Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пособие для подготовки 2 страница




 

Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании   Экономическая сфера служит удовлетворению материальных потребностей человека
     
  общество  
     
Политическая сфера направлена на удовлетворении потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке   Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности
     
Основание для разграничения сфер
 
базовые потребности человека
         

 

Французские просветители   Религиозные течения
История – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества   Преобладание регресса во многих сферах жизни общества
   
     
     
     
     
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби   Современные исследователи
Движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота   Положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса

 

 

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному   Регресс (обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций
             
             
             
             
             
             
развитие человеческого разума   совершенствование нравственности людей   прогресс науки и техники   развитие производительных сил, включая самого человека
             
             
  возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку  
             

 


 

  Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер  
           
             
реформа       революция
             
             
это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)     коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания
             
             
  виды         виды  
             
             
прогрессивные   регрессивные (реакционные)   кратковременные   долговременные
        (Февральская революция 1917. в России)   (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
             
                   

 

 


Сравнительная характеристика

разных типов общества

 

Тип общества Доиндустриальное (традиционное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства земля капитал знания
Основной продукт производства пища промышленные изделия услуги
Характерные черты производства ручной труд широкое применение механизмов, технологий автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда индивидуальный труд преимущественно стандартная деятельность резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения сельское хозяйство – около 75% сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85% сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%
Основной вид экспорта сырье продукты производства услуги
Политика в области образования борьба с неграмотностью подготовка специалистов непрерывное образование
Продолжительность жизни 40-50 лет свыше 70 лет свыше 70 лет
Воздействие человека на природу локальное, неконтролируемое глобальное, неконтролируемое глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами несущественное тесная взаимосвязь открытость общества

 


Стадии экономического роста

американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.)

 

        Общество высокого "массового" потребления  
      "Стадия зрелости" (индустриальное общество")  
"Стадия сдвига" значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики  
"Переходное общество"      
промышленные революции и следующие за ними социально-экономиче­ские и политические преобразования  
Традиционное общество   развитие НТР; рост значения городов и численности городского населения; распространение новейших технологий  
рост сельскохозяйственного производства; появление нового вида деятельности – предпринимательство; складывание централизованных государств; усиление национального самосознания  
аграрные общества с довольно примитивной техникой; преобладание сельского хозяйства в экономике; сословно-классовая структура; власть крупных земельных собственников  
   
   

 


 

Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
   
     
  Структура  
     
         
  Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него  
         
         
    способ    
         
         
  Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений)  
         
         
  Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду  
         
         
    производства    
         

 


Общественно-экономические формации

 

   
первичная архаичная вторичная экономическая третичная
         
         
        коммунистическая 1) социализм 2) коммунизм
      капиталистическая
    феодальная  
  рабовладельческая    
первобытно- общинная      
             

 

 
 

 


как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер)   как синоним культуры (например, А. Тойнби)   как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер)   как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса

 


 

  Направления в теории цивилизации    
         
стадиальный подход     локальный подход  
           
Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии     Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития  
    постиндустриальная (информационная)  
  индустриальная (машинная; техногенная)     переход совершается в наши дни  
доиндустриальная (аграрная, традиционная)  
сер. XIX в. – посл. треть ХХ в.    
IV-III тыс. до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в.            
        структура    
           
           
      Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей)  
      Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.)  
      Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.)  
      Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения; гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)  
                 

 


Характерные черты локальной и мировой цивилизации

 

 

Локальная цивилизация Мировая цивилизация
Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства
Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов Создается на основе множества этносов
Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции
Имеет приверженцев одной религии Имеет приверженцев всех религий земного шара
Носители – представители, как правило, одной расы Носители – представители всех рас
Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры

 


 

Западная и восточная цивилизации

 

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особенности восприятия мира Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское" Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)
2. Отношение к природе Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела
3. Соотношение личности и общества Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер

 


 

Результаты контактов между цивилизациями  
         
         
Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства   Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.)   Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама)
         
         
Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в новое и новейшее время)   Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации)   Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и других локальных цивилизаций в доколумбовой Южной и Северной Америке)
         
         
Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I столетии н.э.)   Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская)   Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской)
             

 


Формационный и цивилизационный подходы
к анализу общественного развития

 

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направленность исторического развития. Понятие "прогресс" Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

 


Сравнение формационного и цивилизационного

подходов к анализу общественного развития

 

Подход Достоинства (по мнению сторонников) Недостатки (по мнению критиков)
Формационный Он позволяет: – увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; – представить историю человеческого общества как единый процесс; – установить определенные закономерности исторического развития общества; – предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран – многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; – большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; – последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; – недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
Цивилизационный – позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; – ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); –ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека – при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; – создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; – сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества

 


 

  Причины    
         
Всемирная общность людей, целостность современного мира   противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми   Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания
         
  Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации  
         
         
интерсоциальные проблемы   проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы   проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества
         
         
предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран   обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды   преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.
         
         
  Общие черты  
         
         
затрагивают жизнедеятельность всего человечества   проявляются как объективный фактор развития общества   настоятельно требуют решения
         
         
  предполагают международное сотрудничество различных стран   от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации  
                     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.