Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция Пруссии 1850 г. Государственный строй Прусского королевства по Конституции 1850 г




Выделение Прусской конституции 1850 г. в качестве специального вопроса тесно связано с особой ролью Пруссии в имперском строительстве и с влиянием этой конституции на Конституцию Германской империи 1871 г.

Прусское королевство все более активно стало играть роль гегемона в Германии после краха попыток ее рево­люционного объединения не только благодаря усилению своей военной мощи, о чем прямо свидетельствует его Конституция, но и в результате последовательного про­ведения им политики формирования единого экономи­ческого и правового пространства в политически раз­дробленной стране. Подтверждением этому могут слу­жить такие правовые документы, как Прусский закон о таможенном и потребительском налоге на иностранные товары и о передвижении между провинциями государ­ства от 26 мая 1818 г., а также Договор о таможенном объединении между Пруссией, Кургессеном, Гессеном, Баварией, Вюртембергом и Саксонией от 30 марта 1833 г. и др.

Несмотря на поражение революции 1848 г. и закреп­ление в Конституции Пруссии 1850 г. полуабсолютистс­кой формы правления, эта Конституция не могла не отразить экономических и политических требований ре­волюционных сил и тем самым сделала новый важный шаг в развитии германского конституционализма.

Конституция Пруссии 1850г. способствовала тому, что к концу XIX в. в этом германском королевстве была создана одна из самых эффективных моделей управле­ния в военной, а также в гражданской администрации, ставшая эталоном для всей Европы (Т. Парсонс).

Проявилось в Конституции и определенное осозна­ние правящими кругами необходимости уступок новой политической силе — рабочему классу, который стал бо­лее активно отстаивать собственные интересы, бороться не только за свои экономические, но и за политические, права.

Изучение Конституции Пруссии 1850 г. целесообраз­но начать с титула II «О правах пруссаков», в котором формально был закреплен более обширный, чем в предшествующих германских конституциях, перечень прав и свобод: равенство всех перед законом, уничто­жение сословных привилегий и преимуществ, личная свобода, неприкосновенность частной собственности, свобода слова (с запрещением цензуры), собраний,, союзов и пр.

Нужно обратить внимание и на то, что Конститу­ция 1850 г. следовала рано осознанной правящими кру­гами страны необходимости всемерного развития школьного образования, «науки и преподавания» — как под строгим государственным надзором, с целью пре­сечения всякого вольнодумства (ст. 23 и др.), так и при материальной поддержке государства. Формирование эффективно действующего грамотного бюрократичес­кого аппарата, боеспособной армии стали прямым следствием этой политики, что непосредственно уси­ливало роль и влияние Пруссии в германском мире. О том, как отразилась в Конституции политика усиле­ния военной мощи, опираясь на которую Пруссия впос­ледствии выиграла три войны и объединила Германию «железом и кровью», студент может выяснить, изучив ее ст. 34, 39, 46 и др.

Следует обратить внимание и на то, что демократи­ческие конституционные положения, нарушение кото­рых вызывало отныне бурную политическую реакцию со стороны либеральной оппозиции, приводило Прус­сию к политическим кризисам, к росту активности по­литических партий и движений, в том числе и крепну­щего движения немецких социалистов, на подавление которых и был направлен весь ее репрессивный аппарат (Закон об осадном положении 1851 г. и др.).

3. Франкфуртская Конституция Германии 1849 г.: история создания и общая характеристика

Рассмотрение франкфуртской Конституции Германс­кой империи 1849 г. представляет огромный интерес не­смотря на то, что эта Конституция так и не стала основ­ным законом объединенной Германской империи. Кон­ституция явилась прямым следствием революции 1848 г., что нашло отражение в широком перечне конституци­онных прав и свобод (анализу которых необходимо уде­лить должное внимание) и, главное, в создании «жест­кой» модели федерации, — с конституционной монар­хией как формой правления, под эгидой одного из немецких монархов, — ставшей единственно возможной государственной формой политического объединения Германии в условиях того времени.

В качестве главной проблемы строительства федера­ции, получившей отражение в Конституции 1849г., ее составители («франкфуртские освобожденцы», как их презрительно называл В. И. Ленин) определили разграничение полномочий федерации и ее субъектов — гер­манских земель. Решение этой проблемы было сведено к созданию прежде всего единого внешнеполитическо­го пространства (ст. 1), т. е. к созданию единой дипло­матической службы и проведению единой внешней по­литики.

Статьи 2, 3 Конституции 1849г. посвящены исклю­чительной военной власти империи: праву войны и мира, распоряжения всеми вооруженными силами объе­диненной Германии, издания законов, касающихся во­енной организации, исключительному праву содержа­ния военно-морского флота и пр.

Целям создания «единого военного пространства» должны были служить и предписания ст. 4—6 Конститу­ции об установлении верховного имперского надзора над имеющими стратегическое значение морскими, речны­ми, сухопутными, железнодорожными путями сообще­ния и пр.

Осознание того, что без создания «единого экономи­ческого пространства, единого внутреннего и внешнего для страны рынка» никакая военная мощь не приведет к действительному объединению страны, определило со­держание значительного числа статей Конституции. По ст. 7—9 Конституции, только за имперской властью было признано право издавать законы, касающиеся таможен­ного, почтово-телеграфного дела, осуществления над­зора за монетным делом, регулирования банковской де­ятельности, выпуска бумажных денег. Конституция пре­дусматривала не только право, но и обязанности империи издавать уложения «гражданского, торгового, вексельного и уголовного права» (ст. 64).

Особое внимание студенту необходимо обратить в связи с этим на те положения Конституции, которые касались двух важнейших принципов, без законодатель­ного закрепления которых не может состояться ни одна федерация. Это положения о создании сильных финан­совых рычагов центра, самостоятельных каналов попол­нения его казны за счет «определенной части доходов в размере обыкновенного бюджета», снимаемого прежде всего для имперских нужд (ст. 7), и о принципе приори­тета общеимперских законов, стоящих «выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение» (п. 66 ст. 13 отд. II).

Предполагаемая система органов государственной власти в форме конституционной монархии не была столь тщательно разработана в Конституции. Можно, однако, сделать вывод, что ее составители попытались, с одной стороны, не отходить далеко от демократичес­ких принципов построения государственного аппарата (выборного на основе всеобщего избирательного права рейхстага, ответственного правительства и пр.), с дру­гой — создать гарантии политической стабильности в лице федеральных, обладающих значительными полно­мочиями, общеимперских органов, и прежде всего им­ператора Германии. Как пытались составители Консти­туции решить эти две крайне сложные в условиях Гер­мании того времени задачи, студент должен уяснить из анализа статей отд. III, IV, VIII и др.

4. Конституция Германской империи 1871 г.: история создания, специфический характер германского федерализма и конституционной монархии как формы правления

При рассмотрении этого вопроса студенту следует изучить историю создания Конституции Германской империи 1871 г., выявить, какое влияние оказал способ объединения Германии («железом и кровью») на ее ха­рактерные черты: закрепление гегемонистской формы федерально-административного устройства; засилье Пруссии в имперском государственном аппарате; огром­ные полномочия Германского императора — прусского короля; принципы создания и компетенцию палат им­перского законодательного органа: бундесрата и рейх­стага, а также имперского канцлера; наконец, на фак­тическое отсутствие в Конституции перечня прав и сво­бод немецких подданных и т. д.

Этим вопросам посвящены гл. III «Союзный совет», гл. IV «Президентство», гл. V «Рейхстаг», гл. XII «Финансы империи», гл. XIII «Устав о конфликтах и наказаниях» и др. На основе анализа соответствующих норм Конститу­ции 1871 г. студенту предстоит обосновать положение о полуабсолютистской власти германского императора, сдерживаемой лишь правом канцлера на контрасигнатуру. При этом следует учитывать, что канцлер был ответ­ствен только перед императором (Конституция не знала принципа ответственного правительства), а также то что имперская федерация носила специфический харак­тер, будучи «союзом неравных».

В связи с рассмотрением проблем германского федерализма возникает целый ряд вопросов, требующих от студента самостоятельного анализа положений Конституции 1871 г.: о соотношении полномочий рейхстага, создаваемого на основе «всеобщего избирательного права», и бундесрата, состоящего из представителей правящих династий субъектов федерации; о том, стал ли бундесрат демократическим федеральным органом, представляю­щим и защищающим интересы субъектов федерации, об особых полномочиях канцлера и его роли в бундесрате. Возникает и крайне интересный вопрос: почему при огромных законодательных полномочиях императора, имеющего право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг (ст. 12 гл. IV), вырабатывать и публиковать имперские законы, осуществлять контроль за их исполнением (ст. 17 гл. IV), он не имел права ни абсолютного, ни отлагательного вето?

Тема 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 6734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.