Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные нарушения законодательства об образовании, выявляемые органами прокуратуры




Вопросы образования отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Закон РФ «Об образовании» является базовым законом прямого действия на всей территории Российской Федерации. Он определяет наиболее общие правовые нормы в сфере образования, которые не должны искажаться в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, служит связующим звеном между Конституцией РФ и остальным массивом законодательства, регулирующего отношения в сфере образования.

Каждый прокурор при планировании «общенадзорных» проверок должен определить приоритетное направление надзора на территории, в пределах которой он правомочен осуществлять надзор. Общая ситуация в стране с исполнением Закона РФ «Об образовании» позволяет выделить в числе основных следующие направления надзора в этой области:

Надзор за исполнением законов об общедоступности и бесплатности дошкольного образования, реализации положений ст. 43 Конституции РФ в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

Надзор за исполнением законов об обязательности основного общего образования;

Надзор за соблюдением положений ст. 43 Конституции РФ и исполнением законодательства в части общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

Надзор за исполнением законодательства об общедоступности и бесплатности начального профессионального образования;

Надзор за исполнением закона о равной доступности на конкурсной основе получения бесплатного среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Надзор за реализацией положений ст. 43 Конституции РФ о праве получения на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных вузах;

Надзор за исполнением законодательства об образовании в отношении отдельных категорий несовершеннолетних. В эту категорию входят: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; дети с делинквентным поведением (совершившие общественно опасные деяния или преступления);

Исполнение законодательства о защите прав потребителя в части предоставления дополнительных платных образовательных услуг.

Надзор за соответствием федеральным законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами в сфере образования.

На данном направлении следует обращать внимание на содержание уставов об образовательных учреждениях (ст. 13 Закона РФ «Об образовании»), регулирующих порядок приема, отчисления и исключения обучающихся из образовательных учреждений.

Органами прокуратуры в ходе проведения общенадзорных проверок выявляются грубые нарушения законности, связанные с ущемлением конституционных прав граждан на получение высшего образования, принципов бесплатности и конкурсной основы получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Всеобщей декларацией прав человека, статьей 43 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством провозглашена равная доступность получения высшего образования. Между тем наблюдается процесс, обратный по всем направлениям.

Доступность получения высшего профессионального образования все больше ставится в зависимость от социального и материального статуса родителей, что является для талантливой молодежи серьезным препятствием на пути получения высшего образования.

Равная доступность значительно ограничена, например, практикой заключения договоров о совместном сотрудничестве вузов со школами, лицеями, гимназиями и т.д. В них нередко предусматриваются различного рода льготы и квоты для поступления в вуз. Причем в вузы абитуриенты зачисляются по результатам, так называемых, единых экзаменов, совмещающих в себе выпускные и вступительные экзамены, и делается это опять же не бесплатно.

Во многих городах процветает платное "натаскивание" школьников путем использования вузами всяческого рода ухищрений. Практикуются случаи, когда единые экзамены, дающие право поступления в вуз, проводят задолго до начала приема документов в вузы, когда еще неизвестен проходной балл. По существу, учеба в платных лицейских классах и гимназиях представляет собой платную гарантию поступления в вуз.

Плотно входит в нашу жизнь тенденция оттеснения от высшего образования социально незащищенных слоев молодежи, которая аморальна, противозаконна и несправедлива.

Ограничения в доступности высшего образования нередко содержатся и в правилах приема, утверждаемых учеными советами вузов. Так, имеют место случаи, когда в качестве преимущества при зачислении включено наличие спортивного разряда, а для приема вне конкурса инвалидов 1 - 2-й групп напротив, установлены ограничения: принимать только лиц, которым не противопоказана работа по избранной специальности и которые, при этом, в состоянии посещать занятия.

В перечень правил приема в отдельные вузы не включены граждане, имеющие льготы на основании Федеральных законов "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".

В нарушение ст. 45 Федерального закона "Об образовании" с лиц, зачисленных на места, финансируемые из федерального бюджета, в ряде вузов требуют оплату образовательных услуг в рамках обязательных образовательных программ. Это делается в разных формах. Чаще всего родителей понуждают "добровольно" оказывать материальную помощь вузам.

К платным образовательным услугам незаконно относят оплату за прием документов, выдачу студенческого билета и зачетной книжки, дополнительные занятия в целях ликвидации задолженности и т.д.

Многие филиалы не имеют лицензий, что говорит либо о том, что они не смогли создать минимальных условий для учебного процесса, либо о том, что они вообще не имеют отношения к высшему образованию.

В любом случае их деятельность считается незаконной и может быть прекращена в соответствующем порядке. Абитуриенты, студенты об этом в известность не ставятся, чем грубо нарушаются их права на образование. Однако у них изымаются значительные денежные средства на оплату обучения. Деятельность филиалов больше напоминает теневой бизнес, чем сферу образования. Многие из них просто паразитируют на стремлении молодежи к образованию.

В нарушение закона многие студенты не обеспечиваются общежитиями. При наличии нуждающихся администрация вузов сдает места в общежитиях в аренду.

Выявляются факты хищений, злоупотреблений в отношении имущества и финансов вузов. Имеют место факты нецелевого использования бюджетных средств, присвоения денежных средств сотрудниками вузов, факты отвлечения средств на цели, не предусмотренные бюджетом, их списания без подтверждения расходов и т.д.

Массовый характер носят нарушения законности, связанные с ущемлением прав граждан на получение начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что профессиональное и техническое образование должно быть общедоступным и бесплатным. Между тем эти права граждан, закрепленные в ст. 43 Конституции Российской Федерации и в ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон), не обеспечиваются. Более того, на протяжении последних лет стремительно нарастает коммерциализация профессионального образования, в связи с чем, все более сужается его доступность.

Вопреки требованиям ст. 16 Закона в правилах приема образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования содержатся дискриминационные ограничения: установление возрастного ценза, определенного места жительства, ценза оседлости, преимущественное зачисление лиц, чьи родители внесли "добровольный" взнос, детей работников системы образования; внеконкурсное зачисление лиц, оплативших учебу на платных подготовительных курсах, и т.д.

Широкое распространение получила практика введения денежных поборов. Плата взимается за образовательные услуги, оказываемые в рамках государственных образовательных стандартов: за академические справки, бланки студенческих билетов, зачетных книжек, дипломов и приложений к ним, за пересдачу экзаменов, консультации, собеседования, за пользование библиотечным фондом и т.д. С обучающимися и их родителями заключаются договоры о частичной плате за обучение на местах, финансируемых за счет бюджета, они оплачивают развитие материально - технической базы, приобретение горюче - смазочных материалов, инструментов и т.д.

В крайне неблагоприятные условия поставлены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Система начального профессионального образования в течение десятилетий являлась базой для их социализации, однако теперь социальные гарантии, предусмотренные для таких детей действующим законодательством, не выполняются, что фактически ставит их на грань выживания. Права детей - сирот нарушаются при приеме, обучении, отчислении и выпуске. Им отказывают в приеме по мотивам превышения предельной численности, установленной лицензией, как не прошедшим по конкурсу, из-за отсутствия мест в общежитиях, порой они зачисляются в учебные заведения на коммерческой основе.

Не выдерживает критики организация производственной практики, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса. Во многих сельских и отдаленных от областного центра районах образовательные учреждения вовсе не в состоянии обеспечить ее прохождение, в некоторых училищах она не проводится годами. Ряд профтехучилищ, не имея возможности организовать производственную практику, выпускают обучающихся досрочно. Во многих регионах практика организована на базе собственных производственных мастерских, где обучение производится на морально устаревшем оборудовании, которое не применяется на производстве. Невозможность отработки практических навыков, по существу, делает бессмысленным пребывание обучающихся в образовательных учреждениях, а выданное свидетельство о получении профессии не дает возможности работать по специальности.

Ссылаясь на тяжелое финансовое положение, хозяйственные руководители предприятий отказываются заключать договоры с образовательными учреждениями о прохождении практики, если в них предусмотрена ее оплата, или же заключают дискриминационные договоры с обучающимися о ее оплате, либо бесплатном прохождении. Вместо принятия действенных мер, руководители образовательных учреждений идут по пути наименьшего сопротивления - заключения договоров с родителями обучающихся об оплате расходов, связанных с организацией практических занятий

В нарушение закона многие учащиеся, в том числе сироты, не обеспечиваются общежитиями. При наличии нуждающихся в общежитиях получила распространение тенденция их закрытия, сдачи в аренду с грубым нарушением требований законодательства.

Наряду с этим в условиях крайне скудного финансирования образовательных учреждений распространяется практика нецелевого использования бюджетных средств - для повышения заработной платы сотрудников, выдачи премий, содержания сверхштатных должностей и т.д.

Уставы многих образовательных учреждений не приведены в соответствие с Законом. В них не содержатся важнейшие параметры образовательной деятельности, касающиеся прав обучающихся, в том числе основания для отчисления и восстановления, что приводит к повсеместному нарушению их прав на образование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.