Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческий подход




Поведенческие терапевты рассматривали неврозы че­ловека и аномалии личности как выражение выработан­ного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотера­пия связана с необходимостью формирования у обратив­шегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи меж­ду условным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);

наказания (сочетание неприятного воздействия с си­туацией, обычно приятной);

систематической десенсибилизации (сочетание состо­яния релаксации с предъявлением ситуации, вызываю­щей тревогу);

викарного научения (термин «викарный» означает «за­мещающий»: обучение осуществляется не через органи­зацию собственного опыта клиента, а через предъявле­ние моделей оптимального поведения).

В настоящее время во многих странах (включая Рос­сию) стал популярен психотерапевтический подход, полу­чивший название нейролингвистического программирова­ния, который имеет корни в поведенческом направлении.

Под нейролингвистическим программированием (НЛП) его авторы — Р. Бэндлер и Д. Гриндер — понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межлич­ностной коммуникации путем выделения структуры процесса (R Bandler, D. Grinder, 1981). НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, при­меняемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

Одним из главных отличий НЛП от других психологиче­ских направлений является отсутствие всякого интереса к со­держанию процессов коммуникации, а вместо этого — изуче­ние структуры процесса: всех последовательных шагов про­граммы взаимодействия или внутреннего действия у наибо­лее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором нейролингвистические про­граммисты выделяют три основные модальности — визуаль­ную, аудиальную и кинестетическую. «Очистка» и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотера­певтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основы­вается возможность эффективного использования методов НЛП во всех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Изучение структуры субъективного опыта необходимо нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение.

Как считают Бэндлер и Гриндер, практически все пси­хологические проблемы возникают у людей из-за субъек­тивной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации дол­жно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы.

Благодаря перепрограммированию поведения с помощью специальных психотехник у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший вы­бор. Здесь необходимо отметить одну специфическую осо­бенность НЛП: в этом направлении психотерапии безуслов­ное предпочтение отдается подсознательному выбору вариан­тов поведения. Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознатель­ном поиске путей их решения, то нейролингвистические про­граммисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попыта­ться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержа­ние проблем данного конкретного человека.

Сравнение основных психотерапевтических направле­ний по некоторым важным показателям можно провести с помощью таблицы.

Таблица 3. Основные направления психотерапии

Направ­ление Объект воздейст­вия Причины невроза или других психологических проблем Основной метод Основная задача психотерапии
Психоа­налити­ческое Конфликт между «Сверх-Я» и «Оно» Деструктивное действие механиз­мов психологиче­ской защиты Интерпре­тация Осознание пациентом внутреннего конфликта
Экзи-стенци-ально-гумани-стиче-ское Становле­ние лично­сти Блокирование внутриличност-ных ресурсов Помощь в самоосоз-навании и личност­ном росте Интеграция адекватного целостного «Я» и расширение пространств бытия
Пове­денче­ское Поведение Неправильное на­учение, привед­шее к неадаптив­ному поведению Формиро­вание на­выков Обучение но­вым адаптив­ным способам поведения



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.