КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции анализаторов
Общая характеристика и классификация сенсорных систем. Восприятие, ощущение как функция анализаторов. Строение анализаторов. В процессе развития нервной системы выделяется группа чувствительных образований, способных воспринимать действия раздражителей внешнего мира. Их скопление получило название органов чувств. К ним относятся – органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Орган чувств – это периферическое образование, воспринимающее и частично анализирующее факторы окружающей среды. Органы чувств состоят из рецепторов и вспомогательных структур, обеспечивающих восприятие (орган зрения состоит из глазного яблока, сетчатки, век, мышц и т.д.) Большая роль в изучении физиологии органов чувств, принадлежит И.П. Павлову. Он создал учение об анализаторах. Анализаторы - это совокупность анатомических структур, в процессе деятельности которых возникает ощущение. Анализатор (сенсорная система) – это совокупность центральных и периферических образований нервной системы, воспринимающих и анализирующих изменения окружающей и внутренней сред организма. Как уже говорилось, в анализаторах под действием раздражителя возникает ощущение, специфичное для данного органа чувств. Значение анализаторов: · Благодаря деятельности анализаторов возникают ощущения, и происходит комплексное восприятие мира. · С помощью анализаторов осуществляется связь организма с окружающей средой. · Процесс восприятия обеспечивает анализ и обработку информации. На этой основе создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная деятельность человека, его мышление и сознание. При отсутствии анализаторов в организме преобладают процессы торможения. А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. · Ощущения - это базисный элемент других форм психической деятельности. Любое ощущение имеет качество (модальность – совокупность ощущений, обеспечиваемых одним анализаором), силу и длительность. · В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слуховые, тактильные и т.д. · С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде. У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музыки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вербальный и невербальный интеллект, улучшает умственную работоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного развития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследования; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нарастание целенаправленной двигательной активности, коммуникабельности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии альфа-ритма и усиление внутри- и межполушарной когерентности для тета и альфа-ритмов. Б. Восприятие (от лат. регсерtio - восприятие) - одна из форм психической деятельности или психический процесс, заключающийся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений. · Восприятие является активным процессом и осуществляется как сложный системный акт, в который включаются различные взаимодействующие структуры мозга (подкорковые центры, проекционные и ассоциативные области коры), каждая из которых выполняет специализированную функцию. · Предметы, явления воздействуют на рецепторы. Воспринимаемая рецепторами специфическая энергия (световые, звуковые волны) преобразуется в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной системе в головной мозг. Информация доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация с опоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. · Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется их образ. При повторных воздействиях мы их узнаем. · Узнавание достигается сличением поступающей в данный момент информации со следами памяти. Без сличения ощущений со следами памяти узнавание невозможно. · Известны случаи, когда у слепых от рождения зрение появлялось в подростковом возрасте. Так, девушка, которая обрела зрение лишь в 16 лет, не могла с помощью зрения узнать предметы, которыми она многократно пользовалась ранее. Но стоило ей взять этот предмет в руки, как она с радостью называла его. Ей пришлось, таким образом, практически заново изучать окружающий мир с участием зрительного анализатора, что подкреплялось функцией других анализаторов, в частности тактильного. При этом тактильные ощущения оказались решающими. · У человека узнавание может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Классификация анализаторов. Анализаторов в реальной действительности значительно больше, чем принято считать. Например, чувство осязания в широком понимании, кроме тактильных от прикосновения ощущений, включает чувство давления, вибрации, мышечное чувство. Мы можем, хотя и неотчетливо, воспринимать изменения только внешней, но и внутренней среды организма, при этом формируются эмоционально окрашенные ощущения. Так, коронароспазм в начальной стадии заболевания, когда еще не возникают болевые ощущения, может вызвать чувство тоски, уныния. Поэтому предлагается следующая классификация анализаторов, в основу которой положена их роль. 1. Внешние анализаторы воспринимают и анализируют изменения окружающей среды. К ним следует отнести зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный и температурный анализаторы, возбуждение которых воспринимается субъективно в виде ощущений. Их значение - познание внешнего мира, приспособление к окружающей среде, поддержание тонуса ЦНС, что возможно благодаря импульсации от периферических отделов анализаторов. Нарушения функции внешних анализаторов, особенно зрительного и слухового, чрезвычайно сильно затрудняют познание внешнего мира (очень беден окружающий мир для слепого или глухого). 2. Внутренние анализаторы воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса. Здоровый человек не ощущает изменения внутренней среды в пределах физиологической нормы. Так, мы не можем субъективно определить величину артериального давления, особенно если оно нормальное, состояние сфинктеров и пр. Но в то же время изменение некоторых констант внутренней среды организма может восприниматься субъективно в виде ощущений (жажда, голод, половое влечение), формирующихся на основе биологических потребностей. Для удовлетворения этих потребностей включаются поведенческие реакции. Например, при возникновении чувства жажды вследствие возбуждения осмо- или волюморецепторов формируется поведение, направленное на поиск и прием воды. Значение - информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутренних органов, обеспечивая приспособление организма в различных условиях его жизнедеятельности. 3. Анализаторы положения тела воспринимают и анализируют изменения положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга. К ним следует отнести вестибулярный и двигательный (проприоцептивный) анализаторы. Поскольку мы оцениваем положение нашего тела или его частей относительно друг друга, эта импульсация доходит до нашего сознания. 4. Болевой анализатор имеет особое значение - информирует о повреждающих действиях на организм. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как экстеро-, так и интерорецепторов.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |