Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 73




Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Комментируемая статья возникла на базе сходных с ней по содержанию статей Федеративного договора от 31 марта 1992 г. В первую его часть-Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации вошло, например, положение: «Статья III. 1. Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором». Во вторую часть Федеративного договора - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации была включена норма: «Статья III. 1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

Комментируемая статья Конституции может толковаться и применяться только в увязке со статьями 71 и 72 о пределах ведения Федерации и о совместном ведении Федерации и ее субъектов, а также с рядом других статей. Например, согласно статье 77, субъекты Федерации самостоятельно устанавливают системы своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В соответствии со статьей 68 республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.

Статья 73 провозглашает презумпцию компетентности субъектов Федерации: они обладают «всей полнотой государственной власти» и соответственно всеми государственно-властными полномочиями, за исключением тех, которые закреплены за Федерацией. Наличие этой презумпции избавляет федеральную законодательную власть от необходимости «дозировать» компетенцию субъектов Федерации путем установления перечней их полномочий, а самих субъектов-от ожидания, когда им «дадут» то или Иное полномочие. Между тем именно таким путем «сверху вниз» в течение ряда десятилетий в прошлом (до подписания Федеративного договора) они определялись, причем чаще всего правительственными постановлениями. Новый метод разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами способствует развертыванию инициативы последних, укреплению их самостоятельности.

При толковании статьи 73 необходимо помнить, что разграничение компетенции между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией и федеральными законами, основанными на ней. но и договорами (см. комментарий к части третьей статьи 11).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.