КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое положение основных групп населения
Танский кодекс содержит богатый материал, на основе которого студент может выявить некоторые черты социальной структуры средневекового Китая. Основным делением танского общества было деление на свободных и лично зависимых людей («добрый люд» — лян жэнь и «подлый люд» — цзянъ жэнъ), которые в свою очередь, по ряду критериев делились на более мелкие социальные группы. Так, «подлый люд» подразделялся на зависимых от казны (см., например, ст. 28 «Лично зависимые гун, юэ и цзаху») и зависимых от частных лиц. Кроме того, «подлый люд» различался и по функциональному признаку— по роду выполняемых работ (лица, занятые в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, отправлении торжественных церемоний и ритуальных действий ипр.). Однако наибольшее значение имело деление людей категории цзян жень по степени ограничений в правах. Подавляющее большинство лично свободных составляли непривилегированные тяглые простолюдины (байсин). Как правило, наказания за проступки простолюдинов рассматривались Кодексом как стандарт, исходя из которого определялись степень и вид наказания для других категорий населения. Так, Кодекс выделяет лиц, по своему правовому положению приравненных к домашнему скоту и другому имуществу. Вместе с тем известны и отдельные группы «подлого люда», правовое положение которых было приближено к статусу младших членов семьи (так, ст. 47 «Лично зависимым гуаньху и буцюй» в качестве общего правила предписывала наказание наравне с лично свободными простолюдинами). Преобладающее количество статей Кодекса посвящено между тем другой категории «доброго люда» — чиновничеству, чье поведение регламентировалось на основании учения Конфуция «о благородном человеке», занимающем привилегированное положение в танском обществе. Чиновничество подразделялось на две категории — чиновников основного штата и вспомогательного штата. Студенту необходимо проанализировать соответствующие статьи документа и выявить специфические экономические, социальные и правовые привилегии государственных служащих и членов их семей. Правовое положение конкретного лица в средневековом Китае в значительной мере определялось также в зависимости от занимаемых почетных и наградных должностей, а также аристократических титулов. Каждой должности и титулу соответствовал определенный ранг, согласно которому и предоставлялись те или иные преимущества, носившие экономический (получение соответствующего своему рангу жалования, земельного участка, освобождение от уплаты налогов и трудовых повинностей) и правовой характер. К иным преимуществам, помимо права на соискание должности определенного ранга, относилось предоставление родственникам и подчиненным «тени». Этот институт представлял собой общеобязательный способ передачи влиятельным лицом экономических и правовых привилегий на основе родственной или функциональной близости. Интенсивность «тени» зависела от ранга «тенедателя» и от степени родственной или функциональной близости «тенедателя» или пользователя «тени». С одной стороны, «тень» (инь) предусматривала смягчение или освобождение от наказания в случае совершения преступления пользователем «тени» (возможность подачи прошения, уменьшения наказания, откупа). С другой стороны, «тень допуска» (чушэнь) предоставляла преимущества родственникам должностного лица при соискании ими должности. Студенту надлежит обратить внимание на ряд правил, регламентирующих деятельность чиновничества, способы их продвижения по служебной лестнице, с которыми были неразрывно связаны их правовые привилегии. В связи с этим необходимо выделить систему ежегодных академических экзаменов на ученую степень[21], институт проверки заслуг — ежегодной аттестации управленческого персонала, проводимой непосредственным начальством. Это закреплялось в традиционных формулировках «четырех достоинств» и «двадцати семи совершенств», системе откупов чиновников от наказаний и практике автоматического повышения ранга после четырех лет пребывания в одной должности. Для чиновников высокого ранга продвижение по служебной лестнице требовало одобрения императора, что также свидетельствовало о неоднородности самой чиновничьей бюрократии и делении ее на четко обозначенные группы. Институт служебных взысканий, противоположный автоматическому повышению чиновника по службе, предусматривал различные взыскания: разжалование, лишение занимаемой должности, запрещение заниматься служебной деятельностью на протяжении определенного времени, понижение ранга. Студенту следует обратить внимание и на то, что в традиционном китайском обществе правовой статус индивида определялся не только его местом в социальной иерархии, но и выполнением в данный конкретный момент общественно значимой деятельности, благодаря чему любой человек получал усиленную правовую защиту. Лица, выполняющие одинаковые социальные функции, образовывали социальную группу, обозначаемую термином «сэ» (цвет), часто переводимым как «статус». В зависимости от того, является ли функция постоянной или временной, смысловое содержание термина «сэ» могло варьироваться. Под категорией «сэ» можно понимать и сословие, и социальный слой, и группу лиц с конкретными правомочиями, и чиновничий ранг. Согласно традиционным представлениям, такие постоянные функции, как функция правителя и подданного, отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, друзей, соответствовали пяти типам социальных связей (у лунь), выраженных в отношениях взаимного морального долженствования (между правителем и подданным), родства (между отцом и сыном), субординации (между старшим и младшим братьями), различия (между мужем и женой) и доверия (между друзьями), упорядочивали устои общества и особо охранялись средневековым китайским правом.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |