КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфический характер и место Законов Ману и Артхашастры Каутильи в правовой системе Древней Индии
При ответе на первый вопрос студенту не следует забывать, что содержащиеся в шастрах сведения имеют зачастую схоластический, явно тенденциозный характер, ибо первоначальной целью брахманов при написании дхармашастр было: создание учебников для своих учеников, передача им своей религиозно-философской мудрости, правовых и моральных установлений, предписаний, воспитание их в духе неуклонного следования дхарме. АК как трактат о политике представляет собой теоретическое изложение государственной мудрости, наставлений не одному, а всем правителям (раджам). Эти наставления основывались не на обобщении фактов политической истории конкретного государства Маурьев. Представленное в АК государство (структура государственных, судебных органов, их функции и др.) — абстрактный образ, созданный в рамках науки шастр, соединяющий в себе характерные черты многих реально существовавших в то время государств. Вместе с тем содержащиеся в шастрах сведения о нормах права не были продуктом произвольного творчества брахманов, которые отбирали, модифицировали, дополняли наиболее распространенные и общепризнанные нормы обычного права. В этой связи особого внимания заслуживает в АК кн. III «Область деятельности суда», непосредственно связанная с кн. IV «О поддержании общественного порядка». В кн. III нетрудно найти отражение 18 поводов судебного разбирательства — по сути классификацию судебных исков. В логико-тематической последовательности в ней представлены и сами правовые нормы, касающиеся собственности, договоров, брака, наследования имущества и пр. Нельзя отрицать влияния на составление шастр и государственных установлений. В Древней Индии наряду с понятием «дхарма» существовало и понятие «ньяя» — закон, близкое к европейскому значению этого слова. Свидетельства государственных установлений наиболее ярко проявляются в Артхашастре, которая придавала особую правовую силу эдиктам правителя по сравнению с другими источниками права Древней Индии, а именно: дхармашастрами, судебной практикой, обычаями. Студенту в связи с анализом двух вышеназванных историко-правовых источников необходимо ответить на следующие вопросы. Во-первых, с какими историческими обстоятельствами связано появление в Древней Индии двух литературных традиций правового жанра: светской, кшатрийской (Артхашастра) и религиозной, брахманской (дхармашастры)? Во-вторых, какое место они занимали среди источников права Древней Индии; в чем заключалось принципиальное сходство и различие их принципов, институтов и норм? В этой связи особого внимания заслуживает религиозная теория источников права по ЗМ, к числу которых были отнесены «Веды, смрити, одобренный обычай и то, что согласуется с доброй совестью» (ЗМ. II. 12). Критическое рассмотрение данной теории предполагает характеристику каждого из перечисленных в указанном фрагменте Дхармашастры понятий. Необходимо также дать объяснение крайне противоречивому характеру отдельных положений и норм ЗМ, толкуемых исходя из многочисленных фиктивных посылок брахманской ортодоксии с позиций равного авторитета всех дхармашастр, их истинности, так как все они сохраняют в веках «запомненную» мудрость Вед[3]. Студент должен обосновать приоритетную роль в системе источников древнеиндийского права местного обычая, отсылки к которому содержатся во многих статьях ЗМ (VIII. 41; 46 и др.) и АК (III. 1 (40) и др.). В рамках широкой интерпретации шастр обычай предстает как «поведение добродетельных, благоразумных людей» или их «общее мнение» (АК. III. 1 (40).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |