Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Основы врачебной науки Тибета




Основы врачебной науки Тибета

 

Система врачебной науки Тибета изложена в руководстве по практической медицине и хирургии «Чжуд-ши». Эта наука выработала более тысячи лет назад определенные взгляды на здоровый и больной организм человека, на способы распознавания недугов (осмотр, ощупывание и правильные расспросы), на пищу и питье, на образ жизни, на способы лечения и лекарства, на обстановку, на различные приспособления, необходимые для здорового и больного человека, и на оперативные способы лечения со специально приспособленными для этого инструментами. Эти определенные взгляды явились следствием всестороннего изучения жизни человека – с момента зачатия до последнего мгновения его земного существования.

Изучая жизнь человека и сравнивая ее с жизнью органического мира, врачебная наука Тибета пришла к выводу, что жизнью должно называть целесообразную самостоятельную деятельность в органическом мире вообще и в организме человека в частности, направленную на самосохранение и вызванную проявлением особой силы.[1]

Эта целесообразная самостоятельная деятельность в организмах, направленная на их самосохранение, в период всего существования нуждается в непрерывном приходе и расходе. Первый по своему значению в органическом мире должен считаться причиной жизни, а второй – ее следствием. Приход и расход вызывают следующие явления в живой единице: восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, выделение и отделение, деятельность шести чувств и умственную и физическую деятельность. Эти явления могут существовать только при известных условиях и материалах, как-то: при теплоте-свете, пространстве, воздухе, воде и твердых веществах из почвы.

Все эти условия и материалы необходимы для поддержания жизненности живой единицы, в которой одним из важных жизненных процессов является теплопроизводство. Своего собственного теплопроизводства, очевидно, недостаточно для жизненности организма, ибо организм, поставленный вне влияний земной и солнечной теплоты, погибает от замерзания так погибает и от влияния чрезмерно высокой температуры. Как без особого рода движения нет теплоты-света,[2]так и движение невозможно без определенного пространства, которое во врачебной науке Тибета принято называть жизненным пространством, ибо вне пространства жизнь невозможна; она невозможна и без воздуха, который одновременно играет роль как в теплопроизводстве, так и в задержке производства теплоты выше пределов жизненной нормы под влиянием воды и твердых веществ из почвы. Следовательно, организм, лишенный света, пространства, воздуха, воды, твердых веществ из почвы, равно как и теплоты, погибает; точно так же организм погибает и от накопления в нем этих веществ выше определенных пределов.

Очевидно, проявление жизни возможно только при особом сочетании и воздействии друг на друга теплоты-света, пространства, воздуха, воды и твердых веществ из почвы.

А при каких обстоятельствах, пропорциях, условиях и содействиях возникает жизнь – это составляет ту тайну, которую стараются постичь пытливые умы мыслителей и медиков всего мира.

Представители врачебной науки Тибета склонны думать, что эти пять необходимостей органического мира могли дать жизнь при особого рода своих сочетаниях, но в организме они в отдельности являются оживленными и имеющими определенное количество и предельный возраст жизненности. Такое понятие они вынесли из того обстоятельства, что непрерывный приход и расход безусловно связан с проявлением жизни. В приходе воздух, вода и твердые вещества из почвы только пополняют расход при этом подчиняясь вполне жизненным процессам организма: например, воздух, воспринятый отверстиями носа и рта, начинает в них изменяться физически и жизненно, как бы перерабатывается – переваривается в путях вдыхания, всасывается и, уподобленный, усваивается тем оживленным воздухом, который составляет часть организма, и таким образом пополняет расход оживленного воздуха в организме, произведенный последним.

Такую же роль в приходе и расходе живой единицы играют вода, твердые вещества из почвы, теплота-свет и пространство.

По понятиям врачебной науки Тибета эти пять необходимостей организма, составляя структуру органического вещества, в то же время сами являются живыми участниками в целесообразной самостоятельной деятельности организма: одни из них подвергаются особым изменениям для того, чтобы служить материалом для поддержания жизненности живых участников организма, другие являются необходимыми ее условиями.

Европейские ученые, располагая усовершенствованными пособиями и методами изучения органического мира, пришли к такому выводу: самый простейший организм, доступный изучению, – это слизеподобное вещество с темным пятном внутри и пятнышком внутри пятна – протоплазма с ядром и ядрышком, т. е. простейшая клеточка.

Это простейшее вещество, изученное представителями европейской науки, яснее всего подтверждает мысли представителей врачебной науки Тибета о том, что в нем для самосохранения должны обнаружиться жизненные процессы, упомянутые выше относительно теплоты-света, пространства, воздуха, воды и твердых веществ из почвы.

О теплоте-свете, о пространстве, о воздухе, о воде и о твердых веществах из почвы говорится в «Чжуд-ши» следующее: теплота и свет служат источниками, поддерживающими прирожденную энергию жизненной живой теплоты в организме, необходимой для его роста, и, кроме того, благодаря свету части организма приобретают свойственную им окраску; под влиянием света развивается, главным образом, зрительный аппарат со всеми свойственными ему жизненными функциями.

Уже давно известно, что глаза животных, обитающих в темноте, атрофируются, и что орган зрения человека и животных совершенствуется только после их рождения на свет.

Расщепление и деление частиц тканей и органов, образование полостей, щелей, отверстий и каналов в организме, развитие слухового и голосового органов со всеми свойственными им жизненными функциями возможно только при существовании пространства.

Воздух служит источником дыхания; под его непосредственным влиянием развивается кожа со всеми свойственными ей жизненными функциями и, в особенности, чувства осязания и ощущения.

Вода служит источником всех жидкостей в организме, особенно богата ею кровяная ткань; при участии воды развивается, главным образом, орган вкуса со всеми свойственными ему жизненными функциями.

По Фостеру, для получения вкусового ощущения необходимо, чтобы вкусовое вещество имелось в растворенном виде.[3]

Зародыш получает свою основу из почвы (из земли), так как костная ткань и мышцы чрезвычайно богаты веществами, содержащимися в почве.

По сведениям европейских ученых, в организме встречаются вещества, входящие в составь почвы, как то: фосфор, хлор, сера, фтор, калий, натрий, кальций, магний, кремний, марганец, железо; в костях имеется фосфорнокислая известь, в мышцах – калийные соли.[4]По «Чжуд-ши», под влиянием веществ, содержащихся в почве, развивается, главным образом, обонятельный орган со всеми свойственными ему жизненными функциями, так как почва преимущественно богата различного рода пахучими веществами (т. е. развитие и функционирование органа обоняния возможны только благодаря присутствию пахучих веществ, без которых и быть не может обонятельных ощущений).

Пахучие частички, говорит Фостер, взвешенные во вдыхаемом воздухе, проходя через нижние носовые полости, распространяются в верхние носовые камеры и, падая на обонятельный эпителий, вызывают импульсы, которые, восходя к головному мозгу, обусловливают образование обонятельных ощущений.[5]

Воспроизведение нового индивидуума, говорится в «Чжуд-ши», возможно тогда, когда жизненные функции сфер обоего пола, от которых зависит продолжение рода, достигли полного развития. Только при этом условии возможно появление и дальнейшее развитие зародыша в предназначенном ему природой вместилище.

«Чжуд-ши» учит, что sperma должна быть белой, тяжелой, приятной на вкус и выделяться в обильном количестве; menstrua здорового индивида похожа на кровь кролика и должна легко отмываться простой водой, не оставляя после себя пятен. Оплодотворение возможно только тогда, когда здоровая sperma отца удерживается в полости uteri при удовлетворении естественного чувства, после которого организм ощущает приятное спокойствие. Sperma отца передает наследственно зародышу костную и нервную системы, головной и спинной мозг; кровь матери – всю остальную часть организма, главным образом мускулатуру, кровь, сердце, легкие, печень, селезенку, почки, пищеварительный канал, мочеполовую систему и прочее.

По мере развития зародыша совершенствуются все шесть чувств.

Цо-жед-шонну (Гиппократ тибетской медицины) и его последователи не были знакомы с семенными нитями-живчиками (spermatozoa) и с яйцами (ovula). Spermatozoa стали известны в Европе в конце XVII столетия благодаря Левенгуку, a ovula открыл Бэр только в начале прошлого столетия. Зато тибетские врачи тщательно изучили семенную жидкость и menstrua, от состояния которых, несомненно, зависит жизнеспособность семенных нитей и ovula.

Хотя тибетским врачам не были известны spermatozoa, однако они знали, что оплодотворение может произойти только в том случае, если здоровое семя удерживается в полости uteri в определенном только периоде.

По исследованиям европейских ученых, оплодотворение возможно при проникновении живого семенного тельца в живое яйцо.[6]

Последователи Цо-жед-шонну описывают, какая часть организма передается зародышу наследственно от отца и какая – от матери. Хотя нам неизвестно, имеются ли в европейской литературе указания на это, но надо полагать, что в структуре развивающегося зародыша должны принимать участие материя отца (через spermatozoa) и материя матери (через ovula).

Если обратить внимание на органы и ткани, которые, по описанию тибетских врачей, передаются наследственно от отца, то можно заметить, что они соответствуют тканям и органам, развивающимся из наружного, т. е. нервно-рогового, и из части среднего зародышевых листков, а органы и ткани, передаваемые наследственно матерью, соответствуют тканям и органам, развивающимся из внутреннего, т. е. кишечно-железистого, и из части среднего листков.[7]

Появление естественного чувства у человека и у животных, по «Чжуд-ши», совпадает с началом их полного физического развития. У женщин этот период начинается с появлением menstrua. Кровь, выделяемая в этот период, по «Чжуд-ши», бывает темного цвета и совершенно жидкой; она просачивается в полость матки из ветвей заложенных в ней двух больших кровеносных сосудов (arteriae uterinae и spermaticae internae). Тибетские врачи полагают, что выделение menstrua находится в зависимости от нормального состояния восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, так как нервно-мышечная система uteri и вообще вся нервно-мышечная система функционируют только при правильном восприятии, уподоблении, всасывании, усвоении, удалении-очищении-расходовании воздуха. Menstrua показывается из uteri в продолжение трех дней, и это происходит раз в лунный месяц. Появление menstrua, по «Чжуд-ши», выражает собой здоровое состояние организма и начинается около 12 лет и оканчивается около 50. В период menstrua субъекты слабеют, имеют утомленный вид, теряют свежесть лица; груди, поясница, шея и бока полнеют, а веки отекают. По окончании menstrua появляются сладострастные позывы и желание ad coitum. Рыльце матки остается ослабленным в течение 12 дней.

От плодотворного coitus'a, имевшего место в первые три дня или на 11 день после начала менструации, нельзя ожидать потомства мужского пола; от coitus'a в 4, б, 8,10 и 12 дни следует, наоборот, ожидать потомство исключительно мужского пола, и при coitus'e в 5, 7 и 9 дни – исключительно женского пола. Как цветок бадма, говорится в «Чжуд-ши», закрывается с заходом солнца, так и orificium uteri сокращается спустя 12 дней после начала менструации, и семя уже не попадает в полость матки, а потому и само оплодотворение становится невозможным, если исключить всякие случайности. От плодотворного coitus'a, сопровождавшегося обильным извержением семени, следует ожидать потомство мужского пола, а при обильной менструальной крови – женского; одинаковое количество spermae и menstruae способствует безразличному развитию половой сферы плода ни женского, ни мужского пола, т. е. гермафродита. Если же при оплодотворении произойдет разделение материи, из которой создается зародыш, то следует ожидать близнецов. От плодотворного coitus'a между уродами следует ожидать таких же уродов.

По «Чжуд-ши», при расстройстве питания, зависящего от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, sperma и menstrua приобретают темный цвет и вяжущие свойства, при этом в них появляются сгустки. При расстройстве питания, зависящего от расстройства жизненных процессов желчи, они принимают желтоватый цвет и приобретают дурной запах и кислотные свойства; при расстройстве питания, зависящего от расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, они становятся бледными, клейкими и сладкими на вкус, при этом энергия жизненно-живой теплоты ослабляется; при расстройствах питания крови они разлагаются; при совместном расстройстве, зависящем от расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи, они становятся тягучими и выделяются в форме нитей; при совместном расстройстве питания, зависящего от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи, sperma и menstrua отсутствуют; при расстройстве питания, зависящем от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, sperma и menstrua приобретают запах, свойственный экскрементам. При всех этих расстройствах питания оплодотворение произойти не может.

По мнению европейских ученых, с наступлением menstrua связан целый ряд общих симптомов, которые частью являются последствиями раздражения сосудов, частью – рефлекторными сопутствующими явлениями. К этим последним принадлежат так часто наблюдаемые в этот период временное припухание и повышение чувствительности грудей, а также обычно усиленное половое влечение.[8]

Приблизительно в возрасте 15 лет формы тела у девушек принимают более округлые очертания, начинают припухать груди и на лонном возвышении появляются волосы. В это время обычно наступает зрелость полового аппарата, начинает проявляться половое влечение и появляются месячные выделения.[9]

По исследованиям европейских ученых, менструальная кровь вытекает из обнаженных мелких кровеносных сосудов матки вследствие глубокого перерождения ее слизистой оболочки.[10]

Менструации повторяются ежемесячно, в среднем на 26-й, 28-й день (чаще всего), иногда – на 27-й, 30-й. Продолжительность кровотечения равняется в большинстве случаев 4–5 дням, но и в этом отношении много отклонений.[11]

Каждый раз, когда появляются месячные, они продолжаются от 1-го до 8-ми, чаще же от 3-х до 5-ти дней. Промежуток от одних месячных до других обычно 25–28 дней.[12]

По европейским данным, у большинства женщин в жарком климате месячные начинаются в 11–14 лет, в умеренном – в 13–16 лет, а в холодном – в 15–18.[13]

Месячные наступают в период между 13–17 годами жизни и оканчиваются в 40–50 лет.[14]

Половая зрелость выражается появлением menstrua, которые наступают в период зрелости (между 13–15 годами), продолжаются, по Л. Майеру и Тильту, 30–32 года, т. е. до 43–47 лет.[15]

11-й и 18-й годы жизни составляют, по-видимому, крайние пределы для раннего появления месячных, зависящего от влияния климата в различных частях света. Обычно в возрасте 45 лет месячные прекращаются.[16]

Европейский ученый говорит: мы выбрали показания, на которые можно было вполне положиться, у женщин, способных с точностью определить как день наступления менструации, так и день coitus'a. Вычисляя промежуток времени между этими двумя моментами, Шредер заметил, что в 26-ти случаях, когда родились мальчики, плодотворный coitus имел место, в среднем, через 8,10 дней после наступления месячных, и в 29-ти случаях, когда родились девочки, он имел место через б, 7, 9 дней.[17]

Исследования европейских ученых еще не разъяснили нам тайны рождения детей того или другого пола. Ученые-европейцы говорят, что пол плода, весьма вероятно, зависит более от матери, чем от отца, и что он определяется в момент зачатия.[18]

По «Чжуд-ши», зародыш развивается в полости матки, питаясь при помощи кровеносных проводников пуповины, связанной с детским местом. Детское место соединено с сосудами матки и яичников, благодаря чему совершается беспрерывный рост плода при том условии, что мать получает достаточное количество питательных материалов.

Европейские врачи говорят: питание плода происходит посредством эндосмоса обмена веществ, который совершается в последе сближением крови плода с кровью матери.[19]

По «Чжуд-ши», в продолжение 38 недель, или 9 лунных месяцев, зародыш изменяется и развивается.

Следовательно, по исследованиям тибетских врачей, продолжительность беременности равняется 38 неделям, 9 лунным месяцам, т. е. 266–277 дням.

По исследованиям европейских ученых, средняя продолжительность беременности колеблется между 265 и 280 днями, и большая часть родов падает на 39-ю и на 40-ю недели.[20]

Беременность продолжается от 250 до 260 дней.[21]

Тибетские врачи относительно развития зародыша держались теории generationis. По их понятиям, в зародыше, воспроизведенном при участии почвы, воды, воздуха, теплоты, света и пространства, вследствие соединения материй отца и матери происходит брожение. Это брожение способствует постепенному развитию частиц тканей и органов зародыша.

Между тем в Европе до Вольфа предполагали, что зародышевый зачаток предначертан, что человеческий зародыш заключает в себе громадное количество поколений зародышей, вложенных друг в друга в теле прародителей с сотворения мира. Поэтому прежде существовало мнение, что человеческие зародыши суть уже готовые организмы, но в малом виде, которые должны расти и постепенно усложняться. Между учеными долгое время шел спор относительно значения семенных телец и женского яйца. Школа сперматиков, или анималькулистов, принимала семенные нити за зародыши, а школа овистов утверждала, что зародыши в малом виде находятся в яйце и что семя, входящее в яйцо при оплодотворении, составляет только питательный материал для зародыша. До половины XVIII столетия эти две школы theoriae evolutionis вели бесплодный спор. Только Гаспар Фридрих Вольф (академик, род. в 1733 г. в Берлине, умер в 1794 г. в Петербурге) восстал против теории evolutionis в двух своих, главных работах: Theoria generationis (1759) и De formatione intestinorum (1768–1769),[22]и доказал фактически, наблюдениями, что зародыш постепенно возникает и формируется в яйце.

Таким образом, то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия.

 

* * *

 

Анатомия столь важная отрасль врачебной науки Тибета, что без знания ее невозможно было появление стройной системы этой науки. Отдельной литературы по анатомии не существует, и анатомические сведения разбросаны по разным отделам врачебной науки. Здесь мы знакомим читателя с анатомическими сведениями, заключающимися только в сочинении «Чжуд-ши» и в объяснениях к нему.

Анатомические сведения изложены в следующем порядке: 1) область головы (caput), 2) область шеи (collum), 3) область туловища (truncus), 4) верхние конечности (extremitates superiores) и 5) нижние конечности (extremitates inferiores)

Все эти области связаны между собой: 1) костной системой, 2) системой мышц, 3) системой нервов и кровеносной системой, 4) системой плотных и полость имеющих органов, 5) однотипностью жизненных процессов, происходящих во всех этих областях.

Костная система (ossa).

Кости черепа (ossa cranii): 1) лобная кость (os frontis), 2) глазные кости (ossa orbitae), 3) носовые кости (ossa nasalia), 4) нёбные и скуловые кости (ossa palatina s. zigomatica), 5) верхняя и нижняя челюсти с 32 зубами и столькими же ложами для зубов (ossa maxilaria, mandibularia), 6) две теменные кости (ossa parietalia s. bregmatis), 7) две височные кости (ossa temporum), 8) затылочная кость (os occipitis) и 9) кость основания черепа, к которой относятся два позвонка: атлант и эпистрофей.

Таких 9 костных областей головы, 5 шейных позвонков и 1 подъязычная кость, 50 костей верхней конечности, 8 костей ладони принимаются за одну кость, 12 грудных позвонков для 24 ребер, грудная кость, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3 хвостовых позвонка, 50 костей нижней конечности, кость запястья считается за одну кость, 2 тазовые кости.

Одни врачи считают, что в организме человека 360, другие – 365 костей. Автор книги[23]«Мей-бо шаллун» только одних костей черепа насчитывает 100.

360 костей человеческого организма исчисляются в следующем порядке: 4 кости свода черепа, 2 кости нижней и верхней челюсти, 32 зуба и 32 ложа к ним, 20 костей, начиная с височной кости и включая подъязычную кость, 4 глазничные кости, 50 костей верхней конечности, считая 8 костей ладони за одну, 2 лопатки и 2 ключицы, 8 костей в области затылочной кости, 32 позвонка, 64 поперечных отростка, 32 остистых отростка, 26 ребер, считая хрящевое удлинение поперечных отростков 1-го поясничного позвонка за ребро, и 50 костей нижней конечности – итого 360.

Последователи «Чжуд-ши» описывают семь различных форм черепа: 1) свод черепа (fornix cranii) продолговато-овальный, 2) свод черепа такой же, но с особенной выпуклостью сзади, ниже макушки, 3) свод черепа ровный и плоский, 4) свод черепа четырехугольной формы, 5) свод черепа шарообразный, 6) свод черепа сплюснутый сзади и спереди и 7) свод сверху плоский, а спереди, сзади и с боков – сплюснутый.

Первая форма черепа содержит мозг, имеющий такую же плотность как мышцы, т. е. мозг содержит столько же жидкости, сколько мышцы, мозг второй формы содержит столько жидкости, сколько масло, третьей – сколько соты, четвертой – сколько творог, пятой – сколько простокваша, шестой – сколько молоко и седьмой – имеет массу жидкости.

Первая форма черепа указывает на изменение восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Вторая – на изменение жизненных процессов желчи. Третья – на изменение жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Четвертая – на изменение совместных жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и желчи. Пятая – на изменение совместных жизненных процессов желчи, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Шестая – на изменение совместных жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Наконец, седьмая – на изменение всех трех жизненных процессов в организме.

Вообще, жизнедеятельность мозга, по исследованиям, приводимым в «Чжуд-ши», исключительно зависит от количества жидкости в мозгу; ни вес, ни величина, ни извилины мозга не имеют особенного значения; чем плотнее само существо мозга и чем меньше жидкости в мозгу, тем энергичнее проявляется плодотворная его деятельность.

Сообразно этим семи формам, начиная с первой, все более ослабевает прочность черепа, питание надкостницы, мышц и кожи, сосудов и нервов, проявление умственной и физической деятельности и шести чувств и последовательно увеличивается трудность излечения всевозможных расстройств питания области головы.

Шаровидная форма черепа, черные, все подмечающие глаза, выдающийся нос, умеренное отделение секреций глаз и носа, твердая походка, отсутствие боязни, рассеянности, рвоты, заикания и потери сознания при повреждениях головы указывают качество первых четырех форм черепа. Обратные явления указывают качество последних трех форм черепа.

Черепные кости разделяются на три вида: кости мужского, женского и среднего родов.

Черепные кости, кроме того, еще различаются по расположению: центральная часть, боковая часть и края костей (швы suturae).

Кости мужского рода ровные, толстые, прочные и содержат мало diploe.

Кости женского рода мягче костей мужского, diploe в них расположено равномерно.

Кости среднего рода – рыхлого строения и имеют много diploe.

Если по линии, проведенной посередине лобной кости (os frontis), по стреловидному шву (margo sagittalis) и посередине ossis occipitalis, отмерить в обе стороны расстояние, равное по ширине 4 собственным пальцам, то костное вещество, находящееся здесь, толстое, прочное, хрупкое, имеет много diploe; далее на 4 пальца приблизительно по линии margo temporalis – diploe и костное вещество, которое здесь мягче, чем на предыдущей площади, расположены равномерно. В остальных костях – ossa temporum, нижняя часть ossis occipitalis – костное вещество тонкое, прочное, хрупкое, имеющее мало diploe.

Череп измеряется у каждого субъекта шириной собственных 4-х пальцев: расстояние от верхнеглазничных краев (margines supra orbitales) до волос равно ширине 4-х собственных пальцев, точно такое же расстояние от волос до середины родничка, от родничка до теменной дыры (foramen parietale), которой иногда и не бывает, от foramen parietale до середины наружного затылочного бугра (protuberantia occipitalis externa) и, наконец, от затылочного бугра до foramen occipitale.

В медицине большое значение придается foramen parietale вследствие того, что в этой области наружных покровов черепа под кожей анастомозируются части наружных ветвей сонной артерии (carotis externae) и венные сплетения здесь имеют сообщение с большими черными кровяными вместилищами оболочки мозга с sinus falsiformis major sen superior, т. е. с венными стоками твердой мозговой оболочки.

В области черепа имеют огромное значение 4 мышцы, повреждения которых влекут за собой серьезные последствия: 1) мышцы лба (musculi frontales), 2) мышцы затылка (musculi occipitales), 3) сухожильные мышцы головы, связывающие швы (suturae), 4) височные мышцы (musculi temporales), принадлежащие к числу самых сильных жевательных мышц. Сосуды и нервы следует рассматривать как паутину, покрывающую весь организм. К сосудам и нервам головы относятся сосуды и нервы головного мозга, костной системы, мышц и кожи. К сосудам головного мозга относятся: 1) сосуды собственно головного мозга и оболочек его, 2) внутренние и наружные нервы.

К сосудам оболочек головного мозга относятся 2 сосуда: 1) конечные разветвления сонной артерии, расходящиеся как жилки листьев дерева по внутренней поверхности ossis parietalis теменной кости, 2) артерия meningea metia sen spinosa, которая в полости черепа распадается на две артерии, древовидно разветвляясь по внутренней поверхности той же кости (ossis parientales), и образует три анастомоза при перекрестке suturae margo coronalis с margo saggitalis, a также при margo lambdoideus и при foramen parietale. Во всех этих местах вены твердой мозговой оболочки имеют сообщение с венами наружного покрова. Кроме того, в области foramen parietale артерии и вены мышц, кости, diploe, артерии и вены твердой мозговой оболочки и мозга приходят в близкое соприкосновение. Вообще область швов чрезвычайно богата венозной кровью и артериальными анастомозами.

Мозг получает питание при помощи 4-х артерий: двух сонных артерий (arteriae carotis internae) и двух позвоночных артерий (arteriae vertйbrales).

Из основания головного мозга для соединения его с туловищем выходят 13 белых проводников: спинной мозг с чувствительными и двигательными нервами и 12 пар других нервов. Как головной мозг, так и все нервы, и вся мышечная система находятся, с одной стороны, под непосредственным влиянием восприятия, уподобления, усвоения, всасывания, удаления-очищения-расходования воздуха, а с другой – регулируют названный жизненный процесс и, кроме того, регулируют восприятие, уподобление, усвоение, всасывание, удаление-очищение-расходование жидких и твердых веществ, теплоту как внутри тела, так и снаружи. Все нервы распространены как паутина по внутренним органам и по наружной поверхности тела. Благодаря им и мышцам ясно обнаруживаются шесть наших чувств, умственная и физическая деятельность.

Область шеи (collum) рассматривается последователями «Чжуд-ши» отдельно от области головы, туловища и конечностей.

Шейная область легко доступна внешнему влиянию. Она чрезвычайно тонка; она считается важной областью как для терапевта, так и для хирурга, потому что соединяет такие важные отделы организма, как голова и туловище.

Повреждения в этой области влекут за собой серьезные последствия: повреждения костной системы шеи так же опасны, как повреждения черепных костей, повреждения сосудов и нервов ее так же опасны, как повреждения внутренних органов, повреждения мышц, фасций и сухожилий так же опасны, как повреждения их в конечностях.

При изучении шейных позвонков нужно обратить внимание на первый и второй позвонки, атлант и эпистрофей, а также на тело, отростки и суставные поверхности позвонков.

В области шеи проходят наружные и внутренние проводники: спинной мозг, артерии, вены и нервы, наружные и внутренние, дыхательное горло (trachea) и пищевод (oesophagus).

При повреждениях спинного мозга в области шеи происходит сведение ее, тяжесть в голове, сухость языка, задержание урины, потемнение в глазах, колющая боль в грудной области, ослабление и исхудание конечностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.