Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины сопротивления нововведениям




СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ

Советы руководителю

Советы консультанту

Инноваторы - опора консультантов по управлению. К сожалению, это очень тонкоструктурная позиционность. Настолько тонкоструктурная, что едва различима в коллективе. Начинайте ее искать еще на стадии оргдиагностики. И опасайтесь подмен. Сколько раз я принимал за инноваторов тех, кто просто недоволен. Учтите еще одну коварную особенность псевдоинноваторов - они легко воспламеняются и быстро гаснут. Так что слой реальных инноваторов намного тоньше, чем думается при первых знакомствах с ними. Тем ценнее те, кто к ним на самом деле относится. Входя в организацию, надо всегда решать -кто тут наши союзники, кто на стадии разработки, а кто на стадии реализации.

Инновационность - одна из трех фундаментальных ценностей управле­ния (наряду с управляемостью и клиентностью - см. об этом главу "Природа организаций"). Природные инноваторы нередко проявляются в образе детей (по типологии Э. Берна). Они вообще неудобны для управления. Многие ру­ководители считают их источником неуправляемости. Задвигая их на перифе­рию организации, руководитель снижает инновационный потенциал своей фирмы. Назовите прямо сейчас, кто из Ваших сотрудников попадает в число умных разработчиков или способных реализаторов, выделите их из общего числа. При разработке мотивирующей оценки персонала включайте иннова-ционность как критерий эффективности работника с максимальным весом.


Взаимодействие нововведения с организационной средой характеризует­ся проблемами двоякого рода: одни из них представляют собой неизбежные противоречия, объективно присущие современным инновационным процес­сам; другие относятся к числу решаемых, в принципе контролируемых. Обе группы проблем вызывают объективные и субъективные препятствия для но­вовведений.

Группу неизбежных проблем нововведений составляют следующие про­тиворечия.

ОБЪЕМ ПОСЛЕДСТВИЙ. По мере развития общества, народного хозяй­ства и организаций происходит постоянное накопление "прошлого труда", кото­рый овеществляется в технике и иных материальных формах, а также объекти­вируется в организационных структурах. Этот процесс приводит не только к нарастанию "массы", но и к усложнению взаимосвязей, усилению зависимости между разными компонентами всей социотехнической системы хозяйства, т. е. ее "плотности". Вследствие этого осуществление каждого нововведения вызы­вает все больший радиус вторичных, производных изменений, далеко идущих последствий (так сказать, тектонический эффект). Уже сам объем вторичных нововведений увеличивает реальную трудоемкость и даже может превышать полезную значимость исходного нововведения; к тому же некоторые из вторич­ных, третичных изменений могут оказаться неприемлемыми. Отсюда - возрас­тание трудности осуществления нововведений, усиление риска и ответственно­сти, что выражается в разных формах уклонения от нововведений, сопротивле­ния им. Как сказал мне один руководитель: "У нас так все взаимозависимо, что если что-то менять, то надо едва ли не все менять. Лучше ничего не менять".

ИЗМЕНЕНИЕ И СТАБИЛЬНОСТЬ. Особенность большинства инно­вационных процессов - в противоречии между конкретными изменениями и устойчивостью целого. Как известно, стабильность структуры, состава, целей организации есть один из императивов ее функционирования. Ранее это опре­делялось как цели системы. Нововведения не нарушают равновесия в органи­зации. Меняясь в чем-то одном, организация должна сохраниться в другом, а


именно в большинстве основных своих качеств. Суть возникающего здесь на­пряжения - изменения в постоянном. Отсюда исходит еще одна линия "от­чуждения" нововведения в организации.

ЕДИНОЕ НОВШЕСТВО В МНОГООБРАЗИИ УСЛОВИЙ. Так полу­чается, что одно и то же новшество очень по-разному осваивается организаци­ями. Управленческие, культурные, технологические и другие условия слиш­ком разнообразны. Поэтому процесс нововведения где-то проходит удачно, а где-то заходит в тупик, хотя внедряется один и тот же предмет (прибор, техно­логия, мотивационная система и т. д.).

СТАРОЕ - НОВОЕ. Спрос на новшества непрерывно давит на их произ­водство. В этом смысле рынок ненасытен: едва появившись, новшество риску­ет быть вытеснено другом новшеством, которое тоже недолговечно. Тенден­ция ускорения смены продуктов, услуг неумолима, хотя и тягостна для их из­готовителей, как, впрочем, и для значительной части их потребителей. Мораль­ное устаревание при физической новизне - тоже один из парадоксов иннова-тики.

"СНАЧАЛА ХУЖЕ". Нововведения требуют повышенного напряжения организации, затрат сил, времени, средств на его освоение за счет внутриорга-низационных ресурсов. Особенно это относится к радикальным нововведени­ям: реорганизации, скрапированию и замене производственных мощностей, смене целей и стратегии, реформам. Поэтому инновационный период наруша­ет какую-то сферу жизни организации. Ремонт квартиры вызывает массу труд­ностей для ее обитателей: перемещение мебели, неразбериха, запах краски и пр. Но с этим приходится мириться ради обновления жилья. Словом, нововве­дения требуют потерь, которые затем восполняются теми преимуществами, к которым оно приводит.

Что значит - неизбежные проблемы? Во-первых, они возникают, как пра­вило, в любых нововведениях. Во-вторых, они до конца не решаются и не мо­гут быть отменены, преодолены.

Наряду с названными неизбежными проблемами нововведений в органи­зациях существуют решаемые проблемы нововведений.

Главная из них - дезинтегрированность инновационных процессов. Зак­люченное здесь противоречие проявляется:

- в разрыве или недостаточности связей между стадиями нововведения,

- расхождении между целями-ориентациями участников нововведений,

- расхождениях между целями и интересами участников и целями нововве­
дений,

- неразвитости организационных связей между стадиями и участниками
нововведений,

- развитии клиентной ориентации поставщиков новшеств, гибкого реаги­
рования на спрос.

Дезинтеграция инновационных процессов проявляется также на межор­ганизационном уровне: расхождение между той ролью, которая отводится каждой организации, группе участников нововведения, с одной стороны, и той позицией, которую в соответствии со своими интересами и целями за­нимает в рамках заданной ей роли данная организация, группа, с другой стороны.


Какое значение имеют знания этих законов инноватики? Прежде всего руководители, консультанты, инноваторы вообще должны понять и принять, что противодействие организаций нововведениям - процесс объективный и естественный. Неразумно каждый раз искать конкретных виновников тормо­жения нововведений - они, конечно, есть, но за их поведением стоят объектив­ные закономерности. Перед тем как взяться за какое-то серьезное изменение в организации, надо представить, в каких именно формах будет происходить сопротивление ему, и снабдить это нововведение соответствующей програм­мой преодоления этого нововведения. А вопросы, на которые придется здесь инноваторам отвечать, известны: Чьи интересы совпадают с нововведени­ем? Чьи противостоят? Как заинтересовать в успехе нововведения тех, кто опасается потерь от осуществления его? Каким образом преодоле­вать сопротивление тех, кого не удается мотивировать на данное изме­нение?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.