Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План семинарского занятия. Избирательные реформы XIX в




Тема 13 Конституция США 1787 г.

Избирательные реформы XIX в.

Создание системы правовых норм, закрепивших характерные черты английской конституционной монархии (Вестминстерской модели) в XVII-XVIII вв.

Процесс формирования конституционной монархии Англии, с характерными чертами ответственности правительства перед парламентом, вотумом недоверия контрмерой против него — роспуском палаты общин,; партийной принадлежностью премьер-министра, членов кабинета министров и пр., растянулся на длительнoe время и в основных чертах завершился лишь в CVIII в. в результате принятия Трехгодичного акта 1694г., Акта о должностях 1707г., (отменившего зап­рет для министров занимать место в палате общин) и др., а также в результате утверждения ряда конститу­ционных обыкновений (или конституционных соглаше­ний): о неприменении королем права абсолютного вето на законы, принятые английским парламентом (1707г.), о формировании правительства партией, по­лучившей большинство мест на выборах в Палату об­щин, об объявлении парламентом вотума недоверия правительству (впервые вынесенного в 1782 г.), о фор­мальном праве короля, а фактически правительства, распускать Палату общин с назначением новых выбо­ров (с 1784 г.) и др.

Студенту следует обратить внимание на то, как вме­сте с постепенным ограничением своих обязанностей в силу тех или иных исторических обстоятельств король лишался и своих важнейших государственных прерога­тив.

Историческая картина формирования конституцион­ной монархии в Англии была бы неполной без анализа актов о народном представительстве XIX в., которые ре-1 формировали старую феодальную избирательную систе­му, пришедшую в полное противоречие с социальными и политическими изменениями в стране в это время.

Студенту в связи с этим следует изучить три право­вых акта «О народном представительстве» 1832, 1867 и 1884 гг., выявить, как расширялся электорат страны бла­годаря перераспределению избирательных округов и пре­доставлению большего числа мест в палате общин пред­ставителям промышленных центров, а также постепен­ному снижению имущественного ценза. Анализ акта 1884г., его положений об имущественном цензе необ­ходимо провести с учетом сохранявшегося в это время института «двойного вотума», отмененного только в 1948 г.

(4 часа)

1. Система управления английской метрополии североамериканскими колониями.

2. Декларация независимости и первые конституции Американских штатов.

3. Статьи конфедерации 1781 г.: переход от конфеде­ративной к федеративной форме государственного устройства США.

4. Конституция 1787г.: история создания, основные принципы и система органов государственной власти.

5. Основные поправки к американской Конституции: Билль о правах и последующие поправки XIX—XX вв.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение основных принципов и институтов американской Конституции, при­ятой в 1787г. в результате борьбы за независимость английских колоний Северной Америки, и ее поправок.

1. Система управления английской метрополии североамериканскими колониями

Знание косвенной системы управления североамериканскими колониями — необходимое условие для опре­деления уровня их демократического развития, связанного с особым характером «белых» колоний в Америке, формальным предоставлением их жителям королевс­кий Хартиями прав и свобод, действующих в метропо­лии.

Прямое нарушение закрепленных в хартиях прав и свобод американцев, а также те препоны, которые ста­вились метрополией на пути капиталистического разви­тия американских колоний, привели к Американской революции, начавшейся как национально-освободитель­ное движение, переросшее в борьбу за независимость. Об этом свидетельствует смена идеологических устано­вок Революции. Если до середины 70-х гг. американцы основывали свои требования на утверждении, что они такие же подданные английского короля, как и сами англичане («наши британские братья», как их называла Декларация независимости 1776 г.), то в дальнейшем эти требования стала определять просветительская идеоло­гия естественно-правовой школы, ее теории договорно­го происхождения государства, естественных неотчуж­даемых прав.

13 американских колоний по своему правовому по­ложению подразделялись на три группы. К первой отно­сились колонии (Род-Айленд, Коннектикут), фактичес­ки представлявшие собой своеобразные республики (с избирательными органами самоуправления и пр.), ко второй — владельческие колонии (Пенсильвания, Деловер и Мэриленд), к третьей — колонии, являвшиеся владениями Британской короны (Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Джорджия и др.). Все они имели легислатуры, ограниченные в своих полномочиях влас­тью губернаторов, которые фактически обладали пра­вом абсолютного вето на их решения.

Составить ясное представление об уровне развития демократии в североамериканских колониях, о суще­ствовавших в них государственных учреждениях и пра­вовых институтах студенту поможет анализ Декларации независимости 1776г., изучение характера требований колонистов («патриотов»), которые касались ограниче­ний деятельности этих учреждений и нарушений прав и свобод, формально им предоставленных.

Декларация независимости свидетельствует, что колонии имели свои конституции в форме хартий, дарованных английским монархом. Их выборные легислатуры могли принимать законы, действующие на территории той или иной колонии. Правда, они могли быть не утверждены губернатором, который обладал правом «зарезервировать» закон, т. е. отложить его до выяснения воли английского короля. Более того, легислатуры могли быть произвольно распущены и были ограничены в таком основном праве, как право налогообложения местного населения. Многие законы для колонии принимались непосредственно английским парламентом и королем.

Любые ограничения законодательной деятельности колониальных легислатур считались между тем исключительным событием, вызывали каждый раз бурную реакцию и не проходили бесследно для метрополии. Так, принятый английским парламентом в 1765 г. Закон о гербовом сборе метрополия вынуждена была отменить уже 1766 г., а принятые в 1767 г. Законы Тауншенда (о новыx пошлинах на ввозимые в колонии товары) также были отменены в 1771 г.

В колониях была создана собственная судебная системa, в том числе и суды присяжных. Судьи, однако, были (оставлены «в исключительную зависимость» от воли английского монарха «путем определения сроков их пребывания; в должности, а также размера и выплаты им жалования». Колонисты вплоть до 1763 г. имели право беспрепятственного освоения новых земель, право морской торговли и создания собственного торгового флота ограничениями лишь торговли заморской — на основании английского Навигационного акта 1651 г.) и пр. Колонистам как подданным короля формально принадлежали такие права, как неприкосновенность личности основании Habeas Corpus Act 1679 г. и др.

Способы осуществления системы косвенного управления североамериканскими колониями, характер социально-экономических и политических условий, существовавших здесь перед началом войны за независимость, могут быть выявлены при работе с нормативными мате­риалами и дополнительной литературой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.