Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос I. Периодизация и основные черты




VII.Философия Эпикура

VI. Философия Аристотеля

V. Философия Платона

IV. Философия киников и стоиков

III. Философия софистов и Сократа

П. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

Древнегреческая философия.

ЛЕКЦИЯ 8

И) Пять заповедей - ориентиров буддизма.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся

следующие:

- неубий;

- не укради;

- будь целомудренным;

- не лги;

- не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

План:

/. Периодизация и основные черты.

1) Общее понятие и периодизация древнегреческой
философии.

а) Древнегреческой называется философия (учения,
школы), выработанная греческими философами,
проживавшими на территории современной Греции, а также
в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-
государствах) Малой Азии, Средиземноморья,
Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах
Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия
Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с
древнегреческой, либо объединяется с ней под общим
названием «античная философия»,)

б) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии
прошла четыре основных этапа:

- демократический - VII - V вв. до н.э.;

- классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;

- эллинистический - конец-IV - II вв. до н.э.;

- римский -1 в. до н э. - V в. н. э.

2) Краткая характеристика этапов (периодов)
древнегреческой философии.

а) Досократический период - деятельность так называемых философов- «досократиков»:

милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

- Гераклита Эфесского;

- элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа);

- некоторых иных философов.

б) Основные проблемы, которыми занимались
«досократики»: объяснение
явлений природы, сущности
Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего
сущего. Метод философствования - декларирование
собственных взглядов, превращение их в догму.

в) Классический (сократический) период -время расцвета
древнегреческой философии (совпавшее с расцветом
древнегреческого полиса), К данному этану относятся:

- философско-просветительская деятельность софистов;

- философия Сократа;

- зарождение «сократических» школ;

- философия Платона;

- философия Аристотеля.

2) Гносеологические аспекты:

а) Философы сократического (классического) периода также
пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако
сделали это глубже «досократиков»:

- меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали
участие богов и идей в создании природы и Космоса;

- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих
реальному миру и воплощением kорых стал реальный мир);

- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

- перешли от декларативно-догматического метода
философствования к диалогическо-доказательственному;

- внесли вклад в развитие логики;

- вели практическую философско-просветительскую
деятельность (софисты и Сократ).

б) Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и
образования крупных государств в Азии и Африке под властью
греков и во главе с соратниками Александра Македонского и
их потомками) характерно:

распространение антиобщественной философии киников;

зарождение стоического направления философии;

деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея, Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

философия Эпикура и пр. в) Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом - счастья и удовольствия отельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). 4) Наиболее известными философами римского периода являлись:

Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской
философии
(древнегреческая философия развивалась в рамках
римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в
то время как древнеримская философия вырастала на идеях и
традициях древнегреческой);

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской
философии в одну - античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии
покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных
институтов
(Сенека воспитывал римского императора Нерона,
Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и
государства;

- расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли
и поведение человека);

- расцвет стоической философии, сторонники которой видели
высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии
личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то
есть невозмутимости);

- преобладание идеализма над материализмом;

- более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и
раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философии, их
превращение в средневековую теологическую философию.

5) Особенности древнегреческой (античной) философии:
а) материальной основой
расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

6) древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а.философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

в) стержневая идея - космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

г) на поздних этапах - смешение космоцентрюма и антропоцентризма
(в основе которого были проблемы человека);

д) допускалось существование богов;

е) древнегреческие боги были частью природы и близки людям;.человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

ж) были заложены два направления в философии -
идеалистическое («линия Платона») и материалистическое
(«линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в Досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический -материалистическое, в римский - идеалистическое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.