Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просветительско-рационалистический этап




СРЕДНЕВЕКОВЬЕ—ТЕОЛОГИЯ.

Упадок греко-римской цивилизации и образование феодальных государств средневековой Европы, где христианская церковь занимала главенствующее положение, привело к существенному изменению сути и содержания политической мысли. Политическая мысль средневековой Европы прибывала под влиянием теологии.

Догматы Церкви выступали одновременно и политическими аксиомами и правовыми нормами

Центральным пунктом средневековых доктрин был принцип «нет власти не от Бога, существующая власть Богом установлена». Наибольшее распространение в XII- XIII ст. приобрела доктрина «двух мечей», которыми владела Церковь. Один меч она сохраняла при себе, другой вручала правителям, чтобы те могли вершить земные дела и одновременно выполнять волю Церкви. Аврелий Августин.

Фома Аквинский «О граде Божьем и о Земле».

 

 

(XV ст. - I половина XIX ст.)

 

В эпоху Нового времени, с зарождением капиталистических отношений, политическая философия пыталась освободиться от теологии, рационально объяснить природу политических явлений.

Данный период представлен такими пятью основными концепциями:

§ Макиавеллизм

§ Концепция государственного суверенитета

§ Теория общественного договора

§ Концепция разделения властей

§ Концепция гражданского общества и правового государства

§ Марксизм

Макиавеллизм

 

Основателем данной был Николо Макиавелли. Главная его работа, в которой заложил основы светского понимания государства и политики—«Государь». Он пытался освободить политику от религиозных и моральных основ. Сущность любого вероучения, по мнению Макиавелли, важно не с точки зрения его истинности, а с точки зрения общественной выгоды; т.е. для выполнения рабской повинности или для формирования высоких качеств свободного человека. Отстаивал лозунг «цель оправдывает средства», а это означало, что правитель ради славы и могущества государства может нарушать моральные нормы. Но допускал аморальность правителя только в случае смертельной опасности для Родины. Во всех других случаях правитель должен стремиться быть честным и справедливым.

Идеалом государственного управления для Макиавелли была смешанная республиканская форма Древнего Рима. Но ей должна предшествовать единоличная диктатура для укрощения своеволия аристократии и наведения твердого порядка.

Основные принципы политики (советы для политика), обоснованные Макиавелли, можно обобщить таким образом:

· Для того, чтобы управлять, нужно знать истинные причины поступков людей, их желания и интересы;

· В политике всегда нужно рассчитывать на худшее, а не на идеально лучшее;

· Власть не должна посягать на собственность подданных, поскольку это вызывает ненависть

· Правитель должен объединять в себе качества льва, чтобы силой сломать врагов, и лисицы, чтобы избегать хитро расставленных противниками ловушек;

· Государь должен вызывать ужас для того, чтобы если не приобрести любовь, то хотя бы избавится от ненависти и обеспечить порядок в государстве;

· Народ, выбирая должностных лиц, способен сделать лучший, чем правитель, выбор;

· Тирания правителя значительно страшнее, чем тирания народа.

 

Концепция государственного суверенитета.

 

Основатель Жан Боден.

 

Жан Боден сформулировал понятие суверенитета как существенного признака государства. В его понимании, суверенитет государства–единая, неделимая, свободная от ограничений и законов власть над гражданами и подданными.

Основными признаками суверенитета (по Бодену) являются:

· самостоятельность власти, которая внешне проявляется в независимости от других государств, а внутренне–в независимости от подчинения кому-либо внутри государства;

· постоянство и непрерывность власти (которые во Франции, например, проявлялась при официальном сообщении про смерть одного короля и вступление на престол другого (король умер, да здравствует король) - передача власти мирным путем;

· несвязанность законами, поскольку они являются распоряжениями той же суверенной власти (власть может быть связана правом как проявлением общей справедливости);

· неотчуждаемость и неделимость власти (монархия).

 

Суверенная власть, по мнению Ж.Бодена, имеет право издавать законы, провозглашать войну и мир, назначать чиновников, осуществлять высший суд, миловать, чеканить монету, устанавливать меры и веса, собирать налоги.

Теория общественного договора

 

Концепции природных прав и общественного договора были разработаны английскими мыслителями Томасом Гоббсом и Джоном Локком, а также французскими мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен посягать на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Т.Гоббс—как «войну всех против всех», Дж.Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существования природных прав людей, а Ж.-Ж. Руссо трактовал природное состояние как наиболее счастливый период человечества. В зависимости от понимания природного состояния эти мыслители поясняли суть общественного договора между властью и людьми.

 

 

1. Томас Гоббс «Левиафан».

 

Природа человека–война всех против всех. Государство- результат общественного договора между властью и людьми, где люди полностью отказываются от своих прав, подчиняются абсолютной власти (Левиафану- мифическому чудовищу), чтобы избавиться от постоянного страха за собственную жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.