Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 80 Дети, оставшиеся без попечения родителей. Обеспечение законности при выявл., учете и устройстве детей данной категории




 

В ст.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", № 159-ФЗ от 21.12.1996 дано понятие, что дети, оставшиеся без попечения родителей, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют пристального внимания со стороны государства, при этом роль прокуратуры заключается в обеспечении реального соблюдения прав данной категории несовершеннолетних. Для решения поставленных задач прокурорам необходимо владеть информацией о состоянии законности в сфере соблюдения прав данной категории детей, начиная с момента их выявления. Нарушение требований законодательства о выявлении и учете детей, оставшихся без попечения родителей, лишает органы опеки и попечительства, а также другие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возможности своевременно принять меры для защиты прав и интересов детей и решить вопрос о форме их устройства и дальнейшем воспитании.

Следующим этапом осуществления прокурорского надзора является проведение проверок соблюдения прав несовершеннолетних, переданных на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ материалов проверок, проводимых прокурорами, соблюдения требований законодательства об опеке и попечительстве, о профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних позволяет сделать вывод о том, что контроль за исполнением опекунами, попечителями, приемными родителями, соответствующими организациями обязанностей по защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних зачастую не всегда организован в соответствии с требованиями законодательства.

Можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые органами опеки и попечительства в указанной сфере: нерегулярные проверки условий жизни подопечных, недостаточный контроль за обеспечением сохранности их имущества, отсутствие взаимодействия между органами опеки и попечительства при изменении места жительства ребенка. Также органами опеки и попечительства допускаются нарушения требований законодательства при заключении договоров о приемной семье, о передаче на патронатное воспитание, например, не всегда указываются сведения о ребенке, передаваемом на воспитание в приемную семью, не полностью определяются права и обязанности приемных родителей, не отражаются условия содержания, воспитания и образования ребенка, меры по защите его прав, перечень документов, передаваемых патронатному воспитателю.

Кроме того, необходимо обращать внимание на сроки заключения указанных договоров, так как, например, заключение договора с опекуном более чем через 10 дней после вынесения распоряжения об установлении опеки над несовершеннолетним нарушает право опекуна или попечителя на соответствующее вознаграждение, которое возникает с момента заключения указанного договора.

При реализации своих полномочий прокурорам надлежит уделять особое внимание организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в указанной сфере.

Необходимо отметить, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями во внеочередном порядке является одной из форм государственной поддержки данной категории граждан, дающей им возможность начать самостоятельную взрослую жизнь, имея определенный уровень материального обеспечения. Вместе с тем не всем лицам указанной категории предоставляются отдельные жилые помещения. В соответствии с действующим законодательством за детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляется жилое помещение, принадлежащее им на праве пользования или собственности.

Проверку следует провести в органах местного самоуправления, опеки и попечительства, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, домах ребенка, детских домах, интернатах, приютах и других учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечия родит-й.

В ходе проверки следует: 1) проанализировать нормативную правовую базу субъектов Федерации, органов местного самоуправления по вопросам деятельности органов опеки и попечительства, организации выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства на воспитание в семью; 2) установить соответствие принятых нормативных актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству; 3) просмотреть статистические данные за три – пять лет о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи российских и иностранных граждан (форма отчетности 103-РИК).

Обратить внимание на следующие вопросы:

1. Как выполн-ся требования ст.122, 126 СК РФ об организации учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих их усыновить.

2. Полнота выявления детей, оставшихся без попечения родителей; своевременность направления руководителями учреждений сведений о таких детях в органы опеки и попечительства.

3. Есть ли случаи постановки на учет детей, родители которых не лишены родительских прав, например, находятся в местах лишения свободы, в лечебных учреждениях, а также местонахождение которых неизвестно.

4. Соблюдается ли установленный законом срок передачи сведений о таких детях в государственный банк данных.

5. Какое количество детей в регионе подлежит усыновлению, соответствует ли это число числу, переданному в государственный банк данных, причина разницы в количестве детей; нарушаются ли сроки постановки детей на учет; причины такого положения.

6. В полной ли мере выполняется принцип приоритета на усыновление детей российскими гражданами; какая работа проводится органами опеки и попечительства по устройству ребенка на усыновление, в приемную семью, передаче под опеку (попечительство) внутри страны.

7. Предусмотрены ли в регионе иные формы устройства таких детей (ст.123 СК РФ).

8. Доступен ли банк данных о детях для российских граждан; как организована работа об извещении российских граждан – кандидатов в усыновители о детях, подлеж-их усыновлению, в том числе находящихся в детских учреждениях других регионов РФ.

9. Все ли дети, усыновленные иностранцами, предлагались для усыновления российским гражданам; каковы были мотивы отказа российских граждан от усыновления таких детей.

10. Как осуществляется учет лиц, желающих усыновить детей.

11. Дают ли органы опеки и попечительства разъяснения гражданам РФ об условиях усыновления, о правах, об обязанностях и по другим вопросам, связанным с этим процессом. (Проверьте обоснованность и сроки, в течение которых органы опеки и попечительства дают заключения о возможности граждан быть усыновителями.)

12. Соблюдались ли требования, предъявляемые ст.127 СК РФ к лицам, желающим усыновить детей; в полном ли объеме выясняются данные, характеризующие их личность.

13. Имели ли место отказы в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители.

14. Ведется ли журнал учета кандидатов, а также контроль за посещением ими и их доверенными лицами детей. (Укажите численность состоящих на учете лиц, желающих усыновить детей, раздельно российских граждан и иностр-х, длительность состояния на учете и причины такого положения.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.