Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест «Дорисовка фигур»




(О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова)

Тест направлен на исследование продуктивности, способов создания рисунков и их оригинальность. Испытуемым предъявляется последовательно 20 карточек, на каждой из которых нарисована фигура. Фигуры представляют собой как простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.), так и контуры элементов предметных изображений (силуэт ствола дерева с одной веткой, волна и т.п.). Ребёнка просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Количественная обработка результатов заключается в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор) каждого ребёнка.

Кор = количеству рисунков, не повторяющихся ни у кого из детей группы ни у самого ребёнка по характеру использования заданного для дорисовывания эталона.

 

Существует 6 типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип – характеризуется тем, что ребёнок не принимает задачу на построение образа с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный образец, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишено деталей.

2 тип – изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип – ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому, как второстепенный элемент картинки. Впервые данный тип манипулирования с образами начинают использовать дети подготовительной к школе группы.

 

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников

 

Изучение типа темперамента по жизненным показателям свойств нервной системы (А.И.Ильина, И.М.Палей)

Данные показатели могут использоваться в процессе наблюдения за ребёнком как самими психологами, так и педагогами.

1. Жизненные показатели силы процесса возбуждения.

· долго не утомляется,повышенная работоспособность, способен длительно работать в условиях преодоления трудностей;

· быстро восстанавливает хорошую работоспособность;

· сохраняет бодрость, уверенность, отсутствие нервозности в любых ответственных обстоятельствах;

· настроение меняется не часто;

· сохраняет устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной, напряженной обстановке.

2.Жизненные показатели уравновешенности нервных процессов.

· нет резких спадов и подъемов в настроении;

· способен быстро и полностью успокоиться в ответ на требование: «ПЕРЕСТАНЬ ПЛАКАТЬ!»

· способен сдерживать свои сиюминутные желания;

· речь ровная, плавная, а мысль четкая и ясная;

· способен концентрироваться на главном и быстро переключаться на другую деятельность;

· одинаково сдержан, усидчив и собран в работе и после успеха, и после неудач.

3.Жизненные показатели подвижности нервных процессов.

· быстро реагирует на все новое в окружающей обстановке;

· быстро привыкает к новым людям, условиям, быстро вырабатываются новые привычки и навыки;

· легко переходит от сна к бодроствованию, от физических занятий к интеллектуальным;

· быстро переключает внимание с одного предмета на другой;

· быстро запоминает и воспроизводит материал;

· чувства возникают и протекают быстро.

Анализ результатов: подсчитывается количество соответствий с числом «жизненных показателей» свойств нервной системы, умножается на 100%. Результат в 50% и более по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства. Результат менее 50%-слабая выраженность свойства. Полученные данные могут способствовать формированию индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребёнка, а также служить объяснением некоторых динамических особенностей его поведения. На основании описанных выше показателей нами была составлена анкета для родителей. Наиболее объективные и точные данные о выраженности тех или иных свойств нервной системы ребёнка могут быть получены при параллельном использовании данных наблюдений психолога, педагогов и результатов анкеты для родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.