КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура построения системы общественных центров в городе
Пространственная организация сетей культурно-бытового обслуживания предопределяет формирование структуры общественных центров. При этом величина и местоположение общественного центра определяется, как уже указывалось, характером размещаемых объектов и условиями транспортной доступности. Каждый объект, представляющий элемент общественного центра, является фокусом тяготения. Характер размещения этих объектов в структуре города и на территории общественного центра определяется направлениями функциональных связей и их интенсивностью. Рост градостроительной значимости, повышение социальной роли общественных центров, сопряженные с ростом численности городского населения и увеличением городских территорий, привели к перерастанию общегородских центров в сложные пространственные образования. Поэтому в современной градостроительной практике создание пространственно-дифференцированной системы городских центров (рис. 1) рассматривается в качестве важнейшего фактора, способствующего совершенствованию планировочной структуры города. Построение иерархической структуры общественного центра связано с членением городской территории на планировочные зоны и планировочные районы. Этот принцип был заложен в основу генеральных планов ряда городов. Особую роль в становлении концепции полицентрической организации системы общественного обслуживания в крупнейшем городе сыграл Генеральный план Москвы (1971 г.), в котором впервые в отечественной практике была предложена трехуровневая структура системы городского центра, включившая ядро города, центры планировочных зон и планировочных районов. Рациональное структурное построение сети общественных центров связано с решением в некоторой степени противоречивых задач. С одной стороны, необходимо добиваться максимального приближения объектов к потребителю с целью повышения доступности и снижения общественных затрат на передвижения, а с другой — следует стремиться к сокращению социальных издержек на создание и эксплуатацию общественных центров. В крупных и крупнейших городах в целях разгрузки центральных районов и приближения обслуживания к населению часть объектов городского значения целесообразно располагать в центрах планировочных районов и даже в жилых районах. Комплекс городских центров, объединенных системой улиц, магистралей, площадей, бульваров и парков, одновременно с решением сложных функциональных задач способствует созданию пространственной организации архитектурных ансамблей города. Система общественных центров является таким образом основой формирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по содержанию и пространственной композиции. При этом в композиции центров должны быть четко выделены главные ансамбли: улицы, площади, ведущие общественные здания, монументы и мемориальные комплексы, исторические и архитектурные памятники. Структурные компоненты анализа и оценки размещения сети общественных центров представлены на рис. 2. Возрастающие требования к характеру и качеству обслуживания, доступности учреждений обслуживания определяют предпосылки поиска новых пространственных форм организации системы обслуживания, а соответственно и формирования структуры общественных центров. Основными требованиями здесь являются: 1) формирование выразительных архитектурно-пространственных композиций, образный строй которых способствует развитию общественно-политической жизни (города, района) и функционированию учреждений управления, культуры, просвещения; 2) достижение комплексности развития структуры центра, гармоничного сочетания новых сооружений с исторической средой; обеспечение поэтапного формирования структуры общественных центров, обретающих на каждом этапе их реконструкции законченные архитектурные ансамбли; 3) использование имеющегося всложившейся среде композиционного потенциала застройки и природного комплекса, организация органической связи ансамблей общественных зданий с системой озеленения и водных пространств; 4) совершенствование транспортных и пешеходных связей общественных центров с жилыми районами, местами приложения труда, зонами отдыха; 5) обеспечение возможности совершенствования «технологии» общественного обслуживания, позволяющего сократить непроизводительное расходование времени населения; 6) применение наиболее прогрессивных решений объемно-планировочного построения общественных центров, способствующих экономии материальных, экономических и энергетических ресурсов как в процессе их формирования, так и в процессе их эксплуатации. Социально-экономические условия и особенности градостроительной ситуации предопределили морфологическое разнообразие объемно-пространственного построения общественных, центров (рис. 3). Развитие общественных центров на современном этапе, связанное с увеличением объема центральных функций, приводит к появлению в их структуре специализированных центров: центры общественно-политические формируются объектами, имеющими большое общественно-политическое значение. В этих центрах создаются пространства для организации массовых общественно-политических мероприятий (демонстрации, митинги и т. п.). Центры административно-деловые связаны с концентрацией административно-управленческих учреждений, научно-исследовательских и проектных организаций; мемориальные центры имеют большое общественно-воспитательное значение. Создаются они для увековечения важных событий, имевших место в истории города, или мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей. Большое распространение получили центры, раскрывающие темы революционных преобразований, победы в Великой Отечественной войне. Центры культуры связаны с концентрацией культурно-просветительных учреждений, таких как музеи, библиотеки, выставочные залы, лектории; зрелищные центры включают театры, кинотеатры, цирки, концертные залы. В крупных и крупнейших городах создаются, кроме того, специализированные выставочные центры; центры отдыха организуются преимущественно в парковых и лесопарковых зонах и предусматривают организацию различных видов отдыха (активного, тихого и т. п.), центры досуга и развлечений выставочные и танцевальные залы, клубы занятий по интересам. «Индустрия отдыха оснащается в последнее время и технически — игровыми автоматами, аттракционами и пр.; спортивные центры создаются из крупных спортивно-зрелищных объектов и помещений для занятий различными видами спорта, они рассчитаны на охват широкого контингента посетителей; торговые центры формируются на основе кооперированного размещения специализированных торговых предприятий. В последнее время начинают создаваться специализированные торговые центры, использующие новые формы торгового обслуживания. Названные специализированные центры (рис. 4) не исчерпывают всего многообразия функциональной организации узлов общегородских общественных центров, а скорее представляют тенденции развития. В процессе развития структуры общественного центра происходит не только специализация узлов, но и их объединение. Функциональное зонирование городского центра Общение по интересам при этом может стать не только формой всестороннего развития личности, но и видом общественно полезной творческой активности. Оно в большей степени, чем любой другой вид производственной деятельности, определяет широту взглядов, готовность к социальным контактам, отсутствие предубеждений и провинциализма, т. е. все то, что мы связываем со специфической функцией городской жизни — завершенность социального организма и развитие культурных традиций. Общение становится фундаментальной и повседневной потребностью каждого человека. Поэтому такой комплексный центр общения можно рассматривать как универсальную основу для формирования функциональной структуры городского центра. Особые функции определяют дополнительные объекты центра, которые по социальному содержанию нередко играют весьма важную роль. При проектировании городских центров необходимо определить, какие общественные здания необходимы и каковы требования к размещению этих объектов в связи с особыми функциями города. Функциональное зонирование общегородских центров и взаимосвязи общественных зданий в городах, различных по величине, природным условиям, планировочной структуре, основываясь на общих принципах, получают разнообразное пространственное выражение. Зона административных, общественных и деловых учреждений может делиться на две части: административно-общественную, включающую здания административных, партийных, общественных, профсоюзных органов, творческих организаций, открытые пространства для демонстраций и народных празднеств, и административно-деловую, включающую дома контор, проектных и изыскательских организаций, трестов. Научно-исследовательские учреждения и учебные заведения в зависимости от их числа и характера могут или формировать самостоятельные зоны, или как отдельные объекты размещаться в других зонах. Архитектурные и исторические памятники в городских центрах размещают как отдельные объекты в составе различных зон или формируют специальные мемориальные зоны или заповедники. Подобные центры общения, а также центры искусств и другие центры культурно-просветительного и зрелищного назначения размещаются, как правило, в общегородских центрах с включением существующих объектов или формируются в центрах новых городских районов и могут быть связанными с городскими парками и мемориальными комплексами. Кроме того, на территории каждой зоны организуются места кратковременного отдыха посетителей, а также определенные виды услуг, сопутствующих большому скоплению людей, — санузлы, киоски и т. д. Городской центр можно решать в виде отдельного структурного образования, площадь которого определяется из расчета 4,5—6 м2 на 1 жителя. Это обеспечит удобное обслуживание населения и безопасность пешеходного сообщения внутри территории центра.
Многие города, особенно крупнейшие, имеют свои, только им присущие «особые функции»: Москва, Киев, Минск — столицы; Ульяновск — Мемориальный центр мирового значения; Владивосток — восточные морские «ворота» страны; Мурманск и Архангельск — северные «ворота»; Ялта — центр крупного курортно-оздоровительного района; Владимир, Самарканд и т. п.— центры туризма. Особые функции определяют дополнительные объекты центра, которые по социальному содержанию нередко играют весьма важную роль. Характерной чертой центров существующих городов является также то, что их учреждения размещаются обычно на территории исторического центра города, обладающего историко-архитектурными ценностями. Таким образом, решение вопросов формирования или преобразования общественных центров обычно связано с практическим решением сложнейшей проблемы взаимоотношения нового со старым. При этом величина и значение города определяют состав зданий, формирующих общегородской центр; расположение производственных комплексов, топография местности и общая планировочная структура города определяют местоположение и композицию центра.
Рис. 82. Примеры пространственной организации специализированных центров: a — административно-деловой; б — спортивный; в — мемориальный
Рис. 83. Структура общественных центров города: 1 – общегородской центр (ядро и центральный район); 2 – центры жилых, промышленных районов и зон массового отдыха; 3 – специализированные центры: учебные, медицинские, спортивные и др.; 4 – центры обслуживания в системе расселения.
Рис. 84. Функции центра (по О. Смирновой): 1— общественная жизнь; 2 — управление; 3 — деловая активность; 4 — наука; 5 — образование; 6 — культура; 7 — просвещение; |8 — искусство; 9 — отдых, досуг; 10 — туризм;11 — спорт; 12 — здравоохранение; 13— торговля;
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |