Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения




У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познава­тельной деятельности и входящих в ее структуру процессов: мень­ший объем запоминания и воспроизведения материала, неустой­чивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психи­ческих процессов, снижение уровня обобщения и осмысления дей­ствительности; у них затруднена развернутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд осо­бенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагопри­ятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков по­ведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во мно­гом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи де­тям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицин­ских, психологических и педагогических методов воздействия.

Приведем пример сложности и разноуровневости проблем ре­бенка с ринолалией. Характерной особенностью речи такого ребен­ка является носовой оттенок, так как струя воздуха во время речево­го акта проходит через нос, а не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недостаточности перегородки между но­совой и ротовой полостью (из-за расщелин твердого и мягкого нёба, недостаточной подвижности мягкого нёба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет направленно выдыхать через рот — задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные.

До операции ребенок с расщелиной твердого нёба, как прави­ло, носит обтураторы (пластины, создающие искусственное нёбо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами мо­жет забиваться пища, становясь источником инфекции и ослаб­ляя организм ребенка.

Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопе­да как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания.

У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу поли­пов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет но­совые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению адено­идов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются ло­гопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок зак­рывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3 — 4 раза) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения:

дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты; делать вдох ртом, а выдох носом и, наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом; пропевать на мотив песни звук [м].

Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правиль­ным дыханием ребенка, которую проводят также и родители.

В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с ло­гопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотера­певтической поддерживающей атмосферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.