Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции педагогического процесса и его психологические основания




План семинара

Вопросы

 

1. Какие требования предъявляет психоаналитический подход к личности педагога?

2. В чем заключается идея модификации поведения, предложенная бихевиористами?

3. Кто из отечественных психологов и педагогов разрабатывает идеи гуманистического подхода в образовании?

 

«Философско-психологические представления о сущности человека и их значение для образования»

 

1. Психоаналитический подход к воспитанию.

2. Бихевиористская трактовка образования.

3. Экзистенциально-гуманистический подход к образованию.

4. Идеи педагогической антропологии в отечественной психологии.

Обязательная литература

1. Варначева Л.В. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998.

2. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. №5.

3. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 т. Дубна, 1997.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

6. Степанов С. Становление человека: источники, цели, средства // Школьный психолог. 2000. № 4.

7. Фрумин ИД., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1.

8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

9. Шварцман К. А. Философия и воспитание. М., 1989.

Дополнительная литература

 

10. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986.

11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

12. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

13. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000.

14. Шварцман К А. Философия и воспитание. М.,1989.

15. Элъконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.

16. Bollnow O.F. Einfache Sittlichkeit. Gottingen, 1947.

17. Green M. (ed.) Exsistentional Encounter for Teacher. N.Y., 1967.

 

Педагогический процесс нередко характеризуют как передачу накопленного старшими поколениями опыта новому, подрастающему. Такая формулировка верна, но представляет лишь рамочное условие происходящих в действительности сложнейших, нередко противоречивых психолого-педагогических процессов, которые сопровождают становление личности. Педагог и психолог руководствуются в своей деятельности более глубоким, а главное, целостным представлением об образовательном пространстве, в котором происходят обучение и воспитание, и психологических механизмах, целенаправленно и стихийно, сознательно и бессознательно актуализирующихся в это время. Прежде всего педагогический процесс видится как многоуровневый и разноплановый по источникам и деятельности влияния. В такое представление включены воспитательные влияния микросреды (семья, общение со сверстниками и т.п.), система макросоциальных факторов (общественные отношения, СМИ и др.) и далее специальные институты (образовательные учреждения) целенаправленного образования и воспитания человека. Иными словами, помимо школы воспитанник находится «на перекрестке» различных социальных влияний, «включен» в разнообразные культурные «ареалы» (наука, искусство, религия и др.)> транслируемые по широко доступным коммуникативным каналам, а также в различные социальные группы, в том числе антиобщественной направленности. Процессы присвоения определенных культурных и ценностных ориентиров, выбора своего образа Я сегодня происходят в условиях «напора» стереотипов поведения и конформного их усвоения или противостояния, сопротивления им со стороны подростка.

В образовательном учреждении (школа, детский сад и т.п.) в центре внимания психолога находятся процессы обучения и воспитания, которые целенаправленно организуются педагогами как профессионально подготовленными для этой деятельности специалистами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.