КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика системы специального образования
Клинические основы специальной психологии Одной из важных задач специальной психологии является своевременное выявление причин возникновения отклонений в развитии, понимание сущности произошедших в организме нарушений, особенностей развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов, определение обходных (компенсаторных) путей развития ребенка на основе сохраненных органов, построение специальной педагогической систематики и педагогической классификации, а также ведение профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии психологическими и педагогическими средствами. На выполнение врачебного постулата: «Лечить не болезнь, а больного» и направлена работа специальной психологии и педагогики по решению вопросов абилитации и реабилитации, оздоровлении, коррекции, компенсации, медико-педагогической поддержки и сопровождения не только самого ребенка, но и его семьи. В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием при условиях согласия родителей; по заключению ПМПК (или ее рекомендации). При этих условиях ребенок может быть переведен внутри специальной школы в классы для умственной отсталости только после 1-го года обучения в ней. В специальных школах могут быть созданы классы или группы для детей со сложной структурой дефекта, с выраженными нарушениями в умственном развитии, с другими нарушениями. Такие классы могут быть организованы по решению педсовета школы. Ученик специальной школы может быть переведен в общеобразовательную школу с согласия родителей и по решению ПМПК, если в школе есть условия для интегрированного обучения: 1) в этих школах осуществляется охранительный режим (соответствующие специалисты осуществляют медицинское и психологическое сопровождение); 2) социальной адаптации и интеграциии способствует социальный педагог; 3) осуществляется трудовое воспитание и профессиональная подготовка.
К системе школьного образования для детей с нарушениями развития относятся 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Количество специальных школ Российской Федерации и учащихся в них на 1999 год представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Виды специальных (коррекционных)образовательных учреждений и их число в России.
До недавнего времени выделялась категория необучаемых детей – дети с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненной другими недостатками в развитии. В настоящее время таких детей и подростков в нашей стране около 32 тыс. Сегодня доказано, что при систематической и квалифицированной коррекционно-педагогической работе эти дети поддаются обучению – самообслуживанию, гигиене, социальному поведению и т.д. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола, особенно в городах (55%). Ведущая возрастная группа – с 8 до 13 лет. Выявление связано с началом школьного обучения. Деятельность учреждений школьной системы специального образования регламентируется Постановлением правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 228 «Об утверждении типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений 1 – 8 видов». Характеристика специальных (коррекционных) школ: 1 вид специальных школ для глухих детей: - начальное общее образование осуществляется в течение 5-6 лет (6-7 лет, если есть подготовительный класс); - полное среднее общее образование – 2 года, но осуществляется как вечерняя школа. В 1 класс принимаются с 7 лет, количество не более 6 человек, в класс со сложной структурой не более 5 человек. Учебная деятельность направлена на формирование и развитие устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухо-зрительной основе, умения использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с использованием звуко-усилительной аппаратуры. 2 вид специальных школ для слабослышащих, имеющих частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглохшие, оглохшие в раннем школьном возрасте и сохранившие самостоятельную речь. В них существует два отделения: для детей с легким недоразвитием речи и с глубоким недоразвитием речи. Из 1 отделения в другое переходят с согласия родителей и ПМПК. Принимают с 7 лет, если посещали детский сад – то в подготовительный класс. Наполняемость классов: 1 отделение – до 10 человек, 2 отделение – до 7 человек. Образование осуществляется в 3 ступени: начальное общее образование (4-5 лет; 5-6 лет или 6-7 лет), основное общее (6 лет в 1 и во 2 отделении) и среднее общее образование (2 года обучения и в первом, и во втором отделении). Используется звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, индивидуальные слуховые аппараты и фонетическая ритмика. 3 и 4 виды специальных школ (3- незрячие, 4 – слабовидящие и поздноослепшие). В школу 3 вида принимаются незрячие дети и имеющие остаточное зрением 0,04 диоптрия и ниже, и более высокой остротой зрения - до 0,08 при наличии сложных сочетаний нарушения зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В первый класс принимаются дети 6-7 и 8-9 лет. Наполняемость первых классов– до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет (общее полное среднее образование). Школы 4 вида – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диолптрий на лучшевидящем глазу с переносимой коррекцией. При обучении учитываются зрительные функции: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии и т.д. 5 вид специальных школ для детей с нарушениями речи может иметь 1 или 2 отделения, в которые принимаются дети: 1 отделение: с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием; 2 отделение: с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи. В 1 класс принимаются дети с 7-9 лет. Подготовительные классы с 6-7 лет. Обучение 10-11 лет. Специальный речевой режим. 6 вид специальныхшкол: (нарушения опорно-двигательного аппарата – ДЦП, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата). Образование - 3 ступени: 1 – начальное общее (4-5 лет), 2 – основное общее (6 лет), 3 – среднее (2 года). 1 класс - с 7 лет. Подготовительный класс - с 6 лет. Количество - не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа – двигательная сфера, речь и познавательная деятельность. 7 вид специальных школ: (дети, имеющие стойкие затруднения в обучении, имеющие ЗПР). 2 ступени: 1 – начальное общее (3-5 лет) 2 – основное общее (5 лет). Варианты: а) принимаются только в подготовительный 1-2 класс; б)если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимают во 2 класс, а если с 6 лет – в 1 класс. Количество – не более 12 человек. Проводится диагностическое обучение. 8 вид специальных школ: Ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7 – 8 лет. Количество учеников в подготовительном классе не более 6 – 8 человек, в остальных - не более 12 человек. Могут создаваться классы для детей с глубокой умственной отсталостью (не более 5 – 6 человек). Дети принимаются в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Комплектование таких классов проводится по трем уровням: 1) 6 – 9 лет 2) 9 – 12 лет 3) 13 – 18 лет Не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. При легкой степени умственной отсталости сроки обучения 8 лет; 9 лет; 9 лет и программа профессиональной подготовки; 10 лет и профессиональная подготовка; 10 лет, если учитывается подготовительный класс.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |