Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Травмирующее явление в психосоматической патологии




1.13

между неврозом и психозом, но не являющихся ни тем, ни дру­гим. Это в некотором роде предварительные формы погранич­ных состояний отрочества и зрелого возраста. Характеристики структурной неорганизованности в рамках этой сложной груп­пы имеют то преимущество, что подчеркивают один за другим признаки высокой психосоматической уязвимости11.

Структурные неорганизованности перечислены в классифи­кации L. Kreisler, относящейся к психопатологии младенчества (1984, 1989).

Отдаленные последствия формального поведения и струк­турных неорганизованностей у маленьких детей возвращают нас к многократно обсуждавшейся проблеме прогноза эмоциональ­ных изъянов раннего возраста. Мнения по этому поводу выска­зывались противоречивые — от весьма пессимистических до бо­лее нюансированных (Y. Gauthier, 1982).

В этот спор я могу привнести лишь ограниченный опыт мо­нографических наблюдений, имеющих, однако, то достоинство, что в их ходе совместно рассматривались взаимодейственные и структурные этиологические условия.

Эти исследования привели меня к убеждению, что упомяну­тые первоначальные структуры, вызывающие беспокойство, мо­гут возвращаться к норме, но при условии, что будет сделано самое главное — и сделано вовремя. Очевидно, что лечение тем эффективнее, чем моложе подвергнутый ему ребенок, и что даже самым маленьким необходимо длительное долечивание. Один та­кой ребенок поступил в наше учреждение в 14-месячном возра­сте с мерицизмом — под налепленным ранее ярлыком отсталос­ти, которую семья считала непоправимой. Теперь мальчику пять лет, он вполне хорошо адаптируется в семье и школе, но для этого понадобилась все еще продолжающаяся психотерапия. От­чет о ней дан в книге R. Debray.

В противоположность благоприятному развитию существует эволюционный риск, хорошо проанализированный R. Mises в

11 В новой «Французской классификации детских психических рас­стройств» (Mises R., Jeammettial F. Classification francaise des troubles inentaux de i'enfance, 1988) пограничные патологии отнесены к «рас­стройствам личности помимо невроза и психоза» в подразделе «нар-циссические и/или аналитические патологии, хронические депрессии, заброшенность» в качестве фона таких синдромов, как мерицизм и на­низм, вызванных психологическим страданием (Kreisler L., 1981, 1987).

связи с детскими пограничными патологиями. Один из таких рис­ков среди прочих — это появление в дальнейшем серьезных рас­стройств личности типа пограничных состояний.

Таким образом, можно уловить преемственность с детства до отрочества и зрелого возраста и особо указать на постоян­ство серьезнейшей психосоматической уязвимости, главные при­знаки которой:

— эссенциальная депрессия в виде фона;

— недостатки объектной функции;

— фундаментальные слабости ментализации, касающиеся, в частности, способностей к формированию представлений; выше было отмечено, что, по сообщениям некоторых авторов, «погра­ничные» пациенты не могут обрести «метапредставление», что приводит к неполноценности в межличностном общении.

Не следует также упускать из виду преобладание нарцис-сических типов поведения. Один из них особо изучен в психо­соматической клинике (A. Dingli"), а именно господство «иде­ального Я». В противоположность «идеалу Я», возникающему в самых утонченных инстанциях, «идеальное «Я» отображает нар-циссическое всемогущество наподобие детской мегаломании13.

Эту преемственность можно назвать психосоматической ли­нией пустоты. Первоначальные изъяны кроются у младенца в хронической недостаточности привязанности.

Заключение

Качественные и количественные нарушения привя­занности влияют на всю эмоциональную организацию и вре­дят построению психосоматических защитных механизмов в настоящем, а иногда, по-видимому, и в будущем. Обстоятель­ства, угрожающие маленькому ребенку в наших цивилизаци-онных условиях, не чужды современным формам психопатоло­гии отрочества и зрелого возраста. Эти формы все чаще выглядят атипичными и обладают такой общей чертой, как ущербность способностей к общению. В этих ненадежных струк­турах занимают видное место неврозы поведения и неврозы характера, сопряженные с высоким психосоматическим риском.

2 DingliA. Le Moi ideal de toute - puissance narcissique (устное сообще­ние), 1986. Мегаломания — бред величия [примеч. ред.).

Наблюдателя психосоматической патологии нередко удивляет очевидность конфликтных условий. Возможно, следует увязать с этим фактом часто отмечаемую этиологическую яс­ность начала психосоматической дезорганизации по сравнению с туманом, которым окутаны неврозы или психозы.

Постоянные травмирующие ситуации надо отличать от еди­ничных травмирующих событий. Патогенные взаимодействия, описанные выше, могут ввиду их размаха становиться травми­рующими, дающими толчок соматизациям.

Примером последствий долговременной травмирующей си­туации может служить нанизм, вызванный психологическим стра­данием, о чем свидетельствует возобновление секреции гормо­нов после приостановившегося было роста буквально с того мо­мента, когда ребенка забирают из его неблагополучной семьи.

Пусковое событие ставит общую проблему психотравматиз­ма: его интенсивность, внезапность, непредвиденность, влияние на предсуществующую психическую организацию, функциони­рование которой он изменяет.

В психосоматической клинике травмирующее событие в ре­зультате ненадлежащего воспитательного воздействия либо из­быточного заряда возбуждения часто влечет за собой слом пси­хических механизмов защиты от соматической дезорганизации. Пример тому в самом раннем возрасте — резкий отрыв ребенка от матери, погружающий его в тревожное смятение и/или в анак-литическую депрессию.

Травмирующее событие оказывает воздействие не только са­мой своей сутью, но и эмоциональным откликом, который оно находит у субъекта. Так, заурядное (с точки зрения взрослого) событие — рождение младшего брата или младшей сестры, по­ступление в школу, переезд на новое место жительства, неслож­ная хирургическая операция и т. п.— может иметь такое же вли­яние, как хронический семейный конфликт, уход одного из родителей, смерть близкого человека, пробуждая тем самым из­начальные, главные страхи (расставания, уничтожения, кастра­ции), предшествующие опыты, реальные или фантазматические. Отсюда два важных вывода.

1. Отслеживание травмирующих событий и ситуаций пред­ставляет собою одну из самых доступных для практической ме­дицины областей наблюдения и лечебного воздействия. Суще­ствует много примеров, когда изменения среды резко прерыва­ли бронхопатии, связанные с неустроенной жизнью малыша,

когда рецидивирующие головные боли или боли в животе пре­кращались после снятия напряжения в школе, когда приступы астмы больше не повторялись благодаря разрешению конфлик­та между родителями.

2. В силу самой очевидности психотравмы возникает риск чисто событийного подхода к ней. Встречаются психосоматичес­кие исследования, основанные на перечнях единичных ситуа­ций и статистическом их истолковании, психотравму упрощен­но рассматривают по модели «стресса».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.