Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй по Конституции 1791г. Аграрное законодательство




Законодательство первого этапа Французской рево­люции определялось политическими целями пришедших к власти либеральных буржуазно-дворянских политичес­ких сил. Эти цели включали в себя ограничение власти короля путем принятия Конституции, расширение по­литических прав третьего сословия, создание необходи­мых условий для развития капиталистического производства и торговли, прежде всего за счет действенных гарантий прав собственности и личности.

Законодательная политика первого этапа Революции была продиктована и тем, что умеренные политические силы — пришедшие к власти конституционные монархисты (фейяны) — очень рано были поставлены перед необходимостью создания заслона крайне радикальным требованиям революционных масс — городских низов, малоземельного и безземельного крестьянства.

На решение этих задач и были направлены декреты Учредительного собрания. Одними из первых стали Дек­рет о подавлении беспорядков от 10 августа 1789 г., За­кон о военном положении от 21 октября 1789 г., Декрет Учредительного собрания от 18 июля 1791 г., Закон отно­сительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии 1791 г. (Закон Ле Шапелье) и др., лейтмотивом которых стало требование сохранения «общественного порядка». Студенту не­обходимо проанализировать тексты этих документов, раскрыть их содержание, определить социальную направленность и значение.

Среди других декретов первого этапа особого внима­ния заслуживают правовые акты, связанные с первыми, непоследовательными попытками решения остро сто­ящих перед страной проблем: аграрной проблемы, ликвидации института наследственного дворянства и т. п.

Главным результатом принятия этих декретов и зако­нов (Декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий от 11 августа 1789 г., Дек­рета, передающего в распоряжение нации земли духовен­ства от 24 ноября 1789 г., Декрета о феодальных правах от 15 марта 1790 г., Декрета об отмене института наслед­ственного дворянства и всех титулов от 19 июня 1790 г.), наряду с «отказом» земельных собственников от личных, сословных прав, привилегий и отличий, от вотчинной юстиции, при сохранении поземельной ренты с крестьян, подлежащей выкупу, стало утверждение част­ной собственности на землю, превращение земли в товар. Изменение форм собственности и изменение форм власти являются, как известно, основными задачами любой революции.

Пониманию антифеодального характера Французском революции, осознанию исторического значения ее социально-экономических завоеваний, того вклада, кото­рый внесла она не только в развитие современного государства и права, но и в формирование общечеловеческих демократических ценностей, служит изучение ее конституционных документов, и прежде всего Деклара­ции прав человека и гражданина 1789 г.

Не случайно эта Декларация входит в число действу­ющих конституционных документов V республики (к ней, как действующему конституционному акту, от­сылает Конституция Франции 1958г.).

Декларация 1789 г. в четкой обобщенной форме отра­зила политико-правовые позиции многих просветителей, энциклопедистов, но наибольшее влияние на ее содер­жание оказали взгляды французского просветителя Ш. Монтескье, его произведение «О духе законов», идеи естественных, неотчуждаемых прав человека и естествен­но-договорной теории происхождения государства. Как отражены эти идеи «отца буржуазного либерализма» Ш. Монтескье в Декларации, студенту следует выяснить на основе анализа ее положений о «естественных, неот­чуждаемых правах человека», среди которых первое ме­сто занимала «свобода» и лишь последующие — «соб­ственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2).

Логическим продолжением этих положений стала трактовка понятий «свобода» и «закон» (ст. 4), а так­же основных гарантий естественных прав человека, со­держащихся, по убеждению авторов Декларации (вслед за Ш. Монтескье), в «хороших» уголовных законах, «воспрещающих лишь деяния, вредные для общества» (см. ст. 4, 5, 8, 9 и др.), и основанных на демократи­ческих принципах: презумпции невиновности, уголов­ной ответственности только за деяния, признанные законом преступлениями, соответствия наказания тяжести преступления, запрещения обратной силы закона и пр.

Перечисленные принципы в качестве общечеловеческих демократических ценностей стали основой всех современных уголовных кодексов.

Главный практический смысл Декларации, «которая долго держалась в тени» (А. Олар), заключался в требованиях законности, неприкосновенности частной собственности, свободы капиталистического предпринимательства, в осуждении феодального произвола, правового неравенства и пр.

О социально-политическом содержании Декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, вопросы, связанные с властью короля, с запрещением рабства, со свободой ассоциации собраний и т. п., на что также нужно обратить внимание студенту.

Нельзя не отметить и то, что только одно из «естественных прав» было названо в Декларации «священным»- это право частной собственности, лишить которого, согласно ст. 17 Декларации, можно было не «иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого, предварительного вознаграждения». Эта форму­ла была закреплена впоследствии во всех западноевропейских конституциях.

Следует подчеркнуть, что провозглашение права соб­ственности «священным» было направлено в то время не только на всемерную защиту частной собственности, но и на прямое отрицание права крестьян на землю, «на революционную отмену даже повинностей крепостного содержания» (П. А. Кропоткин).

Студенту надлежит выделить и те положения Декларации, которые провозглашали основы нового государства (ст. 10—15) и среди которых главное место отводилось принципам «национального суверенитета» и «разделения властей».

Характеризуя первую Конституцию революционной Франции 1791 г., нужно также ответить на важный дис­куссионный вопрос, стала ли она «шагом вперед» или, как утверждалось ранее в отечественной исторической литературе, привела к отказу от демократических, рес­публиканских принципов Декларации 1789г., так как закрепила цензовое избирательное право, сохранила сильную королевскую власть и т. п.

Конституция не могла «отойти» от Декларации в вопросах избирательного права, хотя бы потому, что деление избирателей на «активных» и «пассивных» в зависимости от имущественного, возрастного ценза и ценза оседлости было закреплено задолго до ее приня­тия Декретом 22 декабря 1789 г. В этой связи необходи­мо учитывать не только предшествующую конституци­онную практику Англии и США, но и определяющий характер господствовавших в то время в общественном сознании идеологических установок, согласно которым необразованный бедняк не мог быть приобщен к поли­тической жизни, а также то обстоятельство, что в про­возглашении ряда прав и свобод Конституция (см. разд. I «Основные положения») шла дальше Декларации 1789г.

Сравнение первого раздела Конституции 1791 г. с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. даст возможность студенту обосновать собственную оценку характера и исторического значения Конституции 1791 г.

Необходимо также подчеркнуть, что отказ от всеоб­щего избирательного права стал прямым следствием провозглашенной Декларацией идеи «национального», а не «народного» суверенитета. Эта идея основывалась на теориях «избирательной функции» и «представитель­ного мандата». Согласно первой — суверенная воля всей нации проявляется не в результате суммирования воль всех избирателей (как это понимали якобинцы), а «лишь путем уполномочия», согласно второй — избранные по департаментам представители «являются представителя­ми не отдельного департамента, но всей нации», следо­вательно, «избиратели не могут выдавать им никаких на­казов». Подтверждение этому студент найдет в ст. 2 разд. 3 и ст. 7 отд. III гл. I разд. 3 Конституции 1791 г.

Установление «священной» наследственной монархи­ческой власти по Конституции 1791 г. определялось так­же доминирующим в начале Революции убеждением, что король — сторонник Революции. На монархических позициях вплоть до конца 1791 г. стояли лидеры якобин­цев Робеспьер, Сент-Жюст и др. Создание единого цен­трализованного государства как одна из целей и задач антифеодальной революции казалось возможным в то время только под эгидой короля — «наследственного гла­вы нации». Показательно, что ни в одном из наказов третьего сословия Учредительному собранию не встре­чалось критики короля, а парижские санкюлоты осаж­дали Бастилию с криком «Да здравствует король!».

К числу главных задач, стоящих перед студентом, от­носится и выявление основных принципов и институтов конституционной монархии — формы правления, кото­рая утверждалась на первом этапе Французской револю­ции; анализ тех статей Конституции 1791 г., которые каса­лись структуры и функции органов государственной влас­ти, их взаимоотношений на основе принципа разделения властей (ст. 3—5 разд. 3) и некоторых элементов механизма «сдержек и противовесов» (ст. 1—5 отд. III гл. 3 разд. 3).

При этом следует обратить внимание на полномочия короля в сфере исполнительной власти и его ограни­ченные законодательные полномочия, выделить прежде всего те положения конституции, которые говорили об ответственности министров не только перед королем, но и перед Национальным собранием. Этой ответствен­ности они не могли избежать даже по «указу короля» (ст. 3—6 отд. IV гл. 2 разд. 3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.