Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненная позиция как интегральный критерий социализации




Жизненная позиция личности выражает связи личности и общества, является интегральной социально-психологической характеристикой личности. Чем богаче по содержанию и разнообразнее по форме общественные отношения, тем активнее формируются признаки социализации — психологические, идеологические, нравственные, культуральные.

Вместе с тем, подчиняясь влиянию общественных отношений, личность проявляет себя избирательно и индивидуально. Социализация личности непосредственно обусловлена возможноетями ее самоактуализации. Подобная способность проявляется ярче при наличии у субъекта целостного мировоззрения, четкой всесторонней ориентации в общественной жизни.

Жизненная позиция личности, будучи способом включения ее в жизнедеятельность общества, состоит из взглядов, убеждений, умений, сопровождается соответствующими действиями, реализующими ее отношение к окружающему миру. Жизненную позицию личности представляет не любой, отдельно взятый поступок или действие, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности.

Жизненную активность уместно рассматривать как меру приобщения индивида к преобразовательной практике, что дает возможность классифицировать уровни ее активности последовательно, определить
границы ее социальной значимости. Эти уровни следующие:

— активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;

— жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности;

— пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;

— пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом;

— активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом.

Активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом:

Социальная инициатива, творческая деятельность, ориентированная на разрешение общественных противоречий, расширение возможностей и развитие сущностных сил человека.

Жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности: относительно ответственное отношение к обязанностям, репродуктивная деятельность методом проб и ошибок, которая лишь спонтанным образом ведет к воспроизводству существующих возможностей общественного развития.

Пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: низкий уровень активности, спрсобный нести в себе потенциальную инициативу, не подкрепленную знаниями, умениями, навыками.

Пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: низкий уровень активности, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, жизненной несостоятельности.

Активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: антиобщественная жизненная позиция, ориентированная на разрушительную деятельность, воинствующий конфликт с обществом, что объективно ведет к ограничению возможностей позитивного общественного развития.

Жизненная позиция личности не просто характеризует ее внутренний мир, а раскрывает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственнрго всестороннего развития.

Полагаем, однако, что вопрос о критериях социализации достаточно корректно все же еще не решен. Что считать результатов социализации — социальную адаптивность и адекватность социуму, независимо от того, каков этот социум, или активную жизненную позицию личности с позитивным духовным потенциалом? Кто из субъектов социума более социализирован — законопослушный трудящийся, безразлично относящийся к социальным язвам бытия, или тот, кто ведет борьбу с этими язвами, навлекая на себя уголовные репрессии самого социума? Решения этого вопроса пока еще нет.

 

Контрольные вопросы:

1.Каково содержание понятия «социализация»?

2. Охарактеризуйте источники социализации индивида.

3. Каково содержание понятия «интериоризация»?

4. Что представляют собой институты социализации?

5. Каково содержание понятия «социальные нормы»?

6. Охарактеризуйте Структуру социальных нбрм.

7; Раскройте содержание понятия «норма» в зависимости от степени

жесткости ее предпиЬываюЩего влияний.

8. Каковы социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы?

9. Каковы социально-психологические факторы, препятствующие усвоению социальной нормы?

10. Охарактеризуйте условия превращения внешних норм во внутренние ориентиры поведения.

11. Раскройте содержание понятия «жизненная позиция» как ин- тегрального критерия социализации.

12. Охарактеризуйте активную жизненную позицию по ее видам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.