КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Травмирующее явление в психосоматической патологии
1.13 между неврозом и психозом, но не являющихся ни тем, ни другим. Это в некотором роде предварительные формы пограничных состояний отрочества и зрелого возраста. Характеристики структурной неорганизованности в рамках этой сложной группы имеют то преимущество, что подчеркивают один за другим признаки высокой психосоматической уязвимости11. Структурные неорганизованности перечислены в классификации L. Kreisler, относящейся к психопатологии младенчества (1984, 1989). Отдаленные последствия формального поведения и структурных неорганизованностей у маленьких детей возвращают нас к многократно обсуждавшейся проблеме прогноза эмоциональных изъянов раннего возраста. Мнения по этому поводу высказывались противоречивые — от весьма пессимистических до более нюансированных (Y. Gauthier, 1982). В этот спор я могу привнести лишь ограниченный опыт монографических наблюдений, имеющих, однако, то достоинство, что в их ходе совместно рассматривались взаимодейственные и структурные этиологические условия. Эти исследования привели меня к убеждению, что упомянутые первоначальные структуры, вызывающие беспокойство, могут возвращаться к норме, но при условии, что будет сделано самое главное — и сделано вовремя. Очевидно, что лечение тем эффективнее, чем моложе подвергнутый ему ребенок, и что даже самым маленьким необходимо длительное долечивание. Один такой ребенок поступил в наше учреждение в 14-месячном возрасте с мерицизмом — под налепленным ранее ярлыком отсталости, которую семья считала непоправимой. Теперь мальчику пять лет, он вполне хорошо адаптируется в семье и школе, но для этого понадобилась все еще продолжающаяся психотерапия. Отчет о ней дан в книге R. Debray. В противоположность благоприятному развитию существует эволюционный риск, хорошо проанализированный R. Mises в 11 В новой «Французской классификации детских психических расстройств» (Mises R., Jeammettial F. Classification francaise des troubles inentaux de i'enfance, 1988) пограничные патологии отнесены к «расстройствам личности помимо невроза и психоза» в подразделе «нар-циссические и/или аналитические патологии, хронические депрессии, заброшенность» в качестве фона таких синдромов, как мерицизм и нанизм, вызванных психологическим страданием (Kreisler L., 1981, 1987). связи с детскими пограничными патологиями. Один из таких рисков среди прочих — это появление в дальнейшем серьезных расстройств личности типа пограничных состояний. Таким образом, можно уловить преемственность с детства до отрочества и зрелого возраста и особо указать на постоянство серьезнейшей психосоматической уязвимости, главные признаки которой: — эссенциальная депрессия в виде фона; — недостатки объектной функции; — фундаментальные слабости ментализации, касающиеся, в частности, способностей к формированию представлений; выше было отмечено, что, по сообщениям некоторых авторов, «пограничные» пациенты не могут обрести «метапредставление», что приводит к неполноценности в межличностном общении. Не следует также упускать из виду преобладание нарцис-сических типов поведения. Один из них особо изучен в психосоматической клинике (A. Dingli"), а именно господство «идеального Я». В противоположность «идеалу Я», возникающему в самых утонченных инстанциях, «идеальное «Я» отображает нар-циссическое всемогущество наподобие детской мегаломании13. Эту преемственность можно назвать психосоматической линией пустоты. Первоначальные изъяны кроются у младенца в хронической недостаточности привязанности. Заключение Качественные и количественные нарушения привязанности влияют на всю эмоциональную организацию и вредят построению психосоматических защитных механизмов в настоящем, а иногда, по-видимому, и в будущем. Обстоятельства, угрожающие маленькому ребенку в наших цивилизаци-онных условиях, не чужды современным формам психопатологии отрочества и зрелого возраста. Эти формы все чаще выглядят атипичными и обладают такой общей чертой, как ущербность способностей к общению. В этих ненадежных структурах занимают видное место неврозы поведения и неврозы характера, сопряженные с высоким психосоматическим риском. 2 DingliA. Le Moi ideal de toute - puissance narcissique (устное сообщение), 1986. Мегаломания — бред величия [примеч. ред.). Наблюдателя психосоматической патологии нередко удивляет очевидность конфликтных условий. Возможно, следует увязать с этим фактом часто отмечаемую этиологическую ясность начала психосоматической дезорганизации по сравнению с туманом, которым окутаны неврозы или психозы. Постоянные травмирующие ситуации надо отличать от единичных травмирующих событий. Патогенные взаимодействия, описанные выше, могут ввиду их размаха становиться травмирующими, дающими толчок соматизациям. Примером последствий долговременной травмирующей ситуации может служить нанизм, вызванный психологическим страданием, о чем свидетельствует возобновление секреции гормонов после приостановившегося было роста буквально с того момента, когда ребенка забирают из его неблагополучной семьи. Пусковое событие ставит общую проблему психотравматизма: его интенсивность, внезапность, непредвиденность, влияние на предсуществующую психическую организацию, функционирование которой он изменяет. В психосоматической клинике травмирующее событие в результате ненадлежащего воспитательного воздействия либо избыточного заряда возбуждения часто влечет за собой слом психических механизмов защиты от соматической дезорганизации. Пример тому в самом раннем возрасте — резкий отрыв ребенка от матери, погружающий его в тревожное смятение и/или в анак-литическую депрессию. Травмирующее событие оказывает воздействие не только самой своей сутью, но и эмоциональным откликом, который оно находит у субъекта. Так, заурядное (с точки зрения взрослого) событие — рождение младшего брата или младшей сестры, поступление в школу, переезд на новое место жительства, несложная хирургическая операция и т. п.— может иметь такое же влияние, как хронический семейный конфликт, уход одного из родителей, смерть близкого человека, пробуждая тем самым изначальные, главные страхи (расставания, уничтожения, кастрации), предшествующие опыты, реальные или фантазматические. Отсюда два важных вывода. 1. Отслеживание травмирующих событий и ситуаций представляет собою одну из самых доступных для практической медицины областей наблюдения и лечебного воздействия. Существует много примеров, когда изменения среды резко прерывали бронхопатии, связанные с неустроенной жизнью малыша, когда рецидивирующие головные боли или боли в животе прекращались после снятия напряжения в школе, когда приступы астмы больше не повторялись благодаря разрешению конфликта между родителями. 2. В силу самой очевидности психотравмы возникает риск чисто событийного подхода к ней. Встречаются психосоматические исследования, основанные на перечнях единичных ситуаций и статистическом их истолковании, психотравму упрощенно рассматривают по модели «стресса».
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |