КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка профессиональной деятельности педагога 1 страница
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Для проведения исследования потребуется карта интересов — вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:
Заполнение ответного бланка может выполняться индивидуально или в группе. Инструкция испытуемому: «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один минус, а если очень не нравится — два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается». КАРТА ИНТЕРЕСОВ ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХО ТЕЛИ БЫ ВЫ? 1. Знакомиться с жизнью растений и животных. 2. Уроки по географии, чтение учебника географии. -3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях. 4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека. 5. Уроки домоводства или домашние задания по домоводству. 6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков. 7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков. 8. Читать технические журналы (например, «Техника молодежи», «Юный техник»). 9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники. 10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами. 11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении. 12. Узнавать о достижениях в области строительства. 13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.). 14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах. 15. Знакомиться с военной техникой. 16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях. 17. Читать классиков советской и зарубежной литературы. 18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки. 19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе. 20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого). 21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции. 22. Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете. 23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг». 24. Изучать экономическую географию. 25. Занятия иностранным языком. 26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства. 27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии. 28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства. 29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах. 30. Изучать биологию, ботанику, зоологию. 31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям. 32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов. 33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины. 34. Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности. 35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят». 36. Находить химические явления в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций. 37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах). 38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика. 39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними. 40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели. 41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой. 42. Читать популярную литературу о средствах передвижения. 43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках. 44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений. 45. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом. 46. Читать литературно-критические статьи. 47. Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи. 48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране. 49. Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами. 50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя. 51. Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во время похода. 52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков. 53. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства. 54. Читать художественную литературу на иностранном языке. 55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет. 56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя. 57. Слушать оперную или симфоническую музыку. 58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио— и телепередачи. 59. Посещать биологический кружок. 60. Заниматься в географическом кружке. 61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов. 62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути лечения. 63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед. 64. Проводить опыты по физике. 65. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг). 67. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные подсчеты. 68. Мастерить различные предметы и детали из металла. 69. Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать). 70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек. 71. Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей. 72. Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов. 73. Заниматься в стрелковой секции. 74. Изучать историю возникновения различных народов и государств. 75. Писать классные и домашние сочинения по литературе. 76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей. 77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело. 78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо. 79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших. 80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта. 81. Заниматься в математическом кружке. 82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии. 83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка. 84. Посещать музеи, художественные выставки. 85. Выступать на сцене перед зрителями. 86. Играть на одном из музыкальных инструментов. 87. Играть в спортивные игры. 88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений. 89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы. 90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея. 91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта. 92. Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи. 93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике. 94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии. 95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и т. д.). 96. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр. 97. Заниматься на уроках труда в школьных и слесарно-станочных мастерских. 98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке. 99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами. 100. Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств. 101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих. 102. Участвовать в военизированных играх (например, в «Зарнице»). 103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры... 104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе. 105. Вести личный дневник. 106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении. 107. Быть пионервожатым. 108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть. 109. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна. 110. Решать сложные задачи по математике. 111. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов. 112. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия. 113. Заниматься в художественном кружке. 114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности. 115. Петь в хоре или посещать музыкальный кружок. 116. Заниматься в какой-либо спортивной секции. 117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных. 118. Участвовать в географической экспедиции. 119. Участвовать в геологической экспедиции. 120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние. 121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ или посещать их. 122. Участвовать в физических олимпиадах. 123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах. 124. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому выполнять чертежи. 125. Разбираться в сложных радиосхемах. 126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом. 127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками. 128. Помогать по возможности в строительных работах. 129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т. п. 130. Летать на самолетах неотложной помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами. 131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня. 132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы. 133. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном. 134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях. 135. Подготавливать и проводить сборы или собрания. 136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков. 137. Помогать работникам милиции. 138. Постоянно общаться с различными людьми. 139. Участвовать в математических олимпиадах. 140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда. 141. Беседовать с друзьями на иностранном языке. 142. Участвовать в выставках изобразительного искусства. 143. Посещать театральный кружок. 144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах. 145. Принимать личное участие в спортивных соревнованиях. 146. Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними. 147. Производить топографические съемки местности. 148. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходиться напряженно работать по заданной программе. 149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке. 150. Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т. д.). 151. Решать сложные задачи по химии. 152. Работать на химическом производстве. 153. Участвовать в выставках технического творчества. 154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники. 155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия. 156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы. 157. Работать в строительной бригаде. 158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения. 10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию? 12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? 17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному? 20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей? 28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию? 30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе? 31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию? 34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у Вас много друзей? 38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Дешифратор Коммуникативные склонности: положительные ответы — вопросы 1 -го столбца; отрицательные ответы — вопросы 3-го столбца. Организаторские склонности: положительные — вопросы 2-го столбца; отрицательные — вопросы 4-го столбца. 2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл. 18). Таблица 18 Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
При АНАЛИЗЕ полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры: 1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. 2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присуши на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой. ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. 3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. 5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. Раздел второй РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ Глава 1 РАБОТА ПСИХОЛРГА С ПЕДАГОГОМ Данный раздел работы детского психолога нередко недооценивается, в то время как именно педагог зачастую является источником проблем, которые затем обнаруживаются у ребенка. Однако при оценке личностных особенностей педагога обычно используются «традиционные», «универсальные» методики исследования личности, без учета ее профессиональной специфики. В данной главе сделаны попытки хотя бы частично исправить это положение. Все сказанное потребует пересмотра сложившихся методов оценивания педагогов и эффективности их деятельности. Если, например, заглянуть в старые документы, то, согласно приказу №805 Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 1 августа 1977 г. «Об улучшении организации труда профессорско-преподавательского состава вузов», основными видами деятельности преподавателей являются учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-методическая работа и проч. Не обсуждая содержания и необходимости каждого вида деятельности, следует отметить, что структурно-учебная деятельность по подготовке специалиста высшей квалификации включает 46 наименований обязательных конкретных работ; учебно-методическая деятельность включает 29 наименований; научно-исследовательская — около 20 и 10 направлений работы в русле организационно-методической деятельности. Не говоря о реальности выполнения, вполне вероятно, что приведенные в приказе 115 наименований работ имеют различные уровни проявления и должны соответствующим образом оцениваться. Однако ни сам подход, ни тем более существующие способы оценок деятельности преподавателей нельзя признать удовлетворительными. В большинстве случаев они односторонние, субъективные и являются одним из источников конфликтов и обид, которые мешают нормальной работе учреждений и кафедр. Вероятно, еще более широк спектр работ школьного учителя, который является еще и воспитателем, и классным руководителем и т. д. В то же время нельзя забывать, что если оценка проводится регулярно и объективно, то она превращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности, развития индивидуального личностного потенциала работников. Отдельные аспекты оценивания могут дополнять друг друга, но в любом случае должно прослеживаться воздействие мотивации, направленной на повышение. эффективности труда. Мотивационный аспект оценки значительно увеличивается, если система оценивания оказывается связанной с системой оплаты труда. Помимо адекватной оплаты труда оценивание имеет своей целью распределение сотрудников по определенным группам, начиная от руководящего резерва и лиц, нуждающихся в повышении квалификации, до оценки новых работников, проходящих испытательный срок. Нельзя не отметить и значение оценки для самого учителя, так как она, как правило, положительно воздействует на формирование его личности, пробуждает интерес к более глубокому познанию своего предмета и развивает стремление к повышению педагогического мастерства. Введение рыночных отношений и финансовая самостоятельность учебных заведений, вероятно, должны снизить драматичность этой проблемы, так как эффективность деятельности преподавателя будет определяться потребностью и стоимостью подготовленных им специалистов на рынке труда. Однако необходимость производить коррекцию деятельности в ходе учебного процесса не всегда позволяет дождаться конечного результата даже в частных школах. Кроме того, существование госбюджетных учреждений позволяет предположить, что данная проблема сохранится и будет актуальной еще довольно долго. В настоящее время различными авторами предпринимаются отдельные попытки объективизировать систему оценки труда учителей и преподавателей, но в действительности проблема по-прежнему остается нерешенной. Здесь нетрудно вспомнить попытки введения сугубо количественных критериев оценки работы, например, по числу часов аудиторных занятий преподавателя, исходя из того, что обоснованное нормирование и учет преподавательского труда требуют рассмотрения категории рабочего времени, с которой связано все то общее и специфичное, что характеризует труд и позволяет количественно соизмерить качественно различные виды человеческой деятельности. При этом прежде нередко ссылались на К. Маркса, который писал: «Как количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть рабочее время. Различие в продолжительности самого труда является единственным различием, свойственным ему, предполагая данным его качество. Как рабочее время, труд получает свой масштаб в естественных мерах времени, часах, днях, неделях и т. д. Рабочее время суть живое бытие труда, безразличное по отношению к его форме, содержанию, индивидуальности; оно является живым количественным бытием труда и в то же время имманентным мерилом этого бытия». Вывод о том, что труд преподавателя, как и всякий труд, должен, в конечном счете, учитываться в присущей ему естественной причине измерения, то есть в его рабочем времени, при недостаточной разработке подхода отчетливо обнаруживает свои просчеты и курьезы. Нередко бывает, что учителям, которые, ничего не делая или наводя порядок, отсиживают «свои» часы в кабинете, отдается предпочтение перед теми, кто находится в творческом поиске, занимается научной работой, подготовкой учебника и пр. Не менее спорным и порождающим массу проблем является подход, оценивающий педагогическую деятельность с точки зрения ее качества, так как без оценки качества, погоня за одним лицо. количеством приносит вред учебному процессу, если и не прямой, то косвенный. Если взять вуз, то даже при оценке «научной деятельности» незримо присутствует оценка качества статей, пособий, разработок и т. д. Когда такая оценочная прикидка проводится внутри кафедры, то качество научной работы очевидно для сотрудников кафедры и без всякой формализации. Если же качество выражается в цифрах, на основе которых сравниваются между собой кафедры, факультеты, вузы, то ничего, кроме вреда, выражающегося в нездоровом стремлении любыми способами набрать больше баллов, получено не будет. При этом, в первую очередь, страдает именно искомое «качество» продукции педагогической деятельности. В школах достаточно длительное время пользуется популярностью направление в оценивании учителей, основанное на детально разработанных профессиограммах педагогической деятельности. Принципы профессиографии сформулированы еще К. К. Платоновым и включают в себя: принцип комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности); принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию; принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; принципы перспективности и реальности. В соответствии с данными принципами, для преподавательской деятельности были разработаны профессиограммы, включающие описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Особой основательностью в дан-
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |