Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура построения системы общественных центров в городе




Пространственная организация сетей культурно-бытового обслуживания предопределяет формирование структуры общественных центров. При этом величина и местоположение общественного центра определяется, как уже указывалось, характером размещаемых объектов и условиями транспортной доступности. Каждый объект, представляющий элемент общественного центра, является фокусом тяготения. Характер размещения этих объектов в структуре города и на территории общественного центра определяется направлениями функциональных связей и их интенсивностью.

Рост градостроительной значимости, повышение социальной роли общественных центров, сопряженные с ростом численности городского населения и увеличением городских территорий, привели к перерастанию общегородских центров в сложные пространственные образования. Поэтому в современной градостроительной практике создание пространственно-дифференцированной системы городских центров (рис. 1) рассматривается в качестве важнейшего фактора, способствующего совершенствованию планировочной структуры города.

Построение иерархической структуры общественного центра связано с членением городской территории на планировочные зоны и планировочные районы. Этот принцип был заложен в основу генеральных планов ряда городов. Особую роль в становлении концепции полицентрической организации системы общественного обслуживания в крупнейшем городе сыграл Генеральный план Москвы (1971 г.), в котором впервые в отечественной практике была предложена трехуровневая структура системы городского центра, включившая ядро города, центры планировочных зон и планировочных районов.

Рациональное структурное построение сети общественных центров связано с решением в некоторой степени противоречивых задач. С одной стороны, необходимо добиваться максимального приближения объектов к потребителю с целью повышения доступности и снижения общественных затрат на передвижения, а с другой — следует стремиться к сокращению социальных издержек на создание и эксплуатацию общественных центров.

В крупных и крупнейших городах в целях раз­грузки центральных районов и при­ближения обслуживания к населению часть объектов городского значения целесообразно располагать в центрах планировочных районов и даже в жилых районах. Комплекс городских центров, объе­диненных системой улиц, магистралей, площадей, бульваров и парков, одновре­менно с решением сложных функцио­нальных задач способствует созданию пространственной организации архи­тектурных ансамблей города. Система общественных центров является таким образом основой формирования вза­имосвязанных архитектурных ансамб­лей, разнообразных по содержанию и пространственной композиции. При этом в композиции центров долж­ны быть четко выделены главные ансамбли: улицы, площади, ведущие общественные здания, монументы и мемориальные комплексы, историчес­кие и архитектурные памятники.

Структурные компоненты анализа и оценки размещения сети общественных центров представлены на рис. 2. Возрастающие требования к характеру и качеству обслуживания, доступности учреждений обслуживания определяют предпосылки поиска новых пространственных форм организации системы обслуживания, а соответственно и формирования структуры общественных центров.

Основными требованиями здесь являются:

1) формирование выразительных архитектурно-пространственных композиций, образный строй которых способствует развитию общественно-политической жизни (города, района) и функционированию учреждений управления, культуры, просвещения; 2) достижение комплексности развития структуры центра, гармоничного сочетания новых сооружений с исторической средой; обеспечение поэтапного формирования структуры общественных центров, обретающих на каждом этапе их реконструкции законченные архитектурные ансамбли;

3) использование имеющегося всложившейся среде композиционного потенциала застройки и природного комплекса, организация органической связи ансамблей общественных зданий с системой озеленения и водных пространств;

4) совершенствование транспортных и пешеходных связей общественных центров с жилыми районами, местами приложения труда, зонами отдыха;

5) обеспечение возможности совершенствования «технологии» общественного обслуживания, позволяющего сократить непроизводительное расходование времени населения; 6) применение наиболее прогрессивных решений объемно-планировочного построения общественных центров, способствующих экономии материальных, экономических и энергетических ресурсов как в процессе их формирования, так и в процессе их эксплуатации.

Социально-экономические условия и особенности градостроительной ситуации предопределили морфологическое разнообразие объемно-пространственного построения общественных, центров (рис. 3).

Развитие общественных центров на современном этапе, связанное с увеличением объема центральных функций, приводит к появлению в их структуре специализированных центров: центры общественно-политические формируются объектами, имеющими большое общественно-политическое значение. В этих центрах создаются пространства для организации массовых общественно-политических мероприятий (демонстрации, митинги и т. п.). Центры административно-деловые связаны с концентрацией административно-управленческих учреждений, научно-исследовательских и проектных организаций; мемориальные центры имеют большое общественно-воспитательное значение. Создаются они для увековечения важных событий, имевших место в истории города, или мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей. Большое распространение получили центры, раскрывающие темы революционных преобразований, победы в Великой Отечественной войне. Центры культуры связаны с концентрацией культурно-просветительных учреждений, таких как музеи, библиотеки, выставочные залы, лектории; зрелищные центры включают театры, кинотеатры, цирки, концертные залы. В крупных и крупнейших городах создаются, кроме того, специализированные выставочные центры; центры отдыха организуются преимущественно в парковых и лесопарковых зонах и предусматривают организацию различных видов отдыха (активного, тихого и т. п.), центры досуга и развлечений выставочные и танцевальные залы, клубы занятий по интересам. «Индустрия отдыха оснащается в последнее время и технически — игровыми автоматами, аттракционами и пр.; спортивные центры создаются из крупных спортивно-зрелищных объектов и помещений для занятий различными видами спорта, они рассчитаны на охват широкого контингента посетителей; торговые центры формируются на основе кооперированного размещения специализированных торговых предприятий. В последнее время начинают создаваться специализированные торговые центры, использующие новые формы торгового обслуживания.

Названные специализированные центры (рис. 4) не исчерпывают всего многообразия функциональной организации узлов общегородских общественных центров, а скорее представляют тенденции развития. В процессе развития структуры общественного центра происходит не только специализация узлов, но и их объединение.

Функциональное зонирование городского центра

Общение по интересам при этом может стать не только формой все­стороннего развития личности, но и видом общественно полезной твор­ческой активности. Оно в большей степени, чем любой другой вид произ­водственной деятельности, определяет широту взглядов, готовность к соци­альным контактам, отсутствие пре­дубеждений и провинциализма, т. е. все то, что мы связываем со специфи­ческой функцией городской жизни — завершенность социального организ­ма и развитие культурных традиций. Общение становится фундаменталь­ной и повседневной потребностью каждого человека. Поэтому такой комплексный центр общения можно рассматривать как универсальную ос­нову для формирования функциональ­ной структуры городского центра. Особые функции определяют до­полнительные объекты центра, которые по социальному содержанию нередко играют весьма важную роль. При про­ектировании городских центров необ­ходимо определить, какие обществен­ные здания необходимы и каковы требования к размещению этих объек­тов в связи с особыми функциями города.

Функциональное зонирование об­щегородских центров и взаимосвязи общественных зданий в городах, раз­личных по величине, природным ус­ловиям, планировочной структуре, ос­новываясь на общих принципах, полу­чают разнообразное пространственное выражение. Зона административных, общест­венных и деловых учреждений может делиться на две части: администра­тивно-общественную, включающую здания административных, партийных, общественных, профсоюзных органов, творческих организаций, открытые про­странства для демонстраций и на­родных празднеств, и административ­но-деловую, включающую дома контор, проектных и изыскательских орга­низаций, трестов. Научно-исследовательские учреж­дения и учебные заведения в зави­симости от их числа и характера могут или формировать самостоятель­ные зоны, или как отдельные объекты размещаться в других зонах. Архитектурные и исторические па­мятники в городских центрах разме­щают как отдельные объекты в составе различных зон или формируют спе­циальные мемориальные зоны или за­поведники.

Подобные центры общения, а так­же центры искусств и другие центры культурно-просветительного и зрелищ­ного назначения размещаются, как правило, в общегородских центрах с включением существующих объектов или формируются в центрах новых городских районов и могут быть свя­занными с городскими парками и ме­мориальными комплексами. Кроме того, на территории каждой зоны ор­ганизуются места кратковременного отдыха посетителей, а также опреде­ленные виды услуг, сопутствующих большому скоплению людей, — сануз­лы, киоски и т. д.

Городской центр можно решать в виде отдельного структурного обра­зования, площадь которого определя­ется из расчета 4,5—6 м2 на 1 жителя. Это обеспечит удобное обслуживание населения и безопасность пешеходно­го сообщения внутри территории цент­ра.

 

Многие города, особенно крупней­шие, имеют свои, только им при­сущие «особые функции»: Москва, Киев, Минск — столицы; Ульяновск — Мемориальный центр мирового значе­ния; Владивосток — восточные мор­ские «ворота» страны; Мурманск и Архангельск — северные «ворота»; Ял­та — центр крупного курортно-оздоровительного района; Владимир, Самар­канд и т. п.— центры туризма. Особые функции определяют до­полнительные объекты центра, которые по социальному содержанию нередко играют весьма важную роль.

Характерной чертой центров суще­ствующих городов является также то, что их учреждения размещаются обыч­но на территории исторического цен­тра города, обладающего историко-архитектурными ценностями. Таким образом, решение вопросов формиро­вания или преобразования обществен­ных центров обычно связано с практи­ческим решением сложнейшей проб­лемы взаимоотношения нового со ста­рым. При этом величина и значение города определяют состав зданий, фор­мирующих общегородской центр; рас­положение производственных комплек­сов, топография местности и общая планировочная структура города опре­деляют местоположение и композицию центра.

 

Рис. 82. Примеры пространственной организации специализированных центров: a — административно-деловой; б — спортивный; в — мемориальный

 

 

Рис. 83. Структура общественных центров города:

1 – общегородской центр (ядро и центральный район);

2 – центры жилых, промышленных районов и зон массового

отдыха;

3 – специализированные центры: учебные, медицинские, спортивные и др.; 4 – центры обслуживания в системе расселения.

 

 


 

 

 

Рис. 84. Функции центра (по О. Смирновой):

1— общественная жизнь; 2 — управление; 3 — деловая активность; 4 — наука; 5 — образование; 6 — культура; 7 — просвещение; |8 — искусство; 9 — отдых, досуг; 10 — туризм;11 — спорт; 12 — здравоохранение; 13— торговля;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.