КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика. Многовариантность общественного развития
Многовариантность общественного развития. а) Основа существования и развития общества. б) Родоплеменной строй. Община. - В этот период отсутствовало распределение между - Человек отождествлял себя с родом. В результате сложилась примитивная сплоченность. Она и сделала родоплеменной коллектив первой производительной силой. - Однако в производительных силах произошла революция: люди стали производить не только орудия труда, но и средства существования. В результате этой революции на смену родоплеменного строя пришла община, - Отдельный человек относился к земле как к средству производства данной общины. Вне общины он — никто. Со временем общинная собственность начинает разрушаться. Благодаря этому разрушению возникает — Таким образом, в результате неолитической революции появились: = общественное разделение труда; = прибавочный продукт; = собственность. — Данная революция привела к возникновению эксплуататорского классового общества, в} Рабство и крепостничество. — В этот период существовали два способа производства - рабовладельческий и феодальный и две формы эксплуатации ^-рабство и крепостничество. — При рабстве и крепостничестве существовала жесткая форма прямого насилия в связи с тем, что ни раб, ни крестьянин не были заинтересованы в своем труде. — Хотя эксплуатация и делает труд напряженным, но одновременно она освобождает часть членов общества от материального производства и тем самым отделяет умственный труд от физического, и в то же время в сфере —В результате новые производственные отношения открыли путь для развития производительных сил, однако в докапиталистическом обществе развитие последних происходило в рамках тех обстоятельств, что используемые средства труда могли приводиться в действие отдельными людьми, г) Промышленная революция и капитализм. — Второй великой революцией в производственных силах — С появлением машин в процесс производства внедряется наука, которая помогает создавать новые средства труда. Машина выступает средством труда, требующим сознательного применения естествознания. — Машинное производство с научными знаниями создали Социально-экономической формой становлення машинного производства являются производственные отношения, основанные на эксплуатации собственником средств труда. — Несмотря на то, что буржуазные производственные отношения дали мощный толчок развитию производительных сил, противоречие капитализма состоит в том, что, оставаясь обществом, основанным на частной собственности, капитализм придает самому процессу производства общественный характер, так как машинное производство предусматривает с одной стороны -объединение людей в производственном процессе, а с другой стороны — широкое разделение труда в масштабах общества, д) Социалистические производственные отношения. — При социализме производственные отношения исключают частную собственность, эксплуатацию человека человеком. - — Социалистические производственные отношения базируются на общественной социалистической собственности на средства производства, что приводит к возникновению отношений социального равенства. —Эти отношения подчиняют экономику сознательному плановому регулированию, направленному на обеспечение потребностей и интересов трудящихся. — Однако и при социализме возникли противоречия в процес се производства: производительные силы стали термозит производственные отношения. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация вносит новизну в процесс производства, изживая предыдущую и являясь основой для формирования последующей. Вопрос 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (Д.БЕЛЛ, Ф.МАКЛУП, М.ПОРАТ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, О.ТОФФЛЕР, Р.ТИБАЛЬД) а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл исследовал идею постиндустриализма и пришел к выводу, что эта идея «ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации»: —он оказал генетическую преемственность между идеей постиндустриализации и концепцией информационного общества; —выделил параметры постиндустриального общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций; - Д. Бем положил информационный фактор в центр своей концепции «постиндустриального общества». б) В 60-е годы Ф. Маклуп ввел понятие «индустрия знания». Эта мысль приобрела статус «зонтиковой фразы», охватившей систему образования, медиа, библиотек, институтов и т.п. —Ф. Маклуп выступил с идеей сделать индустрию информации и сервис главной и центральной силой экономической системы и расширения ее в Больших масштабах. в) Далее экономист Марк Порат взял тезис Ф. Мак лупа о том, что доминирующие направления американской экономики должны включать деятельность, основанную на информационных отношениях: —М. Порат предложил поделить информационную экономику на две части: = первичный сектор —управляющий производителями и распространителями информации в рамках рынка; = вторичный сектор -- состоящий из частных и общественных бюрократов, управляющих и регулирующий экономику. Это различие способствует распознаванию последствий бюрократической деятельности как отличия от факторов рыночного порядка в информационном окружении. г) Исследованием некоторых этих последствий занимался теолог Тейяр де Шарден, — Он указал на творческий характер будущого информационного общества. Этот творческий характер будет носить название «расширенное состояние», в котором повседневная мысль и деятельность будут — Вследствие этого станут происходить творческие изменения: = прогрессивная замена лшстерскш лабораториями; = преобразование производства в результате научных исследований; — научные исследования станут главным принципом реального существования человечества. д) Идеи Тейяр де Шардена продолжил О. Тоффлер. — Он отметил, что «технологический императив является движущей силой поступательного развития общества, определяющего его социальный облик». — Масштабы глобальных изменений приведут к бесполезности рассмотрения через щелку идеологических штампов, идущих еще с 40-х годов: новое общество выходит из старого беспрепятственно и бесконфликтно. — Он развил идею будущего всемирного общества, связав его с инфоноосферой. е) К научному обсуждению этой проблемы подключился Р. — Он отметил, что «мы уже вступили в коммуникационную эру,' так как значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность». — Указывая на историческое место Запада в мировом развитии, Р. Тибальд отметил, что ключ от формулы выживания Запада находится в адаптации к новым реалиям, таким, как усиление коммуникационного начала в общественной жизни. — Он дал определение коммуникации; коммуникация — процесс эффективного обмена идеями между индивидами и процесс существования вообще. — Он отмечал, что человечество находится в состоянии «чрезвычайно динамичных изменений и обв’язано сосредоточить свое внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры, ж) Еще в древности в сознании людей возникло деление на «мы» и «они», на «мое» и «чужое». Но в те времена мысль о единстве человечества не возникала. — Благодаря великим географическим открытиям, развитию мореплавания и торговли расширился кругозор европейцев и обнаружилось, с одной стороны наличие общин черт у разных народов, а с другой — глубокие различия в культуре, нравах, образе жизни, религии, социальном слое и др. — Появились теории, в которых одни ветви развития.. противопоставлялись другим. Основной смысл этих теорій заключается в самобытности развития данной страны или народа, их «непохожести» на других. — В I половине XX века на основе данных противопоставлений возникла теория «локальных культур «О. Шпенглера и концепция «множественности цивилизаций» А. Тойнби. Они не признавали существование одной истории человечества, разделяли ее на большое количество самостоятельных направлений. А за основу исходных предпосылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы: = идея О. Шпенглера заключалась в том, что каждаякультура живет, подчиняясь только ей при сущим принципам и ценностям и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом есть сосуществование и смена различных культур; =А. Тайной выделил в истории множество локальних цивилизаций, создающихся творческим меньшинством и проходящих ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. Но он предполагал, что в будущем возможно достижение единства человечества в сфере духа.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |