КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный строй по Конституции 1791г. Аграрное законодательство
Законодательство первого этапа Французской революции определялось политическими целями пришедших к власти либеральных буржуазно-дворянских политических сил. Эти цели включали в себя ограничение власти короля путем принятия Конституции, расширение политических прав третьего сословия, создание необходимых условий для развития капиталистического производства и торговли, прежде всего за счет действенных гарантий прав собственности и личности. Законодательная политика первого этапа Революции была продиктована и тем, что умеренные политические силы — пришедшие к власти конституционные монархисты (фейяны) — очень рано были поставлены перед необходимостью создания заслона крайне радикальным требованиям революционных масс — городских низов, малоземельного и безземельного крестьянства. На решение этих задач и были направлены декреты Учредительного собрания. Одними из первых стали Декрет о подавлении беспорядков от 10 августа 1789 г., Закон о военном положении от 21 октября 1789 г., Декрет Учредительного собрания от 18 июля 1791 г., Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии 1791 г. (Закон Ле Шапелье) и др., лейтмотивом которых стало требование сохранения «общественного порядка». Студенту необходимо проанализировать тексты этих документов, раскрыть их содержание, определить социальную направленность и значение. Среди других декретов первого этапа особого внимания заслуживают правовые акты, связанные с первыми, непоследовательными попытками решения остро стоящих перед страной проблем: аграрной проблемы, ликвидации института наследственного дворянства и т. п. Главным результатом принятия этих декретов и законов (Декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий от 11 августа 1789 г., Декрета, передающего в распоряжение нации земли духовенства от 24 ноября 1789 г., Декрета о феодальных правах от 15 марта 1790 г., Декрета об отмене института наследственного дворянства и всех титулов от 19 июня 1790 г.), наряду с «отказом» земельных собственников от личных, сословных прав, привилегий и отличий, от вотчинной юстиции, при сохранении поземельной ренты с крестьян, подлежащей выкупу, стало утверждение частной собственности на землю, превращение земли в товар. Изменение форм собственности и изменение форм власти являются, как известно, основными задачами любой революции. Пониманию антифеодального характера Французском революции, осознанию исторического значения ее социально-экономических завоеваний, того вклада, который внесла она не только в развитие современного государства и права, но и в формирование общечеловеческих демократических ценностей, служит изучение ее конституционных документов, и прежде всего Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Не случайно эта Декларация входит в число действующих конституционных документов V республики (к ней, как действующему конституционному акту, отсылает Конституция Франции 1958г.). Декларация 1789 г. в четкой обобщенной форме отразила политико-правовые позиции многих просветителей, энциклопедистов, но наибольшее влияние на ее содержание оказали взгляды французского просветителя Ш. Монтескье, его произведение «О духе законов», идеи естественных, неотчуждаемых прав человека и естественно-договорной теории происхождения государства. Как отражены эти идеи «отца буржуазного либерализма» Ш. Монтескье в Декларации, студенту следует выяснить на основе анализа ее положений о «естественных, неотчуждаемых правах человека», среди которых первое место занимала «свобода» и лишь последующие — «собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Логическим продолжением этих положений стала трактовка понятий «свобода» и «закон» (ст. 4), а также основных гарантий естественных прав человека, содержащихся, по убеждению авторов Декларации (вслед за Ш. Монтескье), в «хороших» уголовных законах, «воспрещающих лишь деяния, вредные для общества» (см. ст. 4, 5, 8, 9 и др.), и основанных на демократических принципах: презумпции невиновности, уголовной ответственности только за деяния, признанные законом преступлениями, соответствия наказания тяжести преступления, запрещения обратной силы закона и пр. Перечисленные принципы в качестве общечеловеческих демократических ценностей стали основой всех современных уголовных кодексов. Главный практический смысл Декларации, «которая долго держалась в тени» (А. Олар), заключался в требованиях законности, неприкосновенности частной собственности, свободы капиталистического предпринимательства, в осуждении феодального произвола, правового неравенства и пр. О социально-политическом содержании Декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, вопросы, связанные с властью короля, с запрещением рабства, со свободой ассоциации собраний и т. п., на что также нужно обратить внимание студенту. Нельзя не отметить и то, что только одно из «естественных прав» было названо в Декларации «священным»- это право частной собственности, лишить которого, согласно ст. 17 Декларации, можно было не «иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого, предварительного вознаграждения». Эта формула была закреплена впоследствии во всех западноевропейских конституциях. Следует подчеркнуть, что провозглашение права собственности «священным» было направлено в то время не только на всемерную защиту частной собственности, но и на прямое отрицание права крестьян на землю, «на революционную отмену даже повинностей крепостного содержания» (П. А. Кропоткин). Студенту надлежит выделить и те положения Декларации, которые провозглашали основы нового государства (ст. 10—15) и среди которых главное место отводилось принципам «национального суверенитета» и «разделения властей». Характеризуя первую Конституцию революционной Франции 1791 г., нужно также ответить на важный дискуссионный вопрос, стала ли она «шагом вперед» или, как утверждалось ранее в отечественной исторической литературе, привела к отказу от демократических, республиканских принципов Декларации 1789г., так как закрепила цензовое избирательное право, сохранила сильную королевскую власть и т. п. Конституция не могла «отойти» от Декларации в вопросах избирательного права, хотя бы потому, что деление избирателей на «активных» и «пассивных» в зависимости от имущественного, возрастного ценза и ценза оседлости было закреплено задолго до ее принятия Декретом 22 декабря 1789 г. В этой связи необходимо учитывать не только предшествующую конституционную практику Англии и США, но и определяющий характер господствовавших в то время в общественном сознании идеологических установок, согласно которым необразованный бедняк не мог быть приобщен к политической жизни, а также то обстоятельство, что в провозглашении ряда прав и свобод Конституция (см. разд. I «Основные положения») шла дальше Декларации 1789г. Сравнение первого раздела Конституции 1791 г. с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. даст возможность студенту обосновать собственную оценку характера и исторического значения Конституции 1791 г. Необходимо также подчеркнуть, что отказ от всеобщего избирательного права стал прямым следствием провозглашенной Декларацией идеи «национального», а не «народного» суверенитета. Эта идея основывалась на теориях «избирательной функции» и «представительного мандата». Согласно первой — суверенная воля всей нации проявляется не в результате суммирования воль всех избирателей (как это понимали якобинцы), а «лишь путем уполномочия», согласно второй — избранные по департаментам представители «являются представителями не отдельного департамента, но всей нации», следовательно, «избиратели не могут выдавать им никаких наказов». Подтверждение этому студент найдет в ст. 2 разд. 3 и ст. 7 отд. III гл. I разд. 3 Конституции 1791 г. Установление «священной» наследственной монархической власти по Конституции 1791 г. определялось также доминирующим в начале Революции убеждением, что король — сторонник Революции. На монархических позициях вплоть до конца 1791 г. стояли лидеры якобинцев Робеспьер, Сент-Жюст и др. Создание единого централизованного государства как одна из целей и задач антифеодальной революции казалось возможным в то время только под эгидой короля — «наследственного главы нации». Показательно, что ни в одном из наказов третьего сословия Учредительному собранию не встречалось критики короля, а парижские санкюлоты осаждали Бастилию с криком «Да здравствует король!». К числу главных задач, стоящих перед студентом, относится и выявление основных принципов и институтов конституционной монархии — формы правления, которая утверждалась на первом этапе Французской революции; анализ тех статей Конституции 1791 г., которые касались структуры и функции органов государственной власти, их взаимоотношений на основе принципа разделения властей (ст. 3—5 разд. 3) и некоторых элементов механизма «сдержек и противовесов» (ст. 1—5 отд. III гл. 3 разд. 3). При этом следует обратить внимание на полномочия короля в сфере исполнительной власти и его ограниченные законодательные полномочия, выделить прежде всего те положения конституции, которые говорили об ответственности министров не только перед королем, но и перед Национальным собранием. Этой ответственности они не могли избежать даже по «указу короля» (ст. 3—6 отд. IV гл. 2 разд. 3).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |