Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Многовариантность общественного развития




Многовариантность общественного развития.

а) Основа существования и развития общества.
Такой основой является
материальное производство, которое подчинено закону соответствия производственных отношений производительным силам. В определенной общественно-экономической формации существовал свой, присущий только этой формации способ производства. Как только производственные отношения входили в противоречие с производительными силами, так происходила смена общественно-экономической формации. Этим объясняется многовариантность общественного развития.

б) Родоплеменной строй. Община.

- В этот период отсутствовало распределение между
разными социальными структурами функций производства и средств материального и социального обеспечения человека.

- Человек отождествлял себя с родом. В результате сложилась примитивная сплоченность. Она и сделала родоплеменной коллектив первой производительной силой.

- Однако в производительных силах произошла революция: люди стали производить не только орудия труда, но и средства существования. В результате этой революции на смену родоплеменного строя пришла община,

- Отдельный человек относился к земле как к средству производства данной общины. Вне общины он никто. Со временем общинная собственность начинает разрушаться. Благодаря этому разрушению возникает
общественное разделение труда, источник получения средств к существованию. Начинает формироваться частная собственность.

— Таким образом, в результате неолитической революции появились:

= общественное разделение труда;

= прибавочный продукт;

= собственность.

Данная революция привела к возникновению эксплуататорского классового общества, в} Рабство и крепостничество.

— В этот период существовали два способа производства

- рабовладельческий и феодальный и две формы эксплуатации ^-рабство и крепостничество.

— При рабстве и крепостничестве существовала жесткая форма прямого насилия в связи с тем, что ни раб, ни крестьянин не были заинтересованы в своем труде.

— Хотя эксплуатация и делает труд напряженным, но одновременно она освобождает часть членов общества от материального производства и тем самым отделяет умственный труд от физического, и в то же время в сфере
труда происходит отделение ремесла от земледелия, города
от деревни. Это обусловило дальнейший прогресс
производительных сил.

—В результате новые производственные отношения открыли путь для развития производительных сил, однако в докапиталистическом обществе развитие последних происходило в рамках тех обстоятельств, что используемые средства труда могли приводиться в действие отдельными людьми,

г) Промышленная революция и капитализм.

— Второй великой революцией в производственных силах
является переход от орудий ручного труда к машинам.

— С появлением машин в процесс производства внедряется наука, которая помогает создавать новые средства труда. Машина выступает средством труда, требующим сознательного применения естествознания.

Машинное производство с научными знаниями создали
революционный технический базис.

Социально-экономической формой становлення машинного производства являются производственные отношения, основанные на эксплуатации собственником средств труда.

— Несмотря на то, что буржуазные производственные отношения дали мощный толчок развитию производительных сил, противоречие капитализма состоит в том, что, оставаясь обществом, основанным на частной собственности, капитализм придает самому процессу производства общественный характер, так как машинное производство предусматривает с одной стороны -объединение людей в производственном процессе, а с другой стороны широкое разделение труда в масштабах общества, д) Социалистические производственные отношения.

— При социализме производственные отношения исключают частную собственность, эксплуатацию человека человеком. - — Социалистические производственные отношения базируются на общественной социалистической собственности на средства производства, что приводит к возникновению отношений социального равенства.

—Эти отношения подчиняют экономику сознательному плановому регулированию, направленному на обеспечение потребностей и интересов трудящихся.

— Однако и при социализме возникли противоречия в процес се производства: производительные силы стали термозит производственные отношения. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация вносит новизну в процесс производства, изживая предыдущую и являясь основой для формирования последующей.

Вопрос 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (Д.БЕЛЛ, Ф.МАКЛУП, М.ПОРАТ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, О.ТОФФЛЕР, Р.ТИБАЛЬД)

а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл исследовал идею постиндустриализма и пришел к выводу, что эта идея «ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации»:

—он оказал генетическую преемственность между идеей постиндустриализации и концепцией информационного общества;

—выделил параметры постиндустриального общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций;

- Д. Бем положил информационный фактор в центр своей концепции «постиндустриального общества».

б) В 60-е годы Ф. Маклуп ввел понятие «индустрия знания». Эта мысль приобрела статус «зонтиковой фразы», охватившей систему образования, медиа, библиотек, институтов и т.п.

—Ф. Маклуп выступил с идеей сделать индустрию информации и сервис главной и центральной силой экономической системы и расширения ее в Больших масштабах.

в) Далее экономист Марк Порат взял тезис Ф. Мак лупа о том, что доминирующие направления американской экономики должны включать деятельность, основанную на информационных отношениях:

—М. Порат предложил поделить информационную экономику на две части:

= первичный сектор —управляющий производителями и распространителями информации в рамках рынка;

= вторичный сектор -- состоящий из частных и общественных бюрократов, управляющих и регулирующий экономику.

Это различие способствует распознаванию последствий бюрократической деятельности как отличия от факторов рыночного порядка в информационном окружении.

г) Исследованием некоторых этих последствий занимался теолог Тейяр де Шарден,

Он указал на творческий характер будущого информационного общества. Этот творческий характер будет носить название «расширенное состояние», в котором повседневная мысль и деятельность будут
вызывать сильную жажду открытий и тем самым влиять на общество.

Вследствие этого станут происходить творческие изменения:

= прогрессивная замена лшстерскш лабораториями;

= преобразование производства в результате научных исследований;

— научные исследования станут главным принципом реального существования человечества.

д) Идеи Тейяр де Шардена продолжил О. Тоффлер.

— Он отметил, что «технологический императив является движущей силой поступательного развития общества, определяющего его социальный облик».

— Масштабы глобальных изменений приведут к бесполезности рассмотрения через щелку идеологических штампов, идущих еще с 40-х годов: новое общество выходит из старого беспрепятственно и бесконфликтно.

— Он развил идею будущего всемирного общества, связав его с инфоноосферой.

е) К научному обсуждению этой проблемы подключился Р.
Тибальд.

— Он отметил, что «мы уже вступили в коммуникационную эру,' так как значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность».

— Указывая на историческое место Запада в мировом развитии, Р. Тибальд отметил, что ключ от формулы выживания Запада находится в адаптации к новым реалиям, таким, как усиление коммуникационного начала в общественной жизни.

Он дал определение коммуникации; коммуникация процесс эффективного обмена идеями между индивидами и процесс существования вообще.

— Он отмечал, что человечество находится в состоянии «чрезвычайно динамичных изменений и обв’язано сосредоточить свое внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры,
избежав при этом грозящих опасностей».

ж) Еще в древности в сознании людей возникло деление на «мы» и «они», на «мое» и «чужое». Но в те времена мысль о единстве человечества не возникала.

Благодаря великим географическим открытиям, развитию мореплавания и торговли расширился кругозор европейцев и обнаружилось, с одной стороны наличие общин черт у разных народов, а с другой глубокие различия в культуре, нравах, образе жизни, религии, социальном слое и др.

Появились теории, в которых одни ветви развития.. противопоставлялись другим. Основной смысл этих теорій заключается в самобытности развития данной страны или народа, их «непохожести» на других.

— В I половине XX века на основе данных противопоставлений возникла теория «локальных культур «О. Шпенглера и концепция «множественности цивилизаций» А. Тойнби. Они не признавали существование одной истории человечества, разделяли ее на большое количество самостоятельных направлений. А за основу исходных предпосылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы:

= идея О. Шпенглера заключалась в том, что каждаякультура живет, подчиняясь только ей при сущим принципам и ценностям и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом есть сосуществование и смена различных культур;

=А. Тайной выделил в истории множество локальних цивилизаций, создающихся творческим меньшинством и проходящих ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. Но он предполагал, что в будущем возможно достижение единства человечества в сфере духа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.