КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Демократический стиль 2 страница
Содержанием деятельности практического психолога по применению знаний в области медицинской психологии станут: а) изучение психических состояний людей подведомственной б) проведение психотерапевтических, психокоррекционных в) организация психогигиенической, психоконсультативной г) использование психофармакологических средств, выписан д) выявление запущенных форм неврозов и других психоген Здесь впервые употреблено ранее не встречавшееся понятие «психотоксикология»1. Это понятие обозначает раздел медицинской психологии, изучающий проявления и способы лечения психических нарушений, вызываемых химическими (ядовитыми) веществами, именуемыми психотомиметиками или галлюциногенами (т. е. вызывающими галлюцинации). Эти вещества способны даже в крайне ничтожных дозах повреждающе действовать на мозг, вызывая психические расстройства (галлюцинации, бред, общее психомоторное возбуждение). Известны случаи применения этих веществ в качестве наркотиков. Значит, есть тут проблема для медицинской психологии и практических психологов. А теперь, перечислив вопросы, которые должна изучать медицинская психология, можно предложить систему проблемных задач, которые по замыслу преподавателя могут использоваться по-разному: или в проблемной лекции, или в учебных заданиях студентам для самостоятельного изучения литературы или подготовки к семинарским, групповым занятиям. Система вопросов и задач: 1. Обратившись к приведенному выше определению содержа 2. Выпишите в свою тетрадь приведенные выше основные раз 3. Чем отличается по содержанию медицинская психология, 1 Кстати, все понятия, в том числе и данное, имеются во всех психологических словарях. изучаться в различных гуманитарных вузах студентами, специализирующимися по практической психологии? Чем обусловлено это отличие? Внимательно ознакомьтесь с учебниками по медицинской психологии для студентов медицинбких вузов (Лакоси-яа Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М., 1984; Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982) и выпишите в тетрадь положения теории и практики психологических методов целебного воздействия врача на больных, а также требования медицинской деонтологии (науки о нравственном и профессиональном долге, этике медицинского работника по отношению к больным) в той части, которая касается практического психолога. 4. Сравните содержание книг по медицинской психологии, 5. В печати встречаются тревожные статьи различных авто
6. Исходя из знания закономерной связи между психикой и 7. Так как существует много видов нервно-психических рас Методический совет: а) ознакомить студентов с симптомами наиболее распростра-^ б) дать задание к практическому занятию: описать поведение Опыт преподавания показывает, что такая методика результативна для усвоения и очень импонирует студентам из-за своей практичности. Выше уже отмечалось, что пациентами практического психолога должны стать люди, страдающие психогенными заболеваниями, протекающими без медицинского вмешательства, но при пониженной трудоспособности. Психогенные болезни делятся на два вида: неврозы и реактивные психозы (еще их называют психогенные психозы, в отличие от алкогольных, инфекционных и т. д.). Основные формы неврозов: а) неврастения; б) истерический невроз и в) невроз навязчивых состояний. Неврозы возникают от психотравмирующих воздействий, носят временный, т. е. обратимый характер и при своевременном лечении (психотерапия, психофармакология, витамины, гигиеническая гимнастика, прогулки, плавание, гребля) полностью излечиваются. Иногда приобретают многолетний затяжной характер и могут перейти в невротическое развитие личности. Причины возникновения: длительное переутомление, частые и продолжительные стрессы, ослабление защитных сил организма и т. д. Психозы реактивные возникают при внезапных острых психических травмах (внезапная смерть близких, пожар или другое бедствие, сильный испуг и т. п.) у лиц с неустойчивой психи-^ кой или физически ослабленных, у психопатических личностей. Реактивный психоз проявляется в острой форме, но излечивается быстрее (от нескольких часов и дней до нескольких недель, редко — до 4-6 месяцев). Больных при реактивных психо-. зах срочно госпитализируют. Основные формы реактивных психозов: а) психогенная депрессия; б) реактивный параноид и в) истерический реактивный психоз. Вопросы: а) Приходилось ли вам встречать среди ваших знакомых кого-либо, в чьем поведении и состоянии наблюдаются симптомы неврозов? Как часто? б) Наблюдали ли вы реактивные психозы? При каких обстоятельствах? 8. Какую роль может сыграть практический психолог для 9. Ниже приводятся симптомы наиболее распространенной Симптомы неврастении: — повышенная раздражительность, возбудимость, утрата самообладания, утомляемость, слезливость, чувство бессилия, жалобы на трудность (невозможность) продолжительной умственной работы, рассеянность, забывчивость, отвлекаемость, нетерпеливость, неусидчивость, невозможность заниматься долго одним делом, часто подавленное настроение, усиление расстройства к вечеру после психических нагрузок, в трудные часы; после отдыха расстройства выражены слабее. 10. Решите такую же задачу в отношении какого-либо больного, страдающего истерическим неврозом. Симптомы истерического невроза: — параличи (отсутствие силы мышц) различного распространения и интенсивности, парезы (ослабление силы мышц), нарушение болевой чувствительности, координации движений моты), припадки (от 10-15 мин до нескольких часов) редкие, после психотравмирующего воздействия. Чаще наблюдается сумеречное помрачение сознания, сопровождаемое «театральным» поведением. Часто наблюдается астазия-абазия, когда при сохранности мышечной силы в ногах больной теряет способность ходить, стоять, медленно падает, оседает. 11. Опишите поведение (состояние) человека, страдающего неврозом навязчивых состояний (можно воспользоваться рассказами других людей, если нет собственных наблюдений), когда одолевают одни и те же воспоминания, мысли, сомнения, страхи, влечения, возникающие у больного непреодолимо, помимо его воли, вопреки его попыткам избавляться от них. Дайте рекомендацию: что можно сделать, как и чем помочь больному, чтобы он начал выздоравливать. 12. Какие из психотерапевтических методов практический 13. Опишите поведение и психическое состояние какого-ни 14. Выполните такую же задачу в отношении человека, стра Бред — это объективно ложное суждение (или идея), возникающее у больного без соответствующих внешних поводов, не поддающееся разубеждению. Чаще реактивный бред развивается у лиц, содержащихся в одиночном заключении, и при этом сопровождается слуховыми галлюцинациями угрожающего или защищающего содержания. Бывают иногда случаи так называемого железнодорожного параноида, возникающего в условиях длительного пути с многочисленными и трудными пересадками и бессонными ночами, да еще с употреблением алкоголя. Состояния, аналогичные реактивному бреду, могут появиться у тугоухих и слепых в непривычных для них условиях (ситуационный параноид). (Продолжительность таких состояний от нескольких часов до нескольких дней, редко недель.) 15. Истерический реактивный психоз, пожалуй, реже встреча гдетов; заторможенные или хаотичные движения, возбуждение; глуповатое выражение лица; широко раскрытые глаза; нередко мелкое дрожание конечностей или всего тела; смех без причины или, наоборот, подавленное настроение (это бывает чаще). Парадокс в том, что, не умея отвечать на простые вопросы, больные могут давать правильные ответы на сложные вопросы (ложное слабоумие); — пуэрилизм в поведении, мимике и речи (появление у взрос — психогенный ступор — обездвиженность, неопрятность, от 16. Какую работу мог бы вести практический психолог с психопатами разных типов? Какие советы мог бы он давать людям, контактирующим с психопатами в повседневной жизни и работе? Ниже приводятся в кратком изложении (более подробно можно прочитать у П. Б. Ганнушкина)1 основные черты характера психопатов, и ваша задача — проанализировать свои наблюдения за людьми и попытаться подобрать из жизни примеры поведения некоторых из них, которые напоминают проявление психопатического характера. При подборе примеров можно воспользоваться свидетельствами (рассказами) ваших знакомых об их наблюдениях. Типы психопатов и их характерные особенности: Астенические психопаты — повышенная впечатлитель^ ность, робость, нерешительность, легкая психическая и физическая истощаемость, частые расстройства сна, неспособность к двигательным усилиям и усидчивой работе, нарушение аппетита и деятельности желудочно-кишечного тракта, а отсюда повышенное внимание к своему физическому здоровью. Нередко преобладает пониженное настроение. Возбудимые психопаты — чрезмерная раздражительность, доходящая порой до приступов исступленной ярости. Из-за пустяка они могут нанести оскорбление, побои, даже совершить убийство, обычно в периоды изменения настроения в сторону тоски и злобы. Люди грубые, злопамятные, упрямые, склонные считаться только со своим мнением, деспотичные и вздорные. Истерические психопаты — стремятся казаться окружающим более значительными личностями, чем на самом деле, 1См.: Ганнушкин П.Б. Избранные труды. — М., 1964; атакже «Между нормой и патологией» — отрывок из этой книги в сб.: Курс практической психологии. — Ижевск, 1995. — С. 43-84. стараются привлечь к себе внимание, убеждены в наличии у себя несуществующих достоинств; позерство, склонность к фантазиям и лжи, капризность и изменчивость настроения; привязанности и переживания могут быть лишены глубины, суждения зависят от случайных обстоятельств. Повышенная внушаемость может сочетаться с упрямством и несговорчивостью. Шизоидные психопаты — замкнутость, скрытность, отсутствие потребности общения с людьми (нелюдимость). Между тем у них может быть богатая внутренняя жизнь (фантазии, самоанализ), внимание к окружающему при внешнем безразличии. Повышенная обидчивость и ранимость при эмоциональной холодности к другим, к их переживаниям. Аффективные психопаты — это преимущественно личности уживчивые, мягкосердечные, приветливые, добродушные, для них характерны постоянные изменения настроения. Различают два типа аффективных психопатов: а) гипертимики (постоянно повышенное настроение, иногда беспечное отношение к недозволенному, стремление к различной деятельности, но начатое не всегда доводится до конца; общительность, подвижность, часто бесцеремонность в обращении, любовь к спорам, при которых впадают в быстро проходящее раздражение) и б) гипотимики (постоянно пониженное настроение, видят в окружающем прежде всего темные, мрачные, худшие стороны; всегда кажутся недовольными собой и легко переходят в состояние отчаяния; малообщительны, малоразговорчивы, не любят привлекать к себе внимание, говорить о себе. Внешне выглядят медлительными, хмурыми, озабоченными. Среди близких людей становятся разговорчивыми, настроение повышается, появляется склонность к шуткам, в первую очередь — над собой. В одиночестве или в незнакомой (малознакомой) среде становятся молчаливыми и подавленными. Психастенические психопаты — тревожность, боязливость, неуверенность в себе, склонность к постоянным сомнениям и самопроверкам. Психастеник боится неприятностей не только от происходящего в данный момент, но в большей степени от того неизвестного («нехорошего»), что может произойти в ближайшем будущем (ожидание возможных опасностей). Поэтому всякое предстоящее действие вызывает долгие размышления, иногда мучительные; нередко возникают навязчивые состояния, связанные с подлинными или мнимыми ошибками и заставляющие не раз переделывать уже сделанное; Прежде всего, психастеник боится за себя самого, за свое здоровье, за
участь своих близких, за то будущее, которое он рисует мрачными красками. Мучительные ожидания становятся невыносимыми, и тогда психастеник с необычайной для него настойчивостью и нетерпеливостью решается действовать. Решившись, он не дает покоя ни себе, ни другим, пока не наступит исполнение решения. Неустойчивые психопаты — слабость волевых качеств, повышенная внушаемость, нестойкость эмоциональных привязанностей, преобладание мотива удовольствия в деятельности, склонность к алкоголизму (спиваются, попадая под влияние собутыльников). Как люди слабохарактерные, они вообще легко попадают во всякие дурные компании, увлекаются примерами окружающих людей, могут стать картежниками, растратчиками, мелкими мошенниками. Стараясь «идти в ногу» с другими людьми, ведущими нормальный образ жизни, они оказываются ничуть не хуже средних людей (как в поговорке: «С кем поведешься, от того и наберешься»). Над ними нужен контроль. Без опеки они легко катятся по наклонной плоскости: все спускают, пропивают, проигрывают в карты, попадают в скандальные ситуации и т. д. Под давлением обстоятельств, в условиях жесткой дисциплины и порядка неустойчивый психопат может существовать благополучно и быть полезным членом общества. Он поддается чужому влиянию, и потому им легко управлять. (Сравните с астеническими психопатами.) Параноические психопаты — это уверенность в себе, повышенная самооценка, настойчивость, упрямство, чрезвычайно узкий кругозор. Им чужды сомнения и колебания, присущи крайняя односторонность в суждениях и оценках, защищенность на небольшом числе «сверхценных идей», которые доминируют в их сознании, вытесняя все остальное. Для параноика самый умный — это он сам. Он никогда не спрашивает советов, не поддается убеждению, не слушает возражений. Параноик мстителен, всех несогласных с его идеями считает личными врагами или в лучшем случае глупыми. Обороняясь, всегда нападает. Обижая других, считает обиженным только себя. Часто у него проявляется сутяжное поведение (склонность к тяжбам, разбирательствам). С редкой находчивостью борется за свои воображаемые исключительные права (умело отыскивает сторонников, убеждает их в своей правоте, бескорыстии) и иногда, вопреки здравому смыслу, выходит победителем в, казалось бы, безнадежном для него столкновении именно благодаря своему упорству и мелочности. Однако пока параноик не вступил в открытую вражду с окружающими, он может стать очень полез- ным работником, трудясь с упорством, аккуратностью и педан-3 тизмом на избранном им узком поприще, не отвлекаясь ни на что постороннее. Хотя психопатические личности не являются психически больными, но под влиянием внешних факторов (психогенных или соматических) у них легче, чем у других, возникают различные преходящие психопатические и психогенные реакции (неврозы, психозы). Эти преходящие психические расстройства относят к так называемой динамике психопатий, и психологу, конечно, надо знать об этом. Б профилактику психопатий входят: а) правильное воспитание в детском возрасте; б) верная профессиональная ориентация в юношестве; в) прихотерапия и лечение психотропными средствами (это 17. От психопатических личностей следует отличать лично Отличие акцентуированных личностей от психопатических: а) избирательная уязвимость личности по отношению к опре б) оформляется к подростковому возрасту, а по мере взросле Различают более десятка типов акцентуированных личностей, хотя чистых типов мало, а преобладают смешанные. (См.: Краткий психологический словарь (с. 14-15), а также работу К. Леон-гарда Акцентуированные личности. — Ростов н/Д, 1977). Задание: Выпишите характерные особенности поведения различных типов акцентуированных личностей и подберите к каждому типу пример из ваших наблюдений. Отметьте при этом, какому воздействию данная личность более подвержена. 18. Если вам не удалось подобрать к некоторым типам приме 19. Какие меры профилактического характера (из области психопрофилактики и психогигиены) может предпринять практический психолог при работе с родителями, учителями, руководителями детских учреждений по отношению к детям с акцентуированными характерами и к детям-психопатам? Решению перечисленных выше задач, естественно, должно предшествовать чтение соответствующих лекций, посвященных основному содержанию медицинской психологии (о психотерапии, психогигиене, психопрофилактике, психофармакологии я т. д.), но без решения предложенных задач нужного уровня усвоения достичь невозможно. Умение давать ответы на предложенные задачи и вопросы приходит по мере получения теоретических знаний из лекций, при изучении литературы и одновременного анализа реальных фактов при описании состояния и поведения наблюдаемых, постановке диагноза и т. д. Поэтому ответы на какие-то задачи можно отложить на время, если в данный конкретный момент студент не успел получить нужные знания из лекций или из литературы. К ответу на них нужно вернуться позже, «во всеоружии знаний». Раздел Е. Юридическая (правовая) психология Юридическая психология — наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе говоря, это наука о психологии правоприменительной деятельности' и ее субъектов, т. е. сотрудников правоохранительных органов1. Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Она также преподается в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации2. «Психологическая культура юриста предполагает, — пишет один из авторов, — наличие у всех работников юридических органов системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения» 1. Словом, речь идет о вооружении юристов психологическими знаниями, поскольку в их деятельности на первом месте стоит работа с людьми, и для ее успеха нужно знать психологию этих людей. Курс юридической психологии преподается также в некоторых гуманитарных вузах, не входящих в систему государственного образования: студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и маркетинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор психологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональных психологов. Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета. Можно предположить, что при дальнейшем продвижении страны по пути к правовому государству юридическая (правовая) психология будет преподаваться во всех вузах, где изучается право. В пособии, адресованном студентам-психологам, нет необходимости копировать содержательную сторону учебников по юридической психологии, рассчитанных на студентов-юристов. Дело в том, что при изучении этого предмета основное внимание студент-психолог должен уделять не теории психологии, а психологическому анализу различных ситуаций, реально складывающихся в процессе правоприменительной деятельности. Этим он подготовит себя к выполнению функций консультанта или эксперта, оказывающего психологическую помощь блюстителям закона при следственных действиях, в оперативно-розыскной работе, в деятельности по охране общественного порядка, в судебном разбирательстве и т. д. Иначе говоря, если при изучении юридической психологии главным для студента-юриста является получение знаний о психологии людей, его потенциальных клиентов, то для студента-психолога главное — это познание психологического содержания деятельности юриста. Для этого ему надо быть компетентным если не в юриспруденции, то по крайней мере в юридической психологии.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |