КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза
Примерами реализации субъектного подхода в отечественном образовании являются школа культуротворчества [3],[7] и школа понимания [2]. Основу культуротпворческих концепций образования составляют событийные встречи ребенка с опытом культуры, рассматривающие развитие как введение ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. Именно ребенок как субъект культуротворчества, полагают авторы, должен находиться в центре проектирования современных форм образования. Роль же педагога состоит в выстраивании таких отношений, чтобы взрослый оказался как бы между своей собственной культуросозидателъной работой и культуроосвоительной работой детей. Еще одно важное основание становления субъектности современного ребенка, т.е. самостоятельного и ответственного человека, обосновывает Б.Д. Эльконин путем координирования ценности взросления и ценности развития современных людей. Другими словами, акты развития, по Эльконину, должны совпадать с актами взросления (в настоящий момент взросление ассоциируется с независимым статусом, наличием денег, собственного имиджа и т.д., но не с актами собственного развития). Взрослый как посредник между культурой и ребенком наполняет смыслом встречи ребенка с культурным содержанием, придает этим встречам характер событийности, чуда. Событийная общность людей рассматривается как основание выращивания субъектной позиции ребенка в концепции школы понимания [2]. Название указывает на изначальный антропологизм предлагаемой концепции. Отправной точкой нового образования является понимание и принятие экзистенциальной сущности ребенка. Школа понимания не является реализованной в настоящий момент образовательной моделью; она - скорее прообраз школы будущего. Главная ценность ее -способность открыть, сформировать, упрочить индивидуальные ценности образования у своих питомцев. Школа понимания вбирает в себя лучшие традиции реализации антропологического подхода в образовании: 1) школа понимания основана на живом знании, выводимом учителем вместе с учеником в экзистенциальном диалоге «Я и Ты». Это знание встраивается в систему личного опыта ребенка и становится реальным орудием его индивидуального опыта во взаимодействии с миром; 2) индивидуальный опыт, потребности и ценности ребенка являются отправной точкой в проектировании образования; 3) задача педагога и психолога в образовании - максимально выразительно оформить проблему как пространство возможных действий, т.е. выложить, выразить и представить ту практику, в которой она может стать предметом [15]. Подводя итоги рассмотрения субъектного подхода к развитию личности, отметим, что основным преимуществом данной модели является предоставление ребенку возможности осмысленно строить свое поведение на основе согласования индивидуальных ценностей и социальных требований. Таким образом, снимается опасность как чрезмерной индивидуализации ребенка (которая присуща системам свободного воспитания), так и безоговорочного, некритичного следования социальным нормам (недостаток традиционного обучения). Ребенок рассматривается как самостоятельный, уникальный человек, который строит собственную систему знании и ценностей на основе опыта событийных встреч с окружающими людьми и культурой. Критериями развития ребенка становятся акты его движения от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от значения к смыслу, а также построение поведения на основе согласования индивидуальных ценностей и социальных норм. Основные идеи и достижения педагогической антропологии можно представить следующим образом [5]. 1. Понимание образования как неотъемлемого признака человеческого бытия, как направленного процесса становления и самостановления человека. Образование в педагогической антропологии понимается не как функция общества, государства, а как атрибут человеческого бытия. 2. Выведение целей и средств образования из сущности человека как самосозидающего, трансендирующего, открытого, превосходящего само себя и мир. 3. Введение в обиход теории и практики воспитания таких категорий, как «свобода», «смысл», «подлинность», «совесть», «духовность», «достоинство», «творчество», «самостановление», «выбор». 4. Описание конкретных механизмов и условий образования с антропологических позиций, с позиций «детоцентризма». 5. Открытие диалогической природы воспитания. 6. Определение детства как самоценного периода человеческой жизни. Ребенок при таком понимании не один из этапов онтогенеза, но ключ в понимании сущности человека.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |