КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жилая среда
ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДА Назовите три потока проектирования генерального плана города. А) генеральная схема расселения – детальная планировка – город в целом; Б) город в целом - крупные части – отдельные фрагменты; В) производственный район – селитебный район – центр города. 39. Функциональное зонирование города – это А) дифференциация территории города по характеру использования, т.е. по типу функционального назначения; Б) оценка территории по группе факторов; В) деление территории по административным округам. 40. Планировочные ограничения – это А) деление территории на функциональные зоны; Б) совокупность факторов, непосредственно влияющих на условия проектирования и реконструкции застройки; В) биологические, природные, водные, минерально - сырьевые и пр. ресурсы. 41. Планировочные ограничения делятся на: А) природно-климатические и антропогенные; Б) техногенные и историко-культурные; В) санитарно-защитные зоны и опорный строительный фонд.
ГЛАВА 3
Одну из главных функциональных частей города составляет его селитебная зона - территория, на которой размещаются жилые районы, общественные центры, парки и другие элементы города. Селитебная зона располагается в одной или нескольких частях города. В последнем случае в городе возникает несколько селитебных районов. Селитебный район есть крупный элемент города, органически связанный с его структурой и заключенный в определенные планировочные границы. Селитебный район, как правило, состоит из нескольких более мелких структурных образований - жилых районов. Жилой районявляется по существу основным элементом планировочной структуры селитебной территории города. Жилой район - законченный архитектурно-планировочный структурный элемент жилой застройки, состоящий, как правило, из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром, обеспечивающим законченный комплекс периодического и частично эпизодического обслуживания населения; границами жилого района служат магистральные улицы общегородского и районного значения. Численность населения жилого района при застройке 4-5 этажными домами составляет примерно 25-30 тыс. человек. Применение жилых домов большей этажности может увеличить численность населения жилого района до 40-60 тыс. человек и более. Такой жилой район может быть размещен в пределах двух-трех крупных меж магистральных территорий. Формирование жилых районов зависит от величины города и планировочной структуры его селитебной территории. Жилой район разрабатывается на основе генерального плана города, в котором определены основные градостроительные условия его развития. При планировке и застройке городов следует учитывать, что жилые районы должны быть обеспечены всеми необходимыми видами культурно-бытового обслуживания населения (по действующим нормам с учетом применения наиболее рациональных типов обслуживающих учреждений и равномерного их размещения на территории района при их удобной пешеходной доступности). Все эти учреждения должны иметь соответствующие Жилые районы в свою очередь разделяются на микрорайоны площадью 20-30 га и численностью жителей от 6 до 8 тыс. Население микрорайона при высокой этажности застройки может быть увеличено до 12-18 тыс. человек. Число микрорайонов зависит от размеров жилого района и многих местных условий. В зависимости от конкретной планировочной ситуации жилой район проектируют в виде группы микрорайонов или в виде единой территории - укрупненного микрорайона. Небольшой жилой район, который не пересекается магистралями и улицами, может быть решен в виде укрупненного микрорайона. В результате построения системы функционального членения каждого из элементов планировочных структур города селитьба имеет две четко выраженные категории территорий: жилую, которая фигурирует только в микрорайонах, и общественного назначения для различных функций обслуживания. В России в основу организации системы обслуживания положен принцип ступенчатости - все учреждения обслуживания подразделяются на учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования. К первой ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять повседневные потребности населения: школы, детские сады-ясли, магазины, предприятия торговли, общественного питания, повседневного пользования и т.п., радиус доступности которых установлен нормами и составляет 300-500м. Ко второй ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять периодические потребности населения: это клубы, кинотеатры, библиотеки, универсальные залы и т. п., радиус доступности которых составляет в среднем 700-1200 м. К третьей ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять эпизодические потребности населения: административные, культурно-бытовые и учреждения общегородского значения: горсовет, главный почтамт, театры, универсальные магазины и т.п., которые предназначаются для обслуживания всего города. Учреждения повседневного и периодического пользования относятся к массовым видам обслуживающих учреждений и размещаются в пределах жилых районов. Определение состава обслуживающих учреждений повседневного и периодического пользования, их расчет и размещение целесообразно, проводить единовременно, на всю территорию жилого района по соответствующим нормам (СНиП).
Рис.69. Пример проработки вариантов культурно-бытового обслуживания. А – анализ вариантов организации культурно-бытового обслуживания: А – в зависимости от числа общественных центров изменяется величина учреждений обслуживания, в пределах: кинотеатры – 800-2100 мест, универсальный зал -800-100 мест, столовая, рестораны, кафе – 1400-3300 посадочных мест, библиотеки -150-360 тыс. томов, КБО – 100-250 рабочих мест. Наиболее рациональный по условиям концентрации учреждений обслуживая – вариант 2 Б –планировочное районирование селитебной зоны, принятое в проекте с учетом анализа. Справа внизу: варианты решения (размещения) общественного центра нового города: а – концентрированное, б- рассредоточенное
Основная особенность организации системы культурно-бытового обслуживания в жилых районах заключается в том, что учреждения повседневного пользования образуют сеть равнозначных точек обслуживания в жилых группах и микро районных центрах, а Наряду с учреждениями культурно - бытового обслуживания населения необходимо проектировать систему зеленых насаждений и спортивных устройств. Система зеленых насаждении жилого района является частью системы зеленых насаждений. К зеленым насаждениям района относятся: парки и сады общего пользования районного и микро районного значения, озелененные участки культурно-бытовых сооружений, скверы, бульвары и уличные посадки. Зеленые насаждения района обычно проектируются крупными массивами с учетом топографических особенностей территории. Зеленые насаждения можно разделитьна насаждения повседневного пользования (дворы жилых домов и участки детских и других учреждений) и периодического пользования (сады, парки и бульвары). Парк жилого района, бульвары, озелененные проспекты и т. п. являются общественной зоной района. Как правило, парки располагают вблизи общественного центра, в увязке с размещением спортивного комплекса жилого района. Территорию парка рекомендуется зонировать, предусматривая участки для массового отдыха,спорта, развлечений, для тихого индивидуального отдыха, игр детей и т.п. Бульвары и переходные аллеи проектируются по направлениям основных потоков движения. Планировка и застройка жилых районов зависит от многих условий, часть из которых может быть отнесена к градостроительным предпосылкам, определяющим архитектурно-пространственную композицию района. К числу градостроительных предпосылок, влияющих на общую архитектурно-пространственную композицию района, следует отнести природно-климатические ландшафтные и другие местные планировочные условия проектируемого района, вытекающие из общего решения генерального плана города, атакже приемы построения жилой среды - типы жилых и общественных зданий, благоустройства территории и условия восприятия застройки. В сумме факторов, влияющих на архитектурно-пространственную структуру района всегда имеется главный, который в конкретной обстановке является определяющим. Одним из них может быть природно-климатический фактор. Выявление особенностей рельефа средствами планировки и застройки придает жилому району характерные черты, обогащает силуэт застройки, Размещение района по отношению к месту приложения труда также может оказаться определяющим для архитектурно-планировочного решения района, композиции общественного центра, выбора направления пешеходных улиц и т.п. Для жилых районов, расположенных в непосредственной близости к месту приложения труда большей части населения, важное значение приобретает организация кратчайшей пешеходной связи между жильем и промышленностью. Структура жилого района может зависеть и от расположения транспортных артерий. Так, при размещении района вдоль линий скоростной автомагистрали, метро, скоростного трамвая или монорельса планировка района, как правило, тесно связана с размещением остановок транспорта и может иметь линейную или фокусную структуру. Связи жилого района с другими жилыми районами, промышленными предприятиями, центром, зонами отдыха и иными важными для населения частями города осуществляются магистральными улицами. Сообщение внутри жилого района проходит через местные улицы и внутренние проезды, а движение пешеходов по пешеходным аллеям. Сеть улиц и проездов жилого района проектируется с учетом разделения автомобильного транспорта и пешеходов: ограничения до минимума въездов и выездов с магистральных улиц на жилые улицы и проезды местного значения; обеспечения удобных подъездов к жилым домам и общественным зданиям при условии исключения сквозного проезда по жилым территориям. Основным принципом организации системы движения пешеходов и внутрирайонного транспорта является их разделение. Разделение может быть решено как в одной плоскости (в плоскости поверхности земли), так и в разных (за счет использования подземного уровня или системы эстакад и платформ). Составной частью решения системы транспорта в жилом районе является размещение гаражей и автостоянок для индивидуального автотранспорта. В соответствии с действующими нормами в жилых микрорайонах гаражи должны быть запроектированы из расчета на перспективу 150-200 машин на 1000 жителей. Площадь автостоянки определяется из расчета 25м на одну машину. Интенсивность использования территории выражается через показатель плотности «брутто» жилого фонда - количества метров общей (полезной) площади жилых домов, на 1 га территории жилого района. Плотность жилого фонда - важнейший критерий экономичности планировочного решения. Однако повышенную плотность следует рассматривать не как определяющий принцип, а как одну из исходных позиций, с учетом которой надо принимать архитектурно-пространственное решение. Таким образом, возможности повышения интенсивности использования территории заключаются в применении новых типов Рис. 70. Жилой район «Девяткино» в районе Митино, Москва.
Рис. 71. Слева. Пешеходная доступность остановочных пунктов. а - в центрах эспланадах, б – в узловых центрах. Справа. Примеры планировочных решений больших и крупных городов.
Рис. 72. Размещение учреждений обслуживания в микрорайоне
Рис. 73. Жилой микрорайон в районе улиц Кулакова и Суворова в г. Орел
Рис. 74. Жилой район в Московской области. Рис. 75. Жилой район на 30 тыс. жителей в г. Курчатов, Курская область
76. Микрорайон «Серебрянка»
Рис. 77. Микрорайон 45-46, г. Новокузнецк.
Рис. 78. Малоэтажный жилой район в г. Пушкин
Рис. 79. Жилой район «Солнечная долина», г.Челябинск
Рис. 80. Экспериментальный жилой квартал «Круги на воде», Москва, мастерская А. Асадова
Рис. 81. Жилой район «Старые горки», г. Казань
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |