Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По типу дисгармонического инфантилизма




АНОМАЛИЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие «инфантилизм» относится к числу достаточ­но упрочившихся в современной литературе.

Еще в конце прошлого века многие авторы обратили внима­ние на то, что под влиянием инфекций и интоксикаций возни­кает задержка развития ребенка на более ранней ступени. Для этих форм Лассег предложил термин «инфантилизм». Им было указано, что при инфантилизме в отличие от карликового роста сохраняется ряд других особенностей, свойственных раннему возрасту ребенка как в физическом, так и в психическом отно­шении. Более подробно клиническая картина инфантилизма была описана Лореном. Так же как и Лассег, Лорен считал основной причиной возникновения инфантилизма ранние инфекции и ин­токсикации и назвал его «дистрофическим инфантилизмом». Ло­рен охарактеризовал клинические особенности дистрофического инфантилизма тремя признаками: тщедушность, грацильность и миниатюрность тела. Лорен обратил внимание на гармоничность этих субъектов, их стройное, грациозное сложение, хрупкий ко­стяк, тонкую, нежную и гладкую кожу. В психике этих субъек­тов проявляются черты детской наивности и беспомощности.

В дальнейшем, по мере развития эндокринологии, понятие «инфантилизм» значительно расширилось. Был выделен и ряд Других форм инфантилизма, обусловленных дисфункцией той или Другой эндокринной железы. В клинической картине этих форм

черты детской гармоничности часто отсутствуют и отмечается ряд особенностей, специфичных для дисфункций той или дру­гой эндокринной железы {гипотиреоидные, гипогенитальные и гипофизарные формы).

Наряду с общим инфантилизмом (при котором речь идет о сочетании физического и психического инфантилизма) выделя­ли и ряд форм частичного инфантилизма, при котором страда­ют лишь отдельные системы. Выделялись формы инфантилиз­ма, связанные с недостаточностью кишечника, печени и почек, с гипоплазией сосудов и др.

К частичному относится также особая форма инфантилиз­ма, при котором на первом плане стоят отклонения со стороны психики, проявляющиеся в не соответствующей возрасту детс­кости. Эта разновидность инфантилизма, обозначаемая терми­ном «психический инфантилизм», является патогенетической ос­новой первой группы психопатии. По своим клиническим про­явлениям психический инфантилизм значительно отличается от других форм инфантилизма. Здесь нет выраженных эндокрин­ных расстройств, как при гипотиреоидном, гипофизарном и ги-погенитальном инфантилизме. В отличие от общего инфантилизма лореновского типа, когда в физическом и психическом состоя­нии ребенка сохраняется в большей или меньшей степени ха­рактерная для ребенка гармоничность, при психическом инфан­тилизме наблюдается выраженная дисгармоничность развития отдельных сторон личности. Поэтому данную форму частичного инфантилизма можно охарактеризовать термином «дисгармони­ческий инфантилизм».

Дисгармонический инфантилизм представляет собой тот тип аномалии развития, который имеет наибольшее значение для кли­ники. Однако в настоящее время еще недостаточно изучены раз­личные варианты этого типа и их клинические проявления.

Проблема патогенеза дисгармонического инфантилизма так­же еще не исследована. Недостаточно ясна связь этой разновид­ности с другими формами инфантилизма. Необходимы дальней­шие исследования, чтобы решить вопрос, почему под влиянием длительных инфекций и интоксикаций возникает именно данный тип аномалии развития, а не другой. Высказывается предполо­жение, что вредные влияния в этих случаях действуют на не­рвную и эндокринную системы (Н. А. Шерешевский). Однако эн­докринные нарушения в этих случаях нерезко выражены и не носят характера дисфункций какой-либо одной определенной эн­докринной железы. Больше всего данных предполагать здесь ка-

кое-то нерезко выраженное плюригландулярное (связанное с раз­растанием нёбных миндалин — примеч. ред.) расстройство.

М. Блейлер описал клинические проявления психического инфантилизма под названием «половой инфантилизм». В па­тогенезе этой формы он склонен придавать большое значение нарушению деятельности половых желез или гипофиза со сни­жением гонадотропных гормонов. Эта недостаточность может быть первично обусловлена церебрально.

В клинической картине психопатий, развившихся на почве дисгармонического инфантилизма, основным является недораз­витие высших форм волевой деятельности. В своих поступках эти субъекты руководствуются главным образом эмоцией удо­вольствия, решающим является желание настоящей минуты. В их мышлении есть черты детскости; воображение и фантазия преобладают над логическим мышлением. Эти субъекты эго­центричны, как дети, не способны сочетать свои интересы с ин­тересами других и подчиняться требованиям коллектива.

Однако при наличии у психопатических личностей этой груп­пы какого-то сходства с детской психикой клиническую карти­ну этих форм психопатий нельзя отождествлять с обычным ин­фантилизмом. Черты детской психики у психопатических лич­ностей этого типа патологически утрированы. Кроме того, у них имеется ряд патологических черт, отсутствующих у здорового ребенка: повышенная раздражительность и лабильность настро­ения, преобладание грубых эмоций и инстинктов, отвращение к систематическому труду. Поэтому в отличие от гармоничной дет­ской психики психика этих субъектов дисгармонична.

Описывая клинические особенности взрослых субъектов с явлениями полового инфантилизма, Блейлер определяет их пси­хическое состояние как застывание эмоциональной и волевой сферы на детском уровне развития. По мнению автора, наибо­лее характерным для этих субъектов является отсутствие зрело­сти и целеустремленности взрослого человека, недостаточная самостоятельность во взаимоотношениях с другими людьми. Эти субъекты неустойчивы в своих эмоциональных связях и жиз­ненных установках. У них отмечается быстрая смена различных эмоций, повышенная внушаемость в сочетании с упрямством. Вместо настоящего сочувствия к другим людям у них отмечает­ся одно только любопытство, они плохо сходятся со сверстника­ми, друзей находят среди более юных или более старших. Ин­тересы их носят часто фантастический характер. Характерны­ми являются и некоторые особенности их сексуальных влечений: сниженное или чрезмерно повышенное влечение.

Интеллектуально эти дети обычно развиты нормально. По данным нашей клиники, аномалия развития, проявляющаяся в психическом инфантилизме, резко отличается от той, которая лежит в основе типичной олигофрении. Хотя инфантильные дети нередко отстают в школе, но им не свойственны характерные для олигофрении признаки слабоумия. У них страдает главным образом способность к сосредоточению внимания. Они не спо­собны к длительной систематической деятельности и очень бы­стро пресыщаются ею. Обнаруживая нередко эмоциональную живость, умение быстро ориентироваться, они все же не спо­собны к творческому синтезу, логические процессы у них про­текают на невысоком уровне.

Незрелость нередко отмечается и в соматическом облике этих детей, в их двигательной сфере. Эти лица часто кажутся моло­же своих лет, иногда отстают в росте. Бывают нерезко выраже­ны явления гипогенитализма. У мальчиков нередко отмечаются черты женственности. Однако полного соответствия между фи­зическим и психическим складом часто не бывает, черты пси­хического инфантилизма могут быть даже и при преждевремен­ной физической зрелости.

Блейлер указывает, что ему не приходилось наблюдать слу­чаев общего инфантилизма без каких-либо проявлений «детско­сти» со стороны психики. Наоборот, тяжелый психический ин­фантилизм мажет быть и без физического инфантилизма.

К данной группе психопатий может быть отнесен ряд пси­хопатических личностей, описываемых как «неустойчивые», «воз­будимые», «жаждущие признания», «истероидные», «псевдологи», «лгуны и фантасты» и др. Однако в каждом конкретном случае в картине психопатии основное отличие выражается не в отдель­ных синдромах, а в их своеобразном сочетании, в характерной для всей этой группы дисгармоничной незрелости психики.

ВТОРОЙ ТИП АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ (ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ)

Второй тип аномалии развития носит черты искажен­ного, диспропорционального развития, когда тесно переплета­ется задержка развития одних физиологических систем при чрез­мерном и ускоренном развитии других. Здесь речь идет о более диффузной, а иногда и о системной недостаточности. В проис­хождении этой аномалии развития патологическая наследствен­ность играет относительно большую роль. Поэтому в отношении

именно этой аномалии развития (и обусловленных ею психопа­тий) чаще применяется термин «патологическая конституция».

Однако понятие «конституция» неодинаково трактуется раз­ными авторами в разное время.

В 20-х годах настоящего столетия, когда господствовала автогенетическая теория о неизменяемости наследственных свойств под влиянием внешних факторов, под конституцией по­нимали сумму свойств организма, генотипически закрепленных в наследственных задатках. Конституция рассматривалась как нечто неизменное, как «фатум». В течение последних лет все большее внимание уделяется роли внешних факторов в форми­ровании основных свойств организма. Подчеркивается, что на­следственные свойства также зависят от внешних влияний, действовавших в предыдущих поколениях. Под влиянием новых, более совершенных методов исследования удалось доказать и трансформацию наследственных свойств в результате внешних воздействий.

Вместе с этим новым пониманием наследственности и изменчивости меняется и понятие конституции. В настоящее вре­мя в советских руководствах по общей патофизиологии оно сфор­мулировано следующим образом: под конституцией следует пони­мать все морфологические и функциональные свойства орга­низма — как унаследованные, так и приобретенные во время онтогенеза в процессе взаимодействия с окружающей средой; свой­ства, присущие всему организму как целому, достаточно устой­чивые и определяющие его реакцию на действие внешних аген­тов. При таком понимании конституция не является чем-то не­изменным и застывшим, она формируется в определенных условиях внешней среды и подвергается изменениям в резуль­тате взаимодействия с ней.

Клинические разновидности психопатий, патогенетическую основу которых представляет второй тип аномалии развития, многими авторами рассматриваются как «истинные» психопа­тии, «конституциональные». Их считают и наиболее частыми в клинической практике. Последнее предположение не оправ­дывается нашими данными: эта группа психопатий у детей встре­чается относительно редко. Не оправдывается клиническими фак­тами и другое положение, рассматривающее роль наследствен­ного предрасположения как нечто «фатальное». В действительности и в этих формах среда и условия воспитания играют очень боль-Шую роль в формировании патологической личности.

К этой группе психопатий относят: 1) личности с выражен­ными расстройствами темперамента, с резкими колебаниями

аффективного тонуса — аффективные психопатии (циклотимичес-кие личности, конституционально-возбужденные и депрессивные в понимании П. Б. Ганнушкина); 2) аутичные, патологически замк­нутые личности, характеризующиеся слабо выраженной потреб­ностью в контакте с окружающим, дисгармоничностью мышле­ния и нередко дефектом волевой деятельности (шизоиды, по тер­минологии Е. Кречмера и П. Б. Ганнушкина); 3) психастенические личности с навязчивыми состояниями; 4) личности с параной­яльными чертами характера; 5) так называемые эпилептоидные личности.

Для патофизиологического обоснования отдельных ва'риан-тов этого типа аномалии развития большое значение имеют ис­следования И. П. Павлова и его учеников об общих типах выс­шей нервной деятельности и типах, специфичных только для че­ловека, проявляющихся в соотношении деятельности двух сигнальных систем. Однако каждая из клинических разновид­ностей этой группы психопатий ни в коей мере не может рас­сматриваться только как патологическое заострение того или другого типа высшей нервной деятельности, ибо речь идет о патологическом формировании типа с чертами искаженного и уродливого развития.

Поэтому в клинической картине психопатий этой группы наряду с особенностями, характерными для того или другого типа высшей нервной деятельности, есть и ряд других болезненных признаков, не наблюдающихся у здоровых. Так, в картине про,-явлений психопатических личностей, обозначаемых термином «аффективные психопатии», которых можно было бы условно отнести к патологическим вариантам сильного типа, по И. П. Павлову, наряду с проявлениями высокой активности, по­вышенной жизнерадостности наблюдаются и патологическая гневливость, сварливость, наклонность к аффективным взрывам, к немотивированным колебаниям настроений в форме депрес­сивных или гипоманиакальных состояний.

У психастенических личностей, которых по клиническим про­явлениям можно было бы отнести к слабому общему и мысли­тельному человеческому типу высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову, отмечается ряд патологических симптомов: навяз­чивые состояния, немотивированные колебания настроения, сво­еобразное сочетание болезненной нерешительности с импуль­сивностью и ряд других.

Еще более резко выражены патологические особенности ва­рианта слабого типа нервной деятельности тогда, когда речь идет о своеобразных аутичных личностях, характеризующихся нару-

шением связи с реальностью и малой потребностью в контакте с окружающим (патологически замкнутые личности).

Клиническая картина психопатии этой группы очень разно­образна и изобилует наиболее сложными психопатологическими синдромами (депрессивные, дисфорические и гипоманиакальные состояния, импульсивность, перверзные влечения и др.). В по­ведении некоторых больных обращают на себя внимание стран­ности, «причудливость». Несмотря на нормальный, а иногда даже высокий интеллект, они плохо приспосабливаются к жизни и не могут установить правильные социальные взаимоотношения. Некоторые отличительные особенности наблюдаются и в сома­тическом состоянии патологических личностей этой группы. Ча­сто отмечаются диспластическое телосложение и различные при­знаки дисфункции той или другой из эндокринных желез.

По степени дисгармоничности и тяжести клинических про­явлений клинические варианты второй группы психопатий зна­чительно разнообразнее первой. Наряду с более тяжелыми формами, имеющими клиническое сходство с психическими за­болеваниями, встречаются и более легкие, близкие к крайним вариантам нормы. На эту постепенность переходов психопатии к крайним вариантам нормы указывает Е. А. Попов: «Разнооб­разные отклонения в смысле слабости, неуравновешенности, инертности, превалирования одной сигнальной системы над дру­гой могут до известного предела еще рассматриваться как край­ние варианты нормы, но за определенной границей они уже должны быть квалифицированы как патологические отклонения, представляющие основу психопатии».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.