КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы организации педагогической деятельности
План семинара Вопросы
1. Зачем нужно педагогам объединяться в коллектив? 2. Как влияют друг на друга деловая и социально-психологическая структуры коллектива? 3. Какие признаки свидетельствуют о развитости педагогического коллектива? 4. Какие нормы формируются в педагогическом коллективе и как они формируются? 5. Зачем нужно развивать в педагогическом коллективе самоуправление?
«Психология педагогического коллектива»
1. Педагогический коллектив: психологическая структура и функции. 2. Факторы влияния на психологический климат в педагогическом коллективе. 3. Методы формирования положительного психологического климата. Основная литература
1. Кан-Калик В А., Никандров НД. Педагогическое творчество. М., 1990. 2. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. 3. Реан А.А., Коломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. 5. Социальная психология коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 6. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 7. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. 8. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М., 1995. Дополнительная литература
9. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.,1998. 10. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М.,1999. 11. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 1996. 12. Саранов А.М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе. Волгоград, 1999. 13. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990. 14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1997. 15. Сластенин ВА., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. 16. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование. М., 1997. 17. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома, 1990. 18. Шепелъ В.М. Управленческая психология. М., 1984. 19. Якунин В А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога - это целенаправленная, совместно организованная деятельность администрации, методического объединения, психологов и самого педагога. Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых способствует эффективной организации педагогического коллектива, администрации, школы в целом. 1.Ориентация на сущностное обновление, трансформацию целей и методов работы школы. До тех пор пока основными критериями деятельности педагога будут количество усвоенных его учениками знаний, количество отличников, правильно написанных контрольных работ и т.п. и пока лишь вскользь будут упоминаться такие параметры деятельности учителя, как умение установить позитивные отношения с учениками, способность к формированию у учеников самостоятельного, ответственного и инициативного поведения, навыки партнерского поведения, авторитет среди учеников и родителей, проблема профессионального роста педагога решена не будет. 2. Четко определенные цели педагогов и администрации по отношению к образовательному процессу. 3. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, а для психолога особенно важно - установление доверительных отношений с педагогом и администрацией. Психологу необходимо различать истинные причины обращения к нему со стороны администрации или педагога. Запрос может иметь в своей основе манипуляцию, желание использовать психолога для изменения ситуации в целях одной из сторон. Педагог может использовать авторитет психолога для усиления своей позиции в конфликте с администрацией. Аналогично может строить свои отношения с психологом администрация. В таких случаях важно прояснение ситуации, и иногда психологу более разумно не принимать в этом участия. Особенно значим вопрос о развитии персонала, ориентированного на существование в условиях высокой неопределенности, способного генерировать и реализовывать новые идеи, продуцирующего новые технологии профессиональной деятельности в инновационных школах. В таких школах должна быть проработана система управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами. С одной стороны, эта система обслуживает функционирование школы, а с другой - обеспечивает ее развитие. Администрация отвечает за создание в школе атмосферы, способствующей развитию профессионализма педагога, помогает ему в повышении квалификации за пределами школы и внутри нее, информирует его о перспективах деятельности в школе. Администрация сама должна демонстрировать установку на развитие и саморазвитие. Для создания атмосферы сотрудничества в коллективе рекомендуется следующее. Организовать систему подбора кадров, способных и желающих работать именно в данной школе. Для этого администрация информирует претендента о специфике школы, требованиях в ней к педагогу, возможностях его профессионального роста. Также важно понять профессиональные цели и ожидания педагога. В школе должна быть создана ясная организационная структура. Педагог должен знать, кто из завучей за какое направление работы отвечает. В школе также должна быть налажена система информации, вестись целенаправленная работа по совершенствованию методов управления и улучшению атмосферы в коллективе. Цели школы вырабатываются и принимаются членами педагогического коллектива. Цели организации формируются при совместном планировании стратегии и тактики развития школы (партнерское управление). Администрация ориентируется на использование групповых методов работы (создание продуктивно и творчески работающих групп, мастерских, профессиональных объединений). Организовать постоянно действующие системы психолого-педагогических семинаров, тренингов, консилиумов для обучения педагогов и самой администрации. Развивать положительную мотивацию на развитие у педагогов. Для построения обоснованной кадровой политики психолог может рекомендовать администрации использовать методики, направленные на: - исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, которое позволяет понять систему их работы, проанализировать степень согласованности управленческих действий, оценить вклад каждого руководителя в обеспечение профессионального развития педагогов; - выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогов в школе; - анализ мотивации деятельности педагогов; - изучение взаимоотношений в педагогическом коллективе [7]. Доказали свою эффективность педагогические советы, проводимые в форме игр, групповых дискуссий, психолого-педагогический консилиум как форма управления учебно-воспитательным процессом в школе [2]; психолого-педагогические семинары, позволяющие формировать у педагогов социально-психологическую компетентность. В заключение еще раз хочется обратить внимание на то, что тесты, опросники могут рассматриваться лишь как повод для диалога с педагогом, для уникального эмоционально-личностного контакта с ним. Главное - не превратить живую личность в бездушного «испытуемого» [9]. Взвесить и измерить самобытный, индивидуализированный, персонифицированный труд педагога практически невозможно. Переформулируем слова замечательного гуманистического психолога Р. Мэя: задача психолога - помочь педагогу обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я». Вопросы и задания
1. Назовите основные этапы профессионализации педагога. 2. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами? 3. Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами. 4. Какими знаниями, умениями и качествами должен обладать психолог, работающий с педагогами? 5. Какова роль психолога в организации кадровой работы образовательного учреждения? 6. Какие рекомендации может дать психолог администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества в коллективе? Практические задания
1. Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации? 2. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей. 3. Продумайте программу тренинга эффективного делового общения для руководителей школы. Сформулируйте цели, обоснуйте методическое обеспечение работы консультанта в группе.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |