Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции анализаторов




Общая характеристика и классификация сенсорных систем. Восприятие, ощущение как функция анализаторов. Строение анализаторов.

В процессе развития нервной системы выделяется группа чувствительных образований, способных воспринимать действия раздражителей внешнего мира. Их скопление получило название органов чувств. К ним относятся – органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

Орган чувств – это периферическое образование, воспринимающее и частично анализирующее факторы окружающей среды. Органы чувств состоят из рецепторов и вспомогательных структур, обеспечивающих восприятие (орган зрения состоит из глазного яблока, сетчатки, век, мышц и т.д.)

Большая роль в изучении физиологии органов чувств, принадлежит И.П. Павлову. Он создал учение об анализаторах.

Анализаторы - это совокупность анатомических структур, в процессе деятельности которых возникает ощущение.

Анализатор (сенсорная система) – это совокупность центральных и периферических образований нервной системы, воспринимающих и анализирующих изменения окружающей и внутренней сред организма.

Как уже говорилось, в анализаторах под действием раздражителя возникает ощущение, специфичное для данного органа чувств.

Значение анализаторов:

· Благодаря деятельности анализаторов возникают ощущения, и происходит комплексное восприятие мира.

· С помощью анализаторов осуществляется связь организма с окружающей средой.

· Процесс восприятия обеспечивает анализ и обработку информации. На этой основе создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная деятельность человека, его мышление и сознание.

При отсутствии анализаторов в организме преобладают процессы торможения.

А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной дейст­вительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека.

· Ощущения - это базисный элемент других форм психи­ческой деятельности. Любое ощущение имеет качество (модальность – совокупность ощущений, обеспечиваемых одним анализаором), силу и длительность.

· В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д.

· С помощью ощущения имеется возмож­ность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде.

У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музы­ки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вер­бальный и невербальный интеллект, улучшает умственную рабо­тоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного раз­вития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследо­вания; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нараста­ние целенаправленной двигательной активности, коммуникабель­ности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии альфа-ритма и усиление внутри- и межполушарной когерентности для тета и альфа-ритмов.

Б. Восприятие (от лат. регсерtio - восприятие) - одна из форм психической деятельности или психический процесс, заключающийся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.

· Восприятие является активным процессом и осу­ществляется как сложный систем­ный акт, в который включаются раз­личные взаимодействующие структуры мозга (подкорковые центры, проекционные и ассоциативные области коры), каждая из которых выполняет специализированную функцию.

· Предметы, явления воздействуют на рецепторы. Восприни­маемая рецепторами специфическая энергия (световые, звуковые волны) преобразуется в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной сис­теме в головной мозг. Информация доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциа­тивных зонах коры поступающая информация с опоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее уз­навание.

· Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся пред­меты, явления, то формируется их образ. При повторных воздейст­виях мы их узнаем.

· Узнавание достигается сличением поступающей в дан­ный момент информации со следами памяти. Без сличения ощуще­ний со следами памяти узнавание невозможно.

· Известны случаи, когда у слепых от рождения зрение появлялось в подростковом возрасте. Так, девушка, которая обрела зрение лишь в 16 лет, не могла с помощью зрения узнать предметы, которыми она многократно пользовалась ранее. Но стоило ей взять этот предмет в руки, как она с радостью называла его. Ей пришлось, таким образом, практически заново изучать окружающий мир с участием зритель­ного анализатора, что подкреплялось функцией других анализато­ров, в частности тактильного. При этом тактильные ощущения ока­зались решающими.

· У человека узнавание может отражаться в речи, т.е. осозна­ваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, воспри­ятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс.

Классификация анализаторов.

Анализа­торов в реальной действительности значительно больше, чем принято считать. Например, чувство осязания в широком понимании, кроме тактильных от прикосновения ощу­щений, включает чувство давления, вибрации, мышечное чувство.

Мы можем, хотя и неотчетливо, восприни­мать изменения только внешней, но и внутренней среды организма, при этом формируются эмоцио­нально окрашенные ощущения. Так, коронароспазм в начальной стадии заболевания, когда еще не возникают болевые ощущения, может вызвать чувство тоски, уныния.

Поэтому предлагается следующая классифика­ция анализаторов, в основу которой положена их роль.

1. Внешние анализаторы воспринимают и анализируют измене­ния окружающей среды.

К ним следует отнести зрительный, слу­ховой, обонятельный, вкусовой, тактильный и температурный анализаторы, возбуждение которых воспринимается субъективно в виде ощущений.

Их значение - познание внешнего мира, приспо­собление к окружающей среде, поддержание тонуса ЦНС, что возможно благодаря импульсации от периферических отделов анализаторов.

На­рушения функции внешних анализаторов, особенно зрительного и слухового, чрезвычайно сильно затрудняют познание внешнего мира (очень беден окружающий мир для слепого или глухого).

2. Внутренние анализаторы воспринимают и анализируют изме­нения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса.

Здоровый человек не ощущает изменения внутренней среды в пределах физиологической нормы. Так, мы не можем субъективно оп­ределить величину артериального давления, особенно если оно нормальное, состояние сфинктеров и пр. Но в то же время изменение некоторых констант внутренней среды организма может восприниматься субъективно в виде ощущений (жажда, го­лод, половое влечение), формирующихся на основе биологических потребностей. Для удовлетворения этих потребностей включаются поведенческие реакции. Например, при возникновении чувства жажды вследствие возбуждения осмо- или волюморецепторов формируется поведение, направленное на поиск и прием воды.

Значение - информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутренних органов, обеспечивая приспособление орга­низма в различных условиях его жизнедеятельности.

3. Анализаторы положения тела воспринимают и анализируют изменения положения тела в пространстве и частей тела относи­тельно друг друга.

К ним следует отнести вестибулярный и двига­тельный (проприоцептивный) анализаторы. Поскольку мы оцени­ваем положение нашего тела или его частей относительно друг друга, эта импульсация доходит до нашего сознания.

4. Болевой анализатор имеет особое значение - информирует о повреждающих действи­ях на организм. Болевые ощущения могут возникать при раздра­жении как экстеро-, так и интерорецепторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.