КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности общения с покупателями разного темперамента
Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, в большинстве случаев, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. Во взаимоотношениях с людьми флегматик постоянно ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые просто могут сформироваться в определенных условиях. Время от времени у человека этого темперамента может развиться апатичное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Смелый (холерик) • Уверены в себе, самодовольны. Иногда манера их поведения смахивает на наглую или даже хамскую. • Очень требовательны к окружающим, этим людям трудно угодить. • Считают себя всегда правыми. Существует «их» мнение и «неправильное» мнение, поэтому слушают невнимательно. Считают, что все, что им необходимо знать, им уже известно. • Ненавидят детали и тонкости, привыкли воспринимать картину в целом. Подробности и нюансы их выводят из себя.
• Нетерпеливы, хотят добиться своего быстро и сейчас. Им все подавай сразу, все должно быть сделано «вчера». • Цена зачастую их не очень интересует. Они не будут биться за копейки – это не в их стиле. Предпочтут подослать своего заместителя, который вытянет из продавца все возможное. • Стремятся быть впереди. Это клиенты, которые, узнав, что конкурент приобрел рекламу размером 10 на 10, заказывают рекламу 20 на 20. • Хотят все самое новое и современное, бросаются на новинки. Модель нового телефона или автомобиля еще официально не появилась на местном рынке, а у них она уже есть. Варианты товара «новый и улучшенный» рассчитаны на них. • Зачастую мотивами покупки для них является потребность в престижности (эксклюзивности), признании и уважении со стороны окружающих. Фразы, присущие им: • Короче! • Ближе к делу! • Давайте быстро, что там у вас? • Время – деньги, не отвлекайтесь. • Не тяните резину! Продавая им: • Держитесь уверенно! Если вы будете тушеваться, то клиент не станет испытывать к вам уважения и вести с вами дела. Это единственный тип клиентов, на словесную пощечину которого нужно отвечать такой же словесной пощечиной. Он вам заявляет: «Мое время дорого стоит», а вы ему в ответ: «Я уважаю ваше время, но мое – не дешевле». • Избегайте долгих и подробных объяснений. Прежде всего, клиента-холерика интересует конечный результат (выгода). • Говорите прямо, не ходите вокруг да около. Если он теряет клиентов, проигрывает конкурентам, отказывается от уникальной возможности – скажите ему об этом. • Не спорьте с ними. Не говорите им: «Вы не правы» или «Вы ошибаетесь», помните, что в открытую они никогда не признают свою неправоту. Если ваши мнения расходятся, задайте уточняющий вопрос, например: «Откуда у вас такие сведения?». Аргументируйте свое мнение, ссылаясь на опыт вашей фирмы и удовлетворенных клиентов, например: «90 наших постоянных клиентов подтвердили…».
• Требуйте от них скорейшего принятия решений, это их не разозлит, так как обычно они оперируют в среде с довольно быстрым темпом. • Подскажите, как использование вашего продукта позволит им быть лучше или опередить других: «Вы будете одним из первых, у кого будет…». Искренний (меланхолик) Этот тип – прямая противоположность предыдущему. • Чувствительные, внимательные люди. При принятии решений руководствуются своими ощущениями. Милые и приятные в общении. • Важнейшая потребность этих людей – быть понятыми. • Близко к сердцу принимают неудачи в бизнесе. Если их подвели, обманули, то они будут помнить об этом очень долго. • Избегают риска, терпеливы и осторожны. Они и сами не спешат, и не будут торопить вас. Не принимают поспешных решений. Фразы, присущие им: • Что вы думаете по этому поводу? • Каково ваше мнение? • Как вы считаете? • Что мне лучше подойдет? • Что бы вы сделали на моем месте? • Что обычно выбирают ваши клиенты? Они искренне ищут совета и поддержки. Не отвечайте им: «Вы клиент – вам и решать». Ответьте: «Учитывая ваши пожелания и потребности, я вам рекомендую…». Продавая им: • Завоюйте их доверие! Не доверяя вам, они будут закрыты и несговорчивы. Проявляйте к ним интерес, задавая вопросы о них и их бизнесе, внимательно выслушивайте ответы, не перебивая и не проявляя нетерпения. • Не предлагайте им рисковать, говоря: «Давайте рискнем» или «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Таких клиентов нужно уверить в безопасности предлагаемых им условий, сказав: «Вы в данном случае ничем не рискуете, потому что…». Покажите, что сотрудничество с вашей фирмой будет легким и безопасным для них. • Не торопите их, иначе вы лишь создадите нервозную обстановку и вызовете ненужные подозрения. Если они рассказывают вам о чем-то, выслушайте до конца. Они не болтливы, но обычно не переходят к обсуждению дела сразу, а после своеобразного разогрева – обсуждения отвлеченных вопросов. • Если это уместно, используйте заверения со словом «лично», например: «Я лично прослежу (все проверю)». Им важно, чтобы их интересы представлял или отстаивал человек, которому они доверяют.
• Разделяйте их чувства. Если клиент говорит: «Что-то я не до конца уверен, нет спокойствия на душе», скажите ему: «Я понимаю, как вы себя чувствуете, я бы на вашем месте чувствовал то же самое. Но вам нечего опасаться, и вот почему…». Дружелюбный (сангвиник) • Открыты и общительны, очень много говорят. • Любят хвастаться и преувеличивать, в беседе ориентированы на себя. • Эмоциональны, активно жестикулируют. • Боятся сказать «нет», скорее пообещают, а потом не выполнят. • Непунктуальны, часто не доводят начатое до конца. • «Рубахи-парни», пообщавшись с вами несколько минут, ведут себя так, будто вы знакомы всю жизнь. Фразы, присущие им: • Здорово! Потрясающе! Фантастика! Продавая им: • Определите временные рамки. Если встреча или телефонный разговор слишком затягивается по причине говорливости клиента, скажите ему, что у вас осталось несколько минут, сославшись на важную встречу или собрание. • За что-нибудь похвалите, проявите восхищение (но не льстите) – для них это, как наркотик. За это они вас полюбят. • Выслушивайте их, даже если это трудно. Если вы этого не сделаете, то это сделает продавец конкурента. • Если такой клиент долго не может принять решение, прямо его спросите, глядя в глаза: «Что вам мешает принять решение?» или «Что вас не устраивает в нашем предложении?» • Не касайтесь отвлеченных тем, чтобы не нарваться на получасовой монолог по этому вопросу. • Будьте энтузиастами. Эти люди любят общаться с веселыми и энергичными людьми. • Говорите им, что вы заинтересованы в них и вам важно сотрудничество с ними. Они хотят чувствовать себя значимыми – так дайте им такую возможность. Компетентный (флегматик) • При принятии решений опирается на расчеты, факты, доказательства. • Чтобы принять решение, должны иметь полную ясность. Именно поэтому задают много вопросов. Такие клиенты приходят в магазин, просят инструкцию по пользованию изделием и долго ее изучают. • Верят в то, что сами способны во всем разобраться (увидеть все подвохи). • Не бросаются на новинки, хотят того, что проверено большим количеством людей.
• Часто мотивами покупки для них являются безопасность и проверенная надежность. • Перед принятием решения должны все обдумать, взвесить все «за» и «против». • Не эмоциональны, скрывают свои чувства, выражение лица большую часть времени неизменно, логично мыслят. Игнорируют чувства других людей, бессмысленно на встрече с ними кокетничать или заискивающе улыбаться. • Увереннее чувствуют себя с документами, расчетами и оборудованием. Фразы, присущие им: • Докажите, подтвердите. • Дайте мне информацию в письменном виде. • Представьте мне сравнительные таблицы, расчеты, статистику. • Покажите мне сертификаты. • Хочу видеть полный список ваших клиентов. Продавая им:
• Оперируйте точными данными, статистикой и расчетами. Пусть факты говорят сами за себя. • Не торопите, помогите взвесить все плюсы и минусы. • Ссылайтесь на удовлетворенных клиентов, проверивших ваш продукт на деле. Представьте списки таких клиентов и их письменные отзывы о сотрудничестве с вами. • Будьте готовы доказать и подтвердить любое сказанное вами слово. • Не пытайтесь «взять» такого клиента эмоциями. Широкая улыбка, рассказ о достоинства продукта взахлеб – не для него.
4.5 Характер и его проявление при общении «продавец – покупатель» Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Индивида называют «человеком с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Темперамент и характер человека определяют его типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами. Акцентуация характера». Под акцентуацией характера понимается чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека. Известна классификация акцентуации характера, разработанная немецким ученым К. Леонгардом, основанная на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. На основании различных классификаций выделяются следующие типы акцентуации характера. • Гипертимный тип: - подвижен, общителен, чрезмерно самостоятелен; - оптимист, хорошее настроение помогает справляться с трудностями; - стремится подтвердить свою высокую самооценку; - не портит отношения с руководством; - ему нельзя доверять однообразную работу; - не доводит дело до конца, разбрасывается; - зла не держит; - если создать условия для проявления инициативы, работа закипит; - лучше поручать работу, требующую контактов с людьми; - не щадит себя, старается все успеть; - ему следует гасить возбуждение музыкой, аутотренингом»! • Аутистический тип: - держится официально, не раскрывает своих переживаний; - одиночка, на веселье смотрит со стороны, малообщителен; - с трудностями разбирается сам; - хороший работник, но малопонятный; - эмоциональный, чувствительный, легкоранимый; - может быть робким или неприступным; - тактичен, ненавязчив, самостоятелен в поведении; - при попытке «влезть в душу» замыкается; - общается с похожими на себя людьми; - ему следует развивать эмоциональность, общаться с открытыми людьми. • Лабильный тип: - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; - грубость приводит в уныние; - чувства глубоки, привязанности устойчивы, умеет сопереживать; - для него важен успех в жизни, микроклимат в коллективе; - обстановка доброжелательности обеспечивает продуктивность деятельности; - на него нельзя кричать, ругать; - благоприятно воздействие гипертимов. • Демонстративный (истероидный, актерский) тип: - склонность к вытеснению, демонстративному поведению; - неспособность воспринимать свое поведение со стороны; - легко имитирует других людей; - выдает себя за такого, каким его хотят видеть в данный момент; - старается привлечь к себе внимание, разыгрывает сцены; - может наговаривать на себя, переключаться с одной роли на другую; - с разными людьми ведет себя по-разному; - хорошо разбирается в людях, стремится ими управлять; - выдергивает из принятых взглядов то, что ему подходит; - без ложной скромности намекает на свою исключительность; - имеет широкий круг контактов, его любят, хочет хорошо выглядеть; - склонен к авантюризму; - надо чувствовать, где он играет, а где реальное положение дел; - ему можно поручить рекламу. • Психастенический тип: - замкнутый, добросовестный, аккуратный; - выражение лица строго озабоченное, но это забота о себе, своем здоровье; - склонен к анализу, самоанализу; - отсутствует твердая позиция, оттягивает выводы и решения; - тревожен, мнителен, нерешителен, его одолевают сомнения; - не следует поручать ему работу, связанную с принятием решения; - ему противопоказана административная работа; - можно рекомендовать развивать образную память, эмоциональность. • Застревающий (паранойяльный) тип: - волевой, упрямый, пробивной, властолюбив, деспотичен; - для него характерна самореклама; - на критику реагирует пробежкой по парку и опять встает на прежние позиции; - злопамятен, долго помнит обиды; - новые идеи усваивает с трудом, но если понял, то следует им с упорством; - медлителен в движениях, ступает неторопливо с самолюбованием; - чрезмерно аккуратен; - работает с людьми трудно, легче «наводит порядок»; - негативные обстоятельства вызывают отрицательные эмоции, что приводит к взрыву, агрессии; - успех ведет к головокружению; - характерна повышенная подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других людей, конфликтность©; - не стремитесь его перевоспитать, не противоречьте ему; - его жизнь должна быть разнообразной, окружающие должны быть терпимы к высказыванию им забытых обид. • Конформный тип: - растерянный, несобранный, несамостоятельный, робкий, покорный; - при малейшей трудности у него опускаются руки, нужна поддержка; - теряется, не знает что делать, что правильно, а что нет; - напору уступает, но чувствует среднестатистическое мнение окружающих; - именно конформисты цементируют коллектив; - незаметен, никогда не выступает на первый план; - способен «раствориться» в интересах и ценностях других; - редко меняет место работы, среду; - если отношения не сложились, терпеливо их переносит; - хорошие заместители, но должны при этом четко знать, что делать, в какие сроки; - им следует развивать твердость характера. • Неустойчивый тип: - нет твердых внутренних принципов и позиций; - недостаточно развито чувство долга; - стремится к развлечениям, настроен на потребление; - пренебрегает обязанностями, блага жизни получает за счет других; - не способен к кропотливому труду, за ним нужен контроль; - умеет устанавливать временные контакты; - легко поддается влиянию, ищет новых впечатлений, компаний; перевоспитание непродуктивно; - надо учитывать его интересы, увлечения; - он добьется успеха там, где нужно выполнять приятную работу, с развлечениями. • Циклоидный тип: - периодические изменения настроения и работоспособности; - в фазе подъема — гипертим, в фазе спада — неактивен, медлителен, неохотно общается, молчит; - спады и подъемы могут быть до 2—3 раз в неделю; - в период подъема легко схватывает суть работы, решает проблемы, может переоценивать себя; - в период спада снижается работоспособность, думает неохотно; - критика, неприятности усугубляют состояние; - для него характерны: доброта, непрерывность эмоциональных переживаний; - ему нельзя поручать работу, требующую постоянно высокого темпа труда. К акцентуированным характерам можно отнести также следующие типы: • сензитивный (повышенная впечатлительность, боязливость, склонность к депрессии и ипохондриям, обостренное чувство собственной неполноценности); • астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондриям); • шизоидный (отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения); • эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с жестокостью), конфликтность, скрупулезная педантичность); • дистимный (пониженное настроение, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни). Чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |