Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 социальное мышление




Личностная тревожность

Устойчивая индивидуальная характеристика человека, в которой отражается его предрасположенность к тревоге и предполагается тенденция воспринимать достаточно широкий веер ситуаций как
угрожающий. Человек реагирует на каждую из них, оценивает и воспринимает определенные стимулы как опасные, угрожающие его самооценке и самоуважению.

Тест «Самочувствие — Активность — Настроение»

Прочитйте внимательно 30 пар биполярных шкал, оцените их справедливость для Вас по пятибалльной системе и напишите соответствующую цифру против порядкового номера пары (5 —высшая, 1 — низшая оценка). Затем подсчитайте количество баллов: — по шкале «Самочувствие»: № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26;

— по шкале «Активность»: № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28;

— по шкале «Настроение»: № 5^ 6, II, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. •

1. Самочувствие хорошее - Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным — Чувствую себя слабым

3. Активный - Пассивный

4. Подвижный — Малоподвижный

5. Веселый ' — Грустный

6. Хорошее настроение — Плохое настроение

7. Работоспособный — Разбитый

8. Полный сил - Обессиленный

9. Быстрый — Медлительный

10. Деятельный -Бездеятельный

11. Счастливый -Несчастный

12. Жизнерадостный -Мрачный

13. Расслабленный - Напряженный

14. Здоровый -Больной

15. Увлеченный -Безучастный

16. Э.зволнованный -Равнодушный

17. Восторженный -Унылый

18. Радостный -Печальный

19. Отдохнувший -Усталый

20. Свежий -Изнуренный

21. Возбужденный -Сонливый

22. Желание работать - Желание отдохнуть

23. Озабоченный - Спокойный

24. Оптимистичный - Пессимистичный

25. Выносливый -Утомленный

26. Бодрый - Вялый

27. Соображать легко - Соображать трудно

28. Внимательный —Рассеянный

29. Полный надежд - Разочарованный

30. Довольный, -Недовольный

Степень выраженности признака: 10-23-низкая, 24-36 - средняя, 37-50 - высокая.

 

 

РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

 

1. «Я» в социальном мире.

2. Социальные убеждения и суждения.

3. Социальные установки.

4. Социальные стереотипы.

5. Предрассудки и суеверия.

Ключевые понятия темы:

Я-концепция} реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, социальные убеждения, социальные суждения, социальные установки, доминанта, социальные стереотипы, предрассудки и суеверия.

 

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

2. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб., 1996.

 

Социальное мышление — один из основополагающих факторов, составляющих ядро социальной психологии. Оно представляет собой совокупность индивидуального представления человека о самом себе,
о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения. Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности.

1. «Я» в социальном мире «Я» в социальном мире целиком и полностью определяется так называемой Я-концепцией. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой, совокупность установок, направленных на самого себя. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя, Я-концепция определяет то, что собой представляет индивид, то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и на возможности развития в будущем. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо оттого, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Обычно в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный; оценочный момент. Самооценка большинства людей обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Важно иметь в виду, что человеку свойственна тенденция экстраполировать даже некоторую дефектность своего собственного Я на свою личность в целом. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него другими людьми, которые, в сущности, определяют представления индивида о самом себе. Есть разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют, как правило, разные модальности. Существуют покрайней мере три основных модальности самоустановки:

— реальное Я: установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. связанные с его представлениями о том, каков он на самом деле;

— зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

— идеальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. Д. Майерс добавляет еще одну модальность:

— возможное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль:

— способствует достижению внутренней согласованности личности;

— определяет интерпретацию опыта;

— является источником ожиданий личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.