Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логопедия и логопсихология




 

Основное содержание темы. Предмет, задачи и методы логопедии. Строение речевого аппарата. Виды речи и основные причины ее нарушения. Развитие речевой деятельности в онтогенезе. Современные классификации речевых нарушений. Предмет, задачи и методы логопсихологии. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Элементы психотерапии в работе логопеда.

Предмет, задачи и методы логопедии. Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии являются нарушения речи, а также обучение и воспитание лиц с расстройствами речевой функции. Логопедия изучает людей, страдающих нарушениями речи – логопатов. Она рассматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоления средствами специального организованного обучения и воспитания, таким образом, ее относят к специальной педагогике.

По возрасту логопатов выделяют дошкольную, школьную и логопедию подростков и взрослых.

Задачами логопедии являются:

1. Изучение онтогенеза речевой функции при различных нарушениях.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного направленного развития детей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие. На ощущение различных видов функций, поведения.

4. Нарушение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.

5. Выявление этиологии, механизмов, структуры, симптоматики речевых расстройств.

6. Разработка методов первичной диагностики речевых расстройств

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых расстройств.

9. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Теоретический аспект логопедии - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно взаимосвязаны.

Выделяют следующие связи логопедии с другими науками: межсистемные (с медико-биологическими и лингвистическими науками) и внутрисистемные (с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики, методами обучения родному языку и математике, с логопедической ритмикой, с общей и специальной психологией).

Основными принципами логопедии являются: системность, комплексность, принцип развития, принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический, этиопатогенетический принцип, принцип учета симптоматики нарушения и его структуры, принцип обходного пути, а также общедидактические принципы (индивидуальный подход, научность, доступность и др.).

К методам логопедического исследования относят:

I.Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

II. Эмпирические: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседа, интервью), праксиметрические приемы анализа функций, биографические.

III. Количественный и качественный анализ полученных данных. Используется машинная обработка данных с использованием ЭВМ.

IV. Интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

Логопедическое воздействие – это педагогический процесс в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания.

Основными формами логопедического воздействия являются обучение, воспитание, перевоспитание. В ходе логопедического воздействия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головного мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. Восстановление речи осуществляется при логопедическом воздействии на людей с афазией.

Метод обучения в педагогике – это способ совместной активности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений, навыков, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. В логопедической работе используются словесный, наглядный и практический методы обучения. Их выбор и использование определяется характером речевых нарушений, содержанием, целями и задачами коррекционно-педагогического воздействия и индивидуально-психологических особенностями логопатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.