, Нидерландах, Норвегии...).

Необходимость финансов вызвана функциями, которые вы­полняет государство;

• оборона страны;

• развитие экономики;

• социальная функция;

• управление государством.

Под финансами понимается система образования, распреде­ления и использования денежных ресурсов в процессе общест­венного воспроизводства.


или:

Финансы - это совокупность денежных или экономических

отношений по созданию и расходованию фондов денежных

средств.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

• предприятием и предприятием (в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продуктов и услуг);

• предприятием и вышестоящей организацией (в процессе создания денежных фондов, их распределением);

• предприятием и государством (в процессе уплаты нало­гов и получения денежных средств из бюджета);

• предприятием и банком (в процессе получения кредита и обслуживания его);

• предприятием (физическими лицами) и внебюджетными фондами (в процессе уплаты страховых тарифов и полу­чения денежных средств из них);

• предприятием (физическими лицами) и страховыми орга­низациями (в процессе уплаты страховых взносов и воз­мещения ущерба при наступлении страхового случая).

Фонды денежных средств бывают:

• централизованные (принадлежат государству, например, федеральный бюджет, Пенсионный фонд...);

• децентрализованные (принадлежат отдельным произво­дителям, организациям, учреждениям...).

Экономические и денежные отношения, связанные с фор­мированием и использованием централизованных и децен­трализованных фондов и составляют две сферы финансо­вых отношений.

К финансам относятся и денежные отношения, связанные с кругооборотом фондов предприятия.

Главным материальным источником денежных фондов вы­ступает национальный доход страны (НД) - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта, за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем НД определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и расши­рения общественного производства. Именно с учетом размеров НД и его отдельных частей (фонд накопления и фонд потреб­ления) определяются пропорции развития экономики. Без уча­стия финансов НД не может быть распределен. Финансы -


связующее звено между созданием и использованием НД. Они воздействуют на производство, распределение и потребление и] носят объективный характер.


IIИ ОКР - научно-исследовательские и опытно-конст­рукторские работы


Распределение и перераспределение стоимости общественного] продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов] хозяйствования, государства и граждан за счет различных видов ] денежных доходов, отчислений и поступлений и используются1 на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос созданной ранее. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые ресурсы - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций.

Внутренний источник средств, используемых в государстве, один - экономика страны и ее результат. В формировании финансовых ресурсов государства можно выделить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Часть доходов дают государственные предприятия, находящиеся на автономном финансировании, но зачисляющие свои доходы непосредственно в государственный бюджет. Существование налоговых доходов государства обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование производственных доходов - выполнением государством своей предпринимательской функции. К непроизводственным доходам государства можно отнести налоги, государственные займы и эмиссию бумажных денег.

Таким образом источником финансовых ресурсов на уровне государства являются:

• налоги, формирующие федеральный бюджет;

• средства социальных внебюджетных фондов;

• средства фондов НИОКР;

• средства иных внебюджетных фондов;

• амортизационные отчисления;


доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от приватизации и коммерческого использования государственной собственности.

Для предприятий различных форм собственности исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, складочном, паевом капитале. Впоследствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются по трем важнейшим направлениям:

• собственные и приравненные к ним средства;

• мобилизация ресурсов на финансовых рынках;

• поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.

Собственные и приравненные к ним средства формируются по двум направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной (текущей) деятельности предприятия. Самостоятельное значение приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами), другие доходы, к которым, в частности, относится большая группа внереализационных доходов (штрафы, пени, безвозмездно полученные денежные и другие средства).

В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам; выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности); целевые поступления; различные взносы членов трудового коллектива и другие источники.

Кроме аккумулирования собственных источников, предприятия производят мобилизацию дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссия акций, облигаций, привлечение кредитов, включая отсрочки платежа): получают доходы от собственности в виде дивидендов от дочерних, зависимых предприятий и иных эмитентов; формируют новые финансовые ресурсы на паевых началах при организации совместной деятельности; получают бюджетное финансирование и финансирование из других источников.

Таким образом источником финансовых ресурсов на уровне предприятия являются:

• прибыль;

• амортизационные отчисления;


кредиторская задолженность;

• средства от продажи ценных бумаг;

• паевые или иные взносы;

• страховые взносы;

• средства от реализации залога и др.

Учреждения и организации некоммерческого сектор экономики для осуществления своей деятельности мобилизую финансовые средства из различных источников. Формировании финансовых ресурсов некоммерческих предприятий иорганизаций зависит от двух факторов:

• характер (вид) оказываемых услуг;

• принципы организации услуги (платность или бесплатность),

Существует группа услуг, связанных с государственным управлением и обороной, имеющих общегосударственное значение. Услуги такого рода полностью финансируются бюджетными ресурсами без привлечения средств населения, предприятий и иных источников.

Часть услуг, связанных с культурой, искусством юриспруденцией, оказывается населению только на платной основе и к бюджетным ресурсам отношения не имеет. Услуги социально-культурной направленности финансируются на смежной основе - из бюджета (в пределах определенных нормативов), за счет средств населения и предприятий (в оставшейся части). Бюджетное финансирование учреждений и организаций некоммерческого характера оказываете? строго на нормативной основе.

Кроме бюджетных средств используются два вида финансовых ресурсов:

• денежные средства предприятий и граждан по договорам Я оказание услуг или заказам на проведение мероприятий;

• поступления от населения за оказанные платные услуги и поступления от продажи изделий собственного производства.

Дополнительным источником формирования финансовых ресурсов является выручка от сдачи основных средств и оборудования в аренду, добровольные взносы и прочие поступления. В зависимости от источника финансовых ресурсов в некоммерческих организациях существует два основных типа финансирования:

• преимущественно бюджетные средства (сметное финан­сирование);

полная самоокупаемость.

Существуют особенности финансирования общественных организаций. Источником финансовых ресурсов в них служат членские взносы и добровольные пожертвования.


Постоянный рост и совершенствование производства служат основой для увеличения финансовых ресурсов.

Переход на принципы рыночного хозяйствования открывает простор для инициативы и предприимчивости.

Вместо "выбивания" бюджетных ассигнований, предназначен­ных на цели инвестирования в производство, предприятие мо­жет найти недостающие средства на финансовом рынке.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах:

самофинансирование (собственные средства, если их не­достаточно - то ценные бумаги, например, акции);

кредитование;

государственное финансирование - средства из бюджета и внебюджетных фондов выдаются безвозвратно.

Для обеспечения бесперебойного финансирования большое значение имеют финансовые резервы.

Финансовые резервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств даже при возникновении огромных потерь.

Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хо­зяйствования за счет собственных средств (самострахование), специальными страховыми организациями (метод страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней).

В отличие от нефти, железа, станков и машин, которые важны для одних фирм и не имеют значения для других, финансовые ресурсы необходимы всем предприятиям, предпринимате­лям, организациям.

Финансовые отношения пронизывают все этажи народного хозяйства. Средний машиностроительный завод, например, ежедневно оплачивает 200-300 счетов поставщиков, ему пла­тят более чем по 100 счетам. Каждое предприятие начисляет заработную плату, формирует фонды поощрения, платит на­логи, использует и погашает кредиты.

У финансов две функции: распределительная и контрольная.

Распределение НД заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников мате­риального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства.

2. Доходы предприятий сферы материального производства.


Однако первичные доходы еще не образуют общественных фондов денежных средств, достаточных для развития при - оритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обо- роноспособности страны, удовлетворения материальных культурных потребностей населения.

Перераспределение НД связано:

• с межотраслевым и территориальным перераспределена ем средств в интересах наиболее эффективного и рацио -нального использования доходов и накоплений предпри- ятий и организаций;

• с наличием наряду с производственной и непроизводст­венной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

• с перераспределением доходов между различными соци -альными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные до

ходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц

т.д.). Вторичные доходы служат для формированных пропорций использования НД.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Теперь рассмотрим, какова же роль финансов в условия

расширенного производства. Под ролью финансов следует

понимать результаты их действия. Она шире

многообразное, чем функции финансов.

Финансы способны как количественно так и качественно

влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется пропорциями фи-

нансовых ресурсов;

Качественное - воздействием на материальные интерес

участников производства.

Финансы обладают большими возможностями влияния и

экономику.

Три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

• финансовое обеспечение потребностей расширенно воспроизводства;

• финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

• финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.


Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.

Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и на нее свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.

В качестве инструмента распределения финансы действуют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости.

Использование финансов в общественном воспроизводстве сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т.п.

Посредством финансов перераспределяется валовой национальный продукт в целом. В этом заключается роль финансов государства.

Финансы предприятий являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.

В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные финансы распределяется 25% ВНП. Государство участвует в установлении производственных связей.


Перераспределение ВНП осуществляется и между, отраслям народного хозяйства. Это играет чрезвычайно важную роль развитии отраслей и регионов.

Финансы играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы так как за счет финансов содержится сфера просвещения здравоохранения.

В целом можно говорить о таких результатах действия финансов как аккумулирование, распределение, стимулирование регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным финансам, так и финансы предприятий. Для финансов предприятий можно выделить другие роли, но любая классификация является условней поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений.

Аккумулирующая роль финансов выражается механизма концентрации денежных средств в централизованных децентрализованных фондах в различных секторах экономики уровнях бюджетной системы. На практике это выражается формировании целевых фондов денежных средств различных направления использования.

Распределительная роль финансов выражается в разделения валового национального продукта между участниками процесс материального производства, отраслями национально экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основе распределения является создание основных (первичных доходов в различных уровнях финансовой системы в процесс расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводство понимают не только расширенное воспроизводство в рамке создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений кг непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов рамках всего государства равна национальному доходу.

Распределительная роль характерна для финансов на различив стадиях кругооборота, начиная от процесса материально технического снабжения и завершая реализацией потреблением продукта производства и возросшей стоимости.

Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужно обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, кг распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаг воздействия на экономические процессы: бюджет; цены тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.


Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.

Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.

Таким образом, для развития экономики необходимы рав­новесие денежных и товарных потоков, а также свободный перелив денежных ресурсов в те отрасли, предприятия, ви­ды деятельности, где они могут быть использованы наибо­лее эффективно, прибыльно. Каким может быть механизм такого движения финансов в народном хозяйстве?

Мировой опыт показывает, что в рыночной экономике взаи­модействуют два типа финансовых отношений: бюджет­ный и рыночный.

Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные цен­трализованные финансовые фонды формируются путем изъя­тия части предпринимательского дохода и дохода граждан и используются в соответствии с задачами и целями государст­венной экономической и социальной политики путем безвоз­мездных бюджетных ассигнований. Бюджетное использова­ние денежных ресурсов должно дополняться рыночным.

Необходимой составляющей эффективного функционирования рыночной экономики, состоящей из взаимосвязанных элементов является финансовый рынок.

Финансовым рынком называется рынок, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов, предъявляющих спрос и осуществляющих предложение капитала. Развитие финансового рынка в России началось с 1992 г., когда правительство стало предпринимать меры по


либерализации экономической деятельности. В первую очередь были произведены шаги по организации инфраструктуры финансового рынка. Были приняты основные законы регулированию банковской деятельности, биржевого рынка

Финансовые рынки относятся к классу инвестиционных

рынков.

Функции финансового рынка сводятся к аккумулятору

временно свободных денежных средств и формирован

ссудного капитала, обеспечению взаимосвязи продав

денежных ресурсов и покупателей, переливу капитала

наиболее эффективные сектора экономики.

На финансовом рынке деньги выступают как полноправный товар и цена за их использование согласно законам рынка; устанавливается на основе спроса и предложения. У предприятий, организаций и населения в условиях финансового рынка формируется устойчивое стремление к получению доходов денежных накоплений, а народное хозяйство получает дополнительные источники вложений.

Необходимость финансового рынка в экономике объясняет следующими обстоятельствами. В любой экономике (рыночной, плановой) с одной стороны возникает излишние денежных накоплений, с другой - потребность привлечет дополнительных денежных средств для инвестирования, связи с наличием на одном полюсе экономики времен! свободных денежных средств, а на другом - потребности в ни возникает необходимость перераспределительного механизм финансового посредничества. Таким посредником и являете финансовый рынок.

Без такого рынка капиталов нереально подлинное самофи- нансирование предприятий, так как их инвестиционные воз можности ограничивались бы лишь их собственными средст -вами и не имели бы иных источников пополнения.

Финансовый рынок представляет собой организованную ши -неформальную систему торговли финансовыми инструмен- тами. На этом рынке происходит обмен деньгами предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают, собственно, деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупате­лями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько видов финансового рынка.


1. На валютном рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие финансово-кредитные учреждения.

2. На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

 

3. Денежно-кредитный рынок включает отношения между государством, банками, предприятиями и населением, а также отношения по межбанковскому и коммерческому кредитам.

4. На рынке ценных бумаг осуществляется эмиссия, купля-продажа и перепродажа ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, долговых обязательств и др.). Подробно рынок ценных бумаг рассмотрен в тетради №8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.