Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для губ




«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» - «Бублик»; «Улыбка» - «Хоботок» - чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе логопед выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

В таблице 6 представлены упражнения в соответствии со звуками, для подготовки произношения или его закрепления они используются.

 

Таблица 6 – Логопедические упражнения для артикуляционной гимнастики.

 

Упражнения З Р, Р’ В C,C' У З, З’, Ц К Ш, Ж И Ч, Щ Л, Л’
Птенчики Х          
Лопаточка Х       Х  
Чашечка Х          
Стрелочка Х       Х Х
Горка Х       Х  
Трубочка Х          
Грибок Х     Х    
Часики Х       Х  
Змейка Х          
Качели Х         Х
Футбол Х          
Почисти зубки Х          
Маляр Х       Х  
Автомат Х          
Пулемёт Х          
Лошадка Х         Х
Гармошка Х     Х    
Индюк Х         Х
Фокус Х Х Х Х    
Загнать мяч в ворота   Х Х      
Приклей конфетку   Х Х Х   Х
Почисти зубки   Х Х      
Накажи язычок       Х    
Кто дальше загонит мяч       Х    
Бублик       Х    
Вкусное варенье       Х Х Х
Пароход гудит           Х
Самолёт гудит           Х

 

В практике логопедической работы существует несколько вариантов «Сказки о Весёлом Язычке», которая в стихотворной, занимательной для детей форме объединяет артикуляционные упражнения и помогает в игровой форме решать задачу тренировки артикуляционного аппарата.

Познакомимся со «Сказкой», разработанной для работы над правильным произношением звуков «Р», «Р’».

 

Рот – домик, губы – двери.

А кто живет в этом домике?

 

В этом домике дружок,

Живёт Весёлый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык-

(Упражнение «Стрелочка».)

 

Наш Весёлый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперёд,

Тут немного отдохнёт.

(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошёл гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнения «Улыбка», «Жало», «Стрелочка»)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

На пора за дело.

(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение «Заборчик».)

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «Тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело,

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

 

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

 

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошёл домой.

Дверь он запер на замок.

Лёг в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Для звуков «З», «З’», «Ц», «Ж», «Ш», «Ч», «Щ», «Л», «Л’» предлагается следующий вариант «Сказки о веселом язычке».

Жил-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (Язык «лопаткой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

 

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия– М.: Медицина, 1981.

2. Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О. И., Фигередо Э.Л. Сравнитель­ное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недо­развитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

3. Белякова Л.И., Дъякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 1998.

4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев: Рад. Шк., 1984.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1997.

6. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подро­стков. — М., 1985. — С. 66—66.

7. Логопедия. Учебное пособие / Под ред. М.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– М.: ВЛАДОС, 1998.

8. Львов М.Р. Тенденция развития речи учащихся.– Москва, 1987.

9. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1995. – 235 с.

10.. "Основы специальной психологии"// под ред. Л.В. Кузнецовой, М.-2002.

11. Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 1994.

13. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения. / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М., 1995.

14. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М., 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.