КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фетишизм в детстве
Двусторонность кажущегося извращенным поведения как средства защиты и как выражения сексуальных потребностей становится еще отчетливей там, где речь идет о «фетишизме» детей. Эта тема нашла обширную разработку в психоаналитической литературе (подробную библиографию см. у Ме-литты Сперлинг, 1963, «Фетишизм у детей»). Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство авторов едины в том, «что детский фетишизм хотя и похож на взрослый», но так называемый фетишизм детей «принадлежит к процессу, который в некоторых случаях приводит к взрослому фетишизму, а в других нет» (там же). Вульф (1946) особенно защищает это мнение, когда говорит, что «эти патологические явления... на преэдипальном этапе не более чем реакции ребенка на ограниченные или неудовлетворенные инстинктивные побуждения» или что «фетишистское поведение хотя и бывает частым у детей», основополагающие психологические отношения «отличаются, однако, от взрослого фетишизма». Высказывания обоих авторов (как и предшествующие рассуждения) не оставляют никакого сомнения, что нецелесообразно использовать одно и то же описание для детских и взрослых форм проявления и тем самым создавать ошибочное впечатление, что за одинаковыми внешними проявлениями можно найти одинаковую метапсихологическую структуру. Дети и взрослые имеют здесь общую тенденцию заполнять большим количеством нарциссического или объектного либидо определенные объекты, собственные или чужие части тела. На основе этого заполнения вещь (или часть тела) начинает играть роль частичного объекта (или объекта опорной потребности) и становится незаменимой для рассматриваемого индивида. В анализе взрослых фетишистов обычно нетрудно найти бессознательное значение фетиша. Фетиш многих мужчин — это символ воображаемого пениса фаллической матери, с которым связано 77Q сексуальное возбуждение. Фетиш пассивных гомосексуалистов — это, как говорилось раньше, фаллос (пенис) отца, заменяющий собственную мужественность индивида. В последнем случае возможность сексуального возбуждения (и удовлетворения) также связана с видом фетиша, его поиски являются навязчиво-невротическими, и там, где он недосягаем, гомосексуалист чувствует себя пустым, кастрированным и страдает от сексуальных лишений. Фетиш взрослых не оставляет, стало быть, никаких сомнений в его значительной роли в их сексуальной жизни: он является несомненным центром, вокруг которого сконцентрированы все сексуальное возбуждение и все возможности его отведения. Иначе обстоят дела у ребенка, где объект фетиша может принимать самые различные значения и служить самым различным целям Оно или Я в зависимости от достигнутой генетической ступени. Например, для грудного ребенка любой предмет (соска) или часть тела (палец) могут быть незаменимы и пере-полненны либидо при условии, что они выполняют две задачи: создавать оральное удовольствие и уменьшать страхи расставания у ребенка (страх одиночества, страх потери любви) путем подтверждения ненарушимого доставления удовольствия. Согласно Вульфу (1946), значение фетиша заключается в это время в том, что он может напоминать «тело матери и в особенности материнскую грудь». Этот род фетиша замещается на следующей ступени каким-либо мягким предметом, игрушкой, подушкой, кончиком одеяла и пр., который заполняется нарциссичес-ким или объектным либидо и в качестве «переходного объекта» (Винникотт, 1953) создает мост между собственным телом ребенка и матерью как персоной внешнего мира. Согласно Вин-никотту, "ступень переходного объекта принадлежит «нормальному эмоциональному развитию» и заложена в самом ребенке, а не в действиях матери. Согласно Мелитте Сперлинг (1963), речь здесь идет о «специфическом нарушении эмоционального развития и его патологическом проявлении», при котором вина ложится на бессознательные чувства и установки матери. «Переходные» или «фетишизированные» объекты играют особенную роль при вечернем засыпании, где они помогают ребенку отвлечь свой интерес от внешнего мира, т. е. подготавливают и делают возможным состояние сна. Многие дети не в состоянии заснуть и растеряны, если по какой-либо причине потеряны, находятся вне досягаемости и т. п. столь важные для них вещи. В таких случаях многие матери послушно идут на поиск этих вещей, чтобы положить конец плачу ребенка. Мелитта Сперлинг спрашивает, каким образом «сам по себе ненужный предмет может стать важнее, чем мать», и делает вывод, что такое смещение может происходить «не без инициативы со стороны матери». Используемый Винникотттом контраргумент более убедителен: переходный объект удовлетворяет и успокаивает ребенка на основе своего двойного заполнения, которое дает ему возможность служить одновременно аутоэротизму и любви к объекту. Кроме того, переходный объект имеет преимущество в том, что он — в противоположность матери — не имеет собственной воли, не уходит и не приходит, что, за некоторым исключением, не нужно бояться его потери. Утверждение Сперлинг, что «мать служит причиной фетишистского поведения и вносит свой вклад в выбор фетиша», позволяет сделать вывод, что все усилия матери в этом отношении остались бы безуспешными, если бы обусловленные развитием постоянные смены аутоэротики, нарциссизма и любви к объекту не стремились в ребенке к такому выходу из положения. Даже если не учитывать роль фетишизированного объекта для либидного развития, он имеет" много других связей с полиморфно извращенной сексуальностью ребенка. Прикосновение, ритмическое поглаживание, теребение, потирание о его мягкую поверхность создает чувство удовольствия на коже (кожная эротика). Его запах, в особенности специфический, свойственный ему запах тела, доставляет удовольствие, которое принадлежит к анальной сфере; здесь есть также тесная связь с трансвестизмом, при котором используемые части одежды и белья другого пола служат фетишем. Во время анального садизма необходим переходный объект, т. к. полная эмоциональная амбивалентность ребенка может быть на нем вымещена. Во время фаллической фазы (Вульф, 1946} фетиш, наконец, перенимает роль пениса (собственного, отца или воображаемого пениса матери). Насколько этот инфантильный псевдофетишизм является предвестником последующего извращения, сказать трудно. Анализ взрослых фетишистов не оставляет сомнений в том, что их фетиш происходит из раннего детства и переходит из этого далекого периода без каких-либо изменений во взрослую жизнь. Нога или палец, определенная часть одежды, перчатка, определенный, исходящий от матери шорох сопровождают индивида на всем его жизненном пути как непременное предварительное условие для возникновения и отведения сексуального возбуждения. Наблюдение и анализ детей показывают, однако, с такой же уверенностью, что инфантильный фетиш встречается несравненно 7К1 чаще, чем взрослое извращение, что может лишь означать, что фетишизированное поведение детей связано с определенной генетической ступенью и в большинстве случаев исчезает, когда ступень преодолена ребенком, т. е. он «вырос» из нее. В качестве опорного пункта для различения между проходящими и длительными формами здесь также служит связанное только с фетишем сексуальное возбуждение, которое отсутствует там, где «переходный объект» служит Я и защитной деятельности. Фетиш, стоящий в центре инфантильной сексуальной жизни, имеет шанс сохраниться на всю последующую жизнь. Детские случаи этого рода нередко описываются в психоаналитической литературе (см.: Мелитта Сперлинг, 1963; А. Фрейд и С. Дан, 1951, описавшие мальчика четырех с половиной лет, потерявшего ро-дичглрй и попавшего в группу, который получал удовлетворение от навязчивого сосания, навязчивой мастурбации, аутоэротики и фетишизма. «Он выработал привычку сосать мочалки других детей, которые висят на крючках в ванной комнате, и концентрировал всю свою страсть на этом занятии... Мочалки были его фетишем. Во время сосания он имел обыкновение ритмично поглаживать мочалкой свой нос, или брал в руки все шесть мочалок одновременно, или сжимал их между коленями. На прогулках он едва мог дождаться возвращения домой, тут же устремлялся в ванную комнату с восторженным криком: "Мочалки, мочалки!" Его фаллическое возбуждение и фаллическая мастурбация были очевидны, фетиш сам по себе не был, однако, фаллическим символом. Те же самые мочалки теряли всю свою притягательную силу, если они были вымыты, т. е. не имели запаха. Можно лишь сделать вывод, что возбуждающее обстоятельство связано с запахом и, вероятно, с воспоминаниями о ранних оральных удовлетворениях при грудном вскармливании»}.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |