Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и самопознание




Проверьте себя. Для установления право- или леворукости существует множество тестов. Вот некоторые из них.

Переплетение пальцев рук (рис. 26). Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась проба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Измените положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция требует некоторой подготовки (обдумывания) и вызывает ощущение неудобства.

«Поза Наполеона». Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Сознательное выпол-

Рис. 26.

нение пробы «наоборот», во-первых, совершается медленнее, а во-вторых, сопровождается ощущением неловкости.

Аплодисменты. Покажите, как вы аплодируете. Отмечено» что активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активна.

Пробы на одновременные действия обеих рук. Возьмите в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисуйте, не глядя, круг, квадрат, треугольник. Сравните качество линий и полноту изображения заданной геометрической фигуры. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и правильными. а

Пробы на точность попадания. Возьмите чистый лист бумаги, поставьте жирную точку в центре листа и попытайтесь раз 15—20 подряд попасть в нее карандашом при закрытых глазах. У правши точность попадания выше при работе правой рукой: точки ближе к цели, распределены вокруг нее равномерно, а площадь разброса по форме приближается к овалу. Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая.

Рисование вертикальных линий. На листе бумаги нарисуйте два квадрата 1,5x1,5 см и быстро заполните их вертикальными линиями — сначала одной, потом другой рукой. Число линий, нарисованных ведущей рукой, обычно больше (примерно на одну треть), и они получаются более аккуратными (рис. 27).

Информативная ценность этих тестов неодинакова, но в совокупности они позволяют надежно отличить левшу от правши.

Рис. 27.

Исследование асимметрии рук у детей имеет свои особенности: целесообразно, чтобы оно носило характер игры или соревнования и дети не догадывались о цели занятий.

Протирание доски. Ребенка просят взять тряпку и протеретъ^клас-сную доску (во внеклассных условиях это может быть любая другая поверхность, например, оконное стекло). Если протирает левой рукой, то ему предлагают поймать брошенную тряпку, а затем самому бросить ее в корзину, находящуюся в 4—5 шагах от него. Левша все эти манипуляции выполняет левой рукой.

Поднимание лежащего на полу предмета. Очень редко производится неведущей рукой.

Вкладывание фишек в коробку. Активные действия совершает ведущая рука, неведущая держит или придерживает коробку.

Если вы заметили, что ваш двух- или трехлетний ребенок ест или раскрашивает картинки левой рукой, не спешите записать его в левши: более или менее устойчивая асимметрия рук устанавливается у детей лишь после четырех лет. Но и тогда нет причин для волнений: леворукость не болезнь и не беда, жить она не мешает.

Искусство жить с детьми

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр, наставления? Или это душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело — радостным и интересным?

Мы предлагаем родителям лаконично ответить («да», «нет», «иногда», «отчасти») на следующие вопросы психологического теста. Коли-

чество своих «да», «нет» и «отчасти», «иногда» надо записать. Эта запись пригодится для подведения итогов.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детские праздники» — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят проводить их «без взрослых»?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Как вы относитесь к себе?

Один известный психиатр шутки ради распространи^ среди своих знакомых анкету, прочитав которую они должны были ответить, к какой из перечисленных в ней групп они относят себя:

1. Доволен собой, доволен другими.

2. Доволен собой, но не доволен другими.

3- Не доволен ни собой, ни другими.

4. Не доволен собой, доволен другими.

Большинство (в том числе и автор а"нкеты) отнесли себя к третьей группе, следующей по количеству голоса была четвертая группа, а люди, довольные собой и другими, оказались в меньшинстве.

Однако это всего лишь шутка, а что же происходит на самом деле, как мы сами относимся к себе?

Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера. Знать эмоционально ценностное отношение человека к себе важно не только для понимания личности как таковой, но и для решения проблемы общения между людьми. Готовность к общению (то, что мы в обиходе называем общительностью), выбор партнера и сам характер взаимоотношений между людьми во многом зависят от того, относится ли человек к себе со спокойным достоинством, преисполнен ли сознанием своей исключительности или же чувствует себя никчемным и жалким. Как можно измерить отношение к себе?

Наверное, идеально было бы наблюдать за своим внутренним миром «скрытой камерой», чтобы оценить именно неосознанное отношение к своему «я». Во всяком случае, во всех экспериментах исследователям приходится учитывать действие «психологической защиты». Положительное отношение к себе столь необходимо для поддержания психологического комфорта и здоровья личности, что нередко человек избегает негативной самооценки или же не хочет высказывать ее перед посторонними. (Очевидно, шу-

точная анкета психиатра дала негативную самооценку как раз потому, что она была шуточной, либо в ответах проявилось своего рода «кокетство» перед знакомыми.)

Некоторые психологи до сих пор считают, что в принципе не может быть адекватных средств для изучения бессознательного представления человека о себе самом. Однако эксперименты, недавно проведенные на факультете психологии МГУ, по-видимому, доказывают противное, демонстрируя успешное применение методики, которая позволяет определить эмоционально-ценностное отношение к себе (об этом сообщает В. Столин в «Психологическом журнале», т. 2, № 3, 1981).

В процессе развития человеческого общества человек сначала познавал окружающих его людей, так что образование своего «я» было вторичным, следствием, производным от познания другого человека. В ходе дальнейшего развития отношение к себе приобретало иной характер — со временем оценка своего «я» связывалась с отношением «ко мне» других людей, иначе говоря, самооценка выступала как отражение общественных норм, общественных ценностей. Именно такие представления помогли психологам разработать методику исследования самосознания и оценки себя как личности с помощью психологической проекции.

Речь идет об использовании тестов, где отношение к себе выступает в виде проекции себя на других людей, в виде отношения к другим людям. Обычно это вымышленные персонажи, но они наделены такими чертами, что человек невольно приписывает этим персонажам свои собственные черты характера. Тонкость и мастерство экспериментатора как раз и заключается в том, чтобы

испытуемый не почувствовал «подвоха», чтобы метод проекции вызывал именно невольную, неосознаваемую психологическую реакцию. В то же время выбор сюжетов с участием вымышленных персонажей, сфера деятельности каждого из них, его вымышленный характер должны быть такими, чтобы испытуемый как можно ближе подошел к своему «я», как можно полнее раскрылся.

В эксперименте участвовали 72 студентки филологического факультета в возрасте от 20 до 23 лет. Перед началом эксперимента испытуемым пришлось подробно ответить на вопросы о самих себе. Затем каждой из участвовавших в опыте предложили высказаться о двух персонажах. Один из них, персонаж А, был фактически портретом самой испытуемой: тот же возраст, пол, близкие интересы (например, персонаж А — студентка исторического факультета), та же социальная среда. Все черты характера персонажа были даны достаточно обобщенно, чтобы испытуемые не могли сразу узнать себя, но в то же время достаточно полно чувствовали сходство.

Второй персонаж — Б — полная противоположность персонажа А. Если А — это прототип своего «я», то Б—это «анти-я». Например, если об А говорилось, что характер этого персонажа неустойчивый, легко теряющий внешнее равновесие, то Б, наоборот, человек с устойчивым, спокойным и выдержанным характером.

Испытуемые давали ответы в письменной форме, и иногда это были настоящие сочинения, занимающие 3—4 страницы печатного текста. Задание в эксперименте состояло из трех частей. Сначала предлагалось решить задачу на прони-

цательность, т. е. умение понимать других людей,— качество, безусловно, необходимое и важное для будущих преподавателей. Испытуемым предлагали ответить на ряд вопросов отдельно от лица персонажей А и Б (как бы поставив себя на их место). Вот примерный круг вопросов: ради чего эта девушка поступила в высшее учебное заведение, почему именно этот вуз выбрала, как оценивает свои профессиональные качества и перспективы, что ищет в общении с молодыми людьми, каким представляет себе своего будущего мужа? Ответив на эти вопросы от имени вымышленных персонажей, нужно было ответить на эти же вопросы, но уже со своих позиций.

Во второй части задания от лица персонажей А и Б, а потом от себя лично нужно было выполнить альтернативное задание. Например, выбрать одну из таких взаимоисключающих фраз: «Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением» или «Людские невезения — результат собственных ошибок».

В третьем задании нужно было описать взаимоотношения, которые бы сложились между А и Б при их знакомстве, какие чувства они испытывали бы друг к другу.

В основе этих заданий как раз и лежит метод проекции, поэтому, анализируя их, можно трактовать отношение к другому лицу как результат отношения к самому себе (в случае большого сходства с персонажем AV и к личности с противоположными чертами характера (персонаж Ц). Крайние позиции относительно своего «я» можно выразить понятиями «уважение» или «презрение», а крайние эмоциональные реакции на «анти-я» лежат на оси «симпатия» — «антипатия».

Оказалось, что практически для всех испытуемых вымышленные персонажи А и Б были небезразличны, во всяком случае, студентки выражали свое отношение к ним без какой-либо специальной просьбы. По характеру ответов испытуемых можно было разделить на четыре группы (нечто похожее на анкету психиатра).

В итоге 74% опрошенных испытывали симпатию к персонажу, сходному по характеру со своим «я», 22% — отнеслись к персонажу, имитирующему «я» с антипатией. Исследователи считают, что оценка персонажей А и Б вызвана не положительными или отрицательными чертами характера этих персонажей, а именно особенностями личностного отношения к ним, иными словами, за отношением к А и Б стоит неосознанное отношение испытуемого к самому себе.

Как и требовалось доказать, предложенная методика дала возможность оценить эмоциональное отношение к своему «я» и «анти-я». Важно, что во время эксперимента испытуемый говорил не о себе, а о некотором другом человеке, во всяком случае, он знал, что его ответ будут интерпретировать как ответы персонажа, все это облегчало ему выражение отношения к самому себе.

В дальнейшем, по-видимому, будут исследованы самооценки различных категорий людей в зависимости от пола, возраста, от профессиональной и психологической ситуации, в которой они могут находиться. Такие оценки не только интересны сами по себе, в будущем они должны помочь психологам и педагогам правильно корректировать отношения человека к самому себе и тем самым помочь ему добиться психологического комфорта, выбрать свое место в обществе.

Рис. 28.

Рис. 29.

В заключение приведем некоторые задания на проверку некоторых особенностей зрительной памяти и восприятия.

Проверьте зрительную память (рис. 28). Посмотрите внимательно на левый рисунок и запомните расположение зачерненных элементов. На это дается две минуты. Затем закройте его ладонью и отметьте на правом рисунке те же самые элементы. Если вам удастся воссоздать точную копию левого рисунка — вы справились с заданием. Можете быть довольны: у вас вполне нормальная зрительная память.

Как бы вы поступили на месте судьи (рис. 29)? «Полосатые» получили право на свободный удар в 14 метрах от ворот. «Белые» стали выстраивать стенку. Восьмерка «полосатых», не дождавшись, когда будет выстроена стенка и когда судья даст свисток, подает мяч набегающему игроку под номером 10, который сильным ударом посылает мяч в сетку ворот. Какое решение вы приняли бы на месте судьи?

Каково ваше восприятие? Из перечисленных названий на 12 ниже следующих картинках (рис. 30) подберите к каждой из них то, которое, по вашему мнению, больше всего к ней подходит, и запишите его номер: При обработке используйте матрицу:

К А Э
     
     
     
     

Отметьте (подчеркните) на ней номера выбранных вами названий (если какая-то цифра повторяется неоднократно — соответственно столько раз ее и подчеркните). Под считайте количество отмеченных цифр в каждой колонке.

Если подчеркиваний больше всего в первой колонке — у вас конкретный тип восприятия,

если во второй — тип вашего восприятия абстрактный,

если же в третьей — у вас преобладает эмоциональный тип восприятия.

 

Рис. 30(1): 1. Кукла; 2. Игра; 3. Дружба; 4. Буратино; 5. Глупость; 6. Симпатия; 7. Толстяк; 8. Сходство; 9. Любопытство; 10. Ребенок; 11. Непонимание; 12. Уверенность

-

Рис. 30{2): 1. Письмо; 2. Просьба; 3. Радость; 4. Пионеры; 5. Новость; 6. Надежда; 7. Ящик; 8. Сообщение; 9. Грусть; 10. Ученики; 11. Поздравление 12. Тоска

Рис. 30(3): 1. Луг; 2. Приволье; 3. Удивление; 4. Девочки; 5. Движение; 6. Любопытство; 7. Парашют; 8. Событие; 9. Радость; 10. Подруги; 11. Отдых; 12. Огорчение

Рис, 30(5): 1. Крыша; 2. Ловкость; 3. Неуверенность; 4. Кошка; 5. Гибкость; 6. Глупость; 7. Скворечник; 8. Разбой; 9. Смелость; 10. Труба; 11. Грабеж; 12. Беспечность

Рис. 30(4): 1. Двор; 2. Спорт; 3. Обида; 4. Бабушка; 5. Игра; 6. Безразличие; 7. Мальчик; 8. Старость; 9. Страх; 10. Футболист; 11. Шалость; 12. Печаль

Рис. 30(6): 1. Дорога; 2. Поездка; 3. Страх; 4. Лето; 5. Опоздание; 6. Уверенность; 7. Автомобиль; 8. Необходимость; 9. Сомнение; 10. Юноша; 11. Спешка; 12. Волнение

Рис. 30(7): 1. Газета; 2. Приветствие; 3. Доброта; 4. Сквер; 5. Отдых; 6. Гордость; 7. Пешеход; 8. Ошибка; 9. Удивление; 10. Читатель; 11. Рассеянность; 12. Обида

Рис. 30(9): 1. Окна; 2. Момент; 3. Тоска; 4. Галка; 5. Покой; 6. Надежда; 7. Часы; 8. Жизнь; 9. Смятение; 10. Мостовая; 11, Безмолвие; 12, Радость

Рис. 30(8): 1. Мужчина; 2. Ловкость; 3. Радость; 4. Утка; 5. Гибель; 6. Надежда; 7. Спортсмен; 8. Полет; 9. Безразличие; 10. Натуралист; 11. Развлечение; 12. Горе

Рис. 30(10): 1. Девочка; 2. Движение; 3. Удовольствие; 4. Собака; 5. Спутники; 6. Радость; 7. Лето; 8. Бег; 9. Опасение; 10. Тропинка; 11. Отдых; 12. Преданность

Рис. 30(11): 1. Дворник; 2. Сходство; 3. Печаль; 4. Мальчик; 5. Разрушение; 6. Радость; 7. Забор; 8. Гибель; 9. Сожаление; 10. Зима; 11. Забава; 12. Тоска

 

Ответы Внимание и наблюдательность

Как у вас с вниманием? Правильные ответы: —17; -f-Ю; —1; + 6; +18.

Поиск закономерностей. Свободное место займет лицо из правой верхней клетки.

Отпечатки на руке. Каждому из предметов соответствуют отпечатки: 1— Д, 2—Л, 3—0, 4—Е, 5—К, 6—А, 7—Б, 8—Н, 9—3, 10—В, 11—И, 12 —Г, 13—М, 14—Ж.

Жалко вазу! Разбилась ваза под номером 5.

Рис. 30(12): 1. Бедняк; 2. Арифметика; 3. Тоска; 4. Сирота; 5. Учеба; 6. Сомнение; 7. Оборванец; 8. Наука; 9. Восхищение; 10. Нищий; 11. Знание; 12. Надежда

Рис. 3.1.

Лабиринт. Вот путь, который приведет к цели (рис. 31).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.