Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права




Специфика древнеиндийского общества связана с его жестким сословным делением на четыре варны: брахма­нов — священнослужителей, кшатриев — правителей и воинов, вайшьев - земледельцев и ремесленников и шудр — слуг, призванных обслуживать три высшие Вар­ны «со смирением». Концепция «варнашрамы», или ре­лигиозно-морального статуса индуса в зависимости от

его принадлежности к конкретной варне, является ос­новой ортодоксального права Древней Индии. Анализи­руя отражение в шастрах характера социальной структу­ры Древней Индии, студенту необходимо прежде всего уяснить происхождение и соотношение таких различных социальных категорий, как класс, варна и каста[4].

В шастрах достаточно свидетельств о существовании рабовладения в Древней Индии, об источниках рабства, о бесправном положении рабов, которых продавали, сда­вали в наем, закладывали и пр. Студент может составить весьма полное представление об их положении из ана­лиза статей ЗМ (VIII. 163; 415; IX. 48; 54-55 и др.). Но о рабах в ЗМ и АК говорится несравненно меньше, чем о другой сословной группе неполноправных представите­лей древнеиндийского общества — варне шудр, что яв­ляется достаточно ярким показателем того, что рабов­ладение в этой стране, при всей его значимости, не вы­полняло структурообразующей социальной функции.

Первая глава ЗМ содержит мифологическое объясне­ние происхождения варн — сословий, созданных Ману из своих уст (брахманов), рук (кшатриев), бедер (вайшиев) и ступней (шудр), что и определяет их наслед­ственно-профессиональный характер: жрецов, воинов и пр. (ЗМ. I. 87—91). При этом подчеркивается особое место брахманов, «наилучших» среди людей вследствие пре­восходства своего рождения, имеющих «право на все» (ЗМ. I. 100). Между варнами существуют не только право­вые, профессиональные, но и более важные для древ­ней Индии статусно-престижные, религиозно-ритуаль­ные различия, связанные с приобщением представите­лей трех высших варн к изучению священных книг, в силу которого они и получали привилегированный ста­тус «дважды рожденных» (в отличие от шудр — «еди­ножды рожденных») (ЗМ. II. 37; X. 4).

Этим мифологическим объяснениям необходимо про­тивопоставить научную теорию происхождения варн: возникновение сначала первых трех варн, варн «дважды рожденных» (в силу углубляющегося разделения труда, арийских завоеваний и др.), а затем — варны шудр, све­дения о которых, содержащиеся в шастрах, крайне про­тиворечивы.

Так, в одних случаях различаются рабы и шудры, рабы и лица, находящиеся в услужении, в других эта диффе­ренциация отсутствует. Понятие «даса» в ЗМ (X. 32) одно­временно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услу­жении. Противоречивы и сведения о правовом положении рабов. АК, например, говорит скорее о домашнем раб­стве, предоставляя рабу определенные имущественные, наследственные, брачно-семейные права (III. 13 (20—25). Связано это с тем, что процесс классообразования в Древ­ней Индии носил незавершенный характер, а рабство здесь было одной из форм неполноправности, далеко не един­ственной. Здесь широко был представлен, по словам К. Маркса, «пестрый хаос переходных форм», многочис­ленные промежуточные социальные состояния от свободы к рабству. Не случайно гл. 13 кн. III AK содержит «Устав о работниках и рабах», где подчеркивается сходство статуса раба с наемным работником, положение которого в ряде случаев было более тяжелым, чем положение раба, обес­печенного хотя бы скудным пропитанием. В этой главе го­ворится, например, о распространенности в Древней Ин­дии «заложничества» родственников, о «самозакладе» за долги, при этом указывается, наряду с некоторыми пра­вами рабов (АК. III. 13 (20—25), и на ряд прав «продавшего себя» свободного (АК. III. 13 (1, 2, 9, 13).

Если закон кармы является идейной основой тради­ционной Индии, то структурообразующей основой ее социальной организации является складывающаяся к концу древнего периода ее истории каста, существую­щая здесь около трех тысяч лет, которая и ныне пред­ставлена почти тремя тысячами крупных видов, не счи­тая более мелких образований — подкаст (джати). Каста, субстратом которой является варна, это социальная об­щность или группа по рождению, наследственная, эн­догамная, закрытая для проникновения посторонних, традиционно специализирующаяся по роду хозяйствен­ной деятельности или кругу занятий с ярко выражен­ным кастовым самосознанием, занимающая определен­ное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии (М. К. Кудрявцев).

Если верхние социальные границы иерархически орга­низованной системы кастового социального неравенства определяет положение особо почитаемых «высших» каст брахманов, считающихся «вечным воплощением» дхар­мы (ЗМ. I. 90), выполняющих особую гиперсоциальную функцию «сохранения сокровищницы дхармы», воспи­тания других в духе неизменного следования дхарме, то нижние ее границы еще в Древней Индии стало опреде­лять вневарновое положение каст «неприкасаемых», на­зываемых в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними четко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными риту­алами «очищения от загрязнения» при общении с ними (ЗМ. X. 51—57) и др. Необходимо особо подчеркнуть, что если в Древней Индии «благосостояние» («шри») тради­ционно не связывалось с накоплением богатств, ибо оно в большей мере определялось социальным престижем, властью, то уже к концу ведического периода (с середи­ны I тыс. до н. э.) стали все больше углубляться различия в экономическом положении тех или иных слоев населе­ния. В шастрах можно найти много упоминаний о шуд­рах, владеющих значительным богатством («тучными ста­дами»), способных притеснять брахманов (ЗМ. X. 129). Доказательства как социально-экономического расслое­ния варн, так и сдерживающего влияния на эти процес­сы варновых, кастовых, общинных, большесемейных отношений можно найти и в других положениях шастр.

На основе изучения ЗМ и АК студент может само­стоятельно подтвердить общий вывод, что все правовые Нормы шастр, регулирующие имущественные, брачно-семейные и другие отношения, были основаны в этих памятниках права на жестком представлении о древне­индийском обществе как обществе, разделенном на че­тыре неравноправные варны и отторгающем вневарновые ритуально «нечистые» касты «неприкасаемых».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.