Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности новорожденных к восприятию и реагированию




Составные части и средства психосоматической экономики

Новорожденный, имеющий тонкую чувствительность, подчиненную вместе с тем временным неравномерностям и про­странственной разнородности восприятий, пребывает первые недели в недифференцированном мире телесно прожитого (un vecu corporel), куда включена и его мать. Межфункциональная координация обеспечивается материнскими заботами. При от­сутствии надлежащего воспитательного воздействия младенчес­кие отправления рискуют надолго застрять в своей первоздан­ной анархической независимости. Если важные органические Функции не укоренены в объектном воспитательном воздействии, не взяты в рамки адекватного руководства, лишены опоры,

и* 163

они могут втянуться в круговорот повторений с высоким рис­ком автоматизма, как это происходит при тяжелых анорексии и бессоннице.

Термин «компетенция» применительно к новорожденному означает его врожденную тройственную способность восприни­мать сигналы, подаваемые матерью, реагировать на эти сигна­лы и провоцировать их. Вопреки давним представлениям, ново­рожденный — вовсе не пассивный сосуд. Равным образом он не сосредоточен полностью на самом себе в монотонном чередова­нии напряжения и разрядки, голода и его утоления, бодрство­вания и сна. Бесчисленные работы показали, что у него с само­го рождения имеются возможности, о которых прежде никто и не подозревал, различать голоса, запахи, цвета и даже воспро­изводить кое-какую мимику.

Взаимодейственная система многоканальна. Обладая богатым набором средств общения, новорожденный тут же принимается всячески использовать не только давно известные оральные, чув­ственные и кинестезические, но и моторно-сенсорные, обоня­тельные, зрительные, слуховые способы.

Короче, в «компетенцию» новорожденного входят чувстви­тельность и восприимчивость к индуктивным возбуждениям, адаптация к ним взаимодейственного поведения, деятельность.

Но при всем своем совершенстве эти способности частич-ны и ограничены известными пределами. Вот они:

— лабильность и относительная асинергия действий, связан­ных с «компетенцией», на протяжении первых недель жизни;

— совпадение автоматических действий, подчиненных ней-робиологическим ритмам, и тех, что определяются функциони­рованием различных систем органов;

— неравномерность восприимчивости, согласующейся с раз­личными «состояниями» (Brazelton), в которых находится ребе­нок, в зависимости от уровней внимания, а также от хорошего (или плохого) самочувствия, связанного с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей;

— разнородность восприятий, которые, так сказать, раздроб­лены на отдельные пространства — оральное, осязательное, обо­нятельное, слуховое; получается ряд несубстанциальных движу­щихся картинок, ряд эгоцентрических, не координированных между собою пространств.

В связи с этим интересно напомнить о гипотезах, которые P. Marty разработал для самого раннего возраста, исходя из «ме­ханической жизни» взрослых.

Он называет программированием склонность и стремление познавать и психически осваивать объект в рамках врожден­ных программ. Описывая инициальное состояние, он метафо­рически сравнивает его с мозаикой: органические функции плот­но прилегают одна к другой, действуют бок о бок, но относи­тельно независимо друг от друга и в автоматическом режиме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.