КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отсутствие действенного механизма конкуренции
РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ Успешными обычно оказываются те модернизации, в которых социально-политические изменения следуют по времени за экономическими, а не опережают их. Этой позиции придерживаются многие известные экономисты. Для России существуют возможностей более чем достаточно для того, чтобы успешно выполнить экономическую модернизацию. Какие же препятствия мешают началу реальных преобразований? Важнейшим препятствием на пути модернизации России выступает уверенное неприятие конкуренции как основного рычага развития современных экономик. Было бы неправильно говорить, что в России сегодня нет конкуренции, но совершенно очевидно, что ее пространство сужается и она воспринимается политической и финансовой элитой скорее как неизбежное зло, чем как важный элемент хозяйственной системы. Все последнее десятилетие прошло в нашей стране под знаком консолидации крупных компаний и огосударствления промышленного потенциала. Хотя статистика показывает, что в большинстве отраслей очевидны преимущества тех предприятий, которые ощущают влияние конкуренции, а не тех, которым даруются монопольные привилегии, государство и бизнес уверенно идут по пути искоренения конкуренции. Мы хотели бы подчеркнуть, что говорим не о «засилье государства», а именно о конкурентной борьбе. Хорошо известно, что в 2000-2009 гг. добыча нефти в России, в которой заняты как частные, так и государственные компании, выросла на 52,9 %, тогда как добыча газа, где доминирует «Газпром» - всего на 4,3 %. То же самое можно сказать и о других отраслях. Крупный российский бизнес, оправившись после кризиса 1998 г., начал быстрый процесс консолидации. В стране образовалась контролирующая почти 100 % выпуска алюминия компания «РусАл»; возникли две-три компании, доминирующие на рынке минеральных удобрений и в черной металлургии; более 80 % нефтедобычи и 76 % нефтепереработки в России контролировалось пятью компаниями. Государство, считавшее, что оно утратило «лидирующие позиции» в экономике, начало возвращать под свой контроль крупнейшие компании страны. За последние 5-7 лет был установлен контроль над «Газпромом», деприватизирован и расчленен «ЮКОС», выкуплены у собственников «Сибнефть», ВСМПО «Ависма» и десятки других компаний. Сотни предприятий, где государство почти утратило свои позиции, были объединены в госкорпорации - «Ростехнологии», объединенные авиа- и судостроительные корпорации. На многие региональные компании был наложен контроль местных властей. Кризис лишь закрепил состояние de facto, передав многие компании в руки государственных банков. За ослаблением конкуренции скрывается стремление к сверхприбылям, из которых черпаются дивиденды владельцев олигархических структур, доходы чиновников и депутатов представительных органов власти, а также поступления в бюджет. Таможня, приносящая в России невиданную для развитых стран долю бюджетных поступлений, оберегает отечественных производителей от внешней конкуренции. При этом противостоящая ограничению конкуренции Федеральная антимонопольная служба (ФАС) до самого последнего времени крайне неохотно пользовалась имеющимися у нее возможностями и очень редко доводила дело до восстановления попранных прав конкурентов. Многочисленные огромные штрафы, накладываемые ФАС, например, на вертикально интегрированные нефтяные компании, эффективно оспариваются в судах после того, как сообщения о них попадают на первые полосы газет. Для опытных профессионалов не составляет большого труда доказать любому суду, что розничная цена на тот или иной вид продукции, несмотря на практически идентичную цену у конкурентов, формируется по-иному. Любой суд соглашается с такой аргументацией, поскольку никаких прямых доказательств нарушений антимонопольного законодательства, как правило, не предъявляется. В этих условиях модернизационные преобразования подменяются демагогической риторикой, хотя менеджмент крупнейших российских компаний внутренне готов к ужесточению условий как ведения бизнеса, так и ответственности за нарушение нормативных правил осуществления финансово- хозяйственной деятельности. Можно констатировать, что во взаимоотношениях власти и бизнеса достигнуто равновесие, но считать его устойчивым ни в коем случае нельзя. Если государство в ближайшее время не начнет наводить порядок в этой сфере, чаша весов склонится в сторону бизнеса, на руках у которого появятся неоспоримые доказательства нерешительности, а значит, слабости власти. Пока же будем считать постановку вопроса «способствует ли модернизации текущее состояние конкуренции в России?», риторической.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |