Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античный этап развития мировой политической мысли




(5 ст.до н.э.- 2 ст.н.э.)

 

В отличие от доантичного, античный этап имеет свои особенности:

· Впервые политические теории выделились в отдельную отрасль;

· Выдвинулся принцип индивидуальной свободы и гражданских обязанностей вместо восточной коллективистской морали. Предоставили право писать законы и формировать политические институты людям;

· Впервые в политических теориях рассматривались вопросы о сути и форме государства, а также идеи частной собственности и права

 

Именно концепции античности заложили фундамент для западной политической традиции.

 

5 ст. до н.э.— софисты (платные учителя философии в Древней Греции).

Протагор, Гипий, Фрасемах и др.

Протагор: «Мера всех вещей–человек. Все люди от природы равны».

 

Сократ не написал ни одного научного труда. Его мысли за ним записывали его ученики (Платон, Аристотель). Сократ утверждал, что цари и правители не те, кто держат в руках скипетр, кто получили власть по жребию или путем насилия, а те, в ком есть искусство управлять людьми.

 

Значительный вклад в развитие политической мысли античности сделали греческие философы Платони и Аристотель, римский историк Полибий, римский политик Цицерон.

Платон —наиболее одаренный ученик Сократа. Он пояснял генезис государства как природное стремление людей к общественной жизни для обеспечения потребностей в существовании и совершенствовании. Одна из его работ- «Государство» (в 4 томах). Государство, по мнению Платона, должно служить прежде всего высокому идеалу—приближению людей к идее добра, спокойствия и счастья. Он разработал две концепции государства: идеальную и реальную.

 

Основными признаками идеального государства по Платону являются:

 

1)Всеобщность и постоянство государства. Всеобщность предполагает, что государство руководствуется всеобщим добром, а не отдельными интересами граждан, а постоянство заключается в том, чтобы граждане совместно продвигались к достижению цели государства.

 

2)В идеальном государстве все граждане должны быть поделены на 3 общественных слоя, каждый из которых должен жить и воспитываться в определенных условиях и обладать собственными добродетелями:

I (наивысший) слой – правители, которые должны быть философами (философы, которые управляют государством). Их добродетель–мудрость;

II- воины, которые заботятся про целостность государства, берегут его границы и внутренний порядок. Их добродетель–храбрость; III- ремесленники, купцы, хлеборобы, все те, кто заняты добычей материальных способов для существования. Их добродетель–умеренность, продуманность действий и поступков.

Первые два слоя должны жить по коммунистическим принципам—без частной собственности, семьи, а также должны пройти школы государственного воспитания.

Платон выделяет формы государства по степени их совершенства и регрессивной линии развития.

Аристократия -власть лучших, тимократия—власть военных, олигархия—власть богатых; демократия—власть, которая допускает равенство и нивелирует иерархические свойства людей; тирания—власть несправедливых и нерозумных людей, которые захватили её силой.

Таким образом, идеальная форма государственного правления, по мнению Платона, существовала в прошлом. Если в государстве нет философов, способных управлять, Платон предлагает в работе «Законы» проект законодательного государства, в котором мудрые законы заменяют мудрость философов. В этой работе Платон высказал уникальную догадку про гибель государства, в котором законы не имеют силы и находятся под чьей-то властью, напротив только то государство обеспечивает благо граждан, в котором закон—государь над правителями, а они—его рабы.

 

У Платона учился Аристотель. Его работа- «Полития». Аристотель, в отличие от Платона, не предлагал проект идеального государства, а сосредоточил внимание на такой государственной модели, которая была б наиболее приемлемой для определенных исторических условий. Он трактовал государство как объединение свободных граждан для осуществления управления делами общества. Аристотель не принимал идею Платона про обобществление собственности и семейной жизни исходя из того, что это приведет к лени и эгоизму.

Формы государства он классифицировал по двум критериям: количеству правителей и целью правления (служение общему благу или личным интересам). В соответствии с этими критериями Аристотель выделил правильные и неправильные формы государства.

К правильным формам он относил монархию (царскую власть), аристократию и политию, а к неправильным– тиранию, олигархию и демократию.

Наилучшей формой государства он считал политию–умеренную демократию, которая объединяет лучшие черты олигархического и демократического правления и базируется на законах. Полития должна опираться на средний класс, который поддерживал бы равновесие между богатыми и убогими.

Основной лозунг «Политии»: человек—животное политическое. (Т.е. каждый человек стремится к власти).

 

Полибий раскрыл логику возникновения и изменения шести форм государства в рамках одного цикла: монархии, аристократии, олигархии, демократии, охлократии, тирании. Монархия как единоличное правление царя или вождя базируется на разуме. Разлагаясь, монархия превращается в тиранию, а недовольство тиранией приводит к тому, что благородные мужи с помощью народа устанавливают аристократию. Аристократия, в свою очередь, постепенно перерождается в олигархию, где власть используется с целью наживы. Народ, недовольный роскошествами олигархии, свергает её власть и устанавливает свое правление–демократию. Её извращенной формой становится охлократия (власть толпы), при которой доминирует беззаконие и неразбериха. Неспособная управлять толпа снова выбирает себе царя. Для того, чтобы преодолеть круговорот политических форм, нужно установить смешанную форму государства, которая объединяла бы монархию, аристократию и демократию.

 

Марк Тулий Цицерон —представитель Древнего Рима. Заложил основы юридического понимания государства не только как проявления общественного интереса всех его свободных членов, а и, прежде всего, как упорядоченного правом их общения, «всеобщего правопорядка». Он обосновал республиканский принцип построения государства (res publlicus - дело общественное).

Идеальное государство–республика (такая, как Римская). Основная цель государственной власти–безопасность граждан, преодоление у них страха друг перед другом.

Цицерон, как и Полибий, выступал за смешанную форму государства по аналогии с государственным устройством Рима, в котором монархическая форма проявлялась в полномочиях магистрата (прежде всего власть консулов), аристократическая–в полномочиях сената, демократическая–в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Управление государством, которое, по мнению Цицерона, является объединением науки и искусства, требует знаний, честности и практических навыков. Мудрый государственный деятель должен предусмотреть ход политических событий, своевременно нейтрализовать нежелательные последствия, а в период опасности для государства быть способным диктаторским путем установить порядок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.