Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы психической деятельности человека. Нейрофизиологические основы мышления




Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопро­вождаться физической работой.

Психическая деятельность – это функция целого организма.

При психической деятельности про­исходит интериоризация, т.е. переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному.

Цели деятельности - это потребности и вызываемые ими мотивы.

Содержание и формы деятельности определяются:

· об­щественно-историческими факторами,

· общественными соотно­шениями

· опытом человека.

Т.о. цель деятельности - это модель желаемого, возникающая в сознании человека, при этом личная необходимость регулируется общественной необходимостью.

Материальная базой психической деятельно­сти человека – это физиологические процессы в нервной системе - импульсная активность нейронов во взаимодействии со следами памяти.

Основное значение психических процессов состоит в при­способлении человека и животных к окружающей среде.

Прообра­зом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), на­правленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место рассудочная деятельность: например, предвидение местоположе­ния объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстриро­вано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение опре­деленного времени двигался за перегородкой. Животное опреде­ляло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта.

Психическая деятельность - составная часть ВНД, поскольку ВНД может протекать осознанно и подсозна­тельно, а психическая деятельность является осознаваемой.

Различают следующие формы психической деятельности:

Память, ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля.

Мышление - это психический процесс познания и накопления информа­ции и опыта, оперирование знанием, т.е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией.

Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира.

Мышление – это познание существенных связей и отношений вещей, часто недоступных ощущениям и восприятияю.

Мышление - один из видов психической деятельности.

Этапы мыслительной деятельности:

· наглядно-действенное мышление или практический интеллект;

· построение сенсомоторных схем без совершения какого-либо действия;

· логические рассуждения, конкретные понятия в пределах реальных событий;

· способность к абстракциям и оценке гипотез.

Виды мышления.

· Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адек­ватном поведении, направленном на удовлетворение биоло­гических потребностей. Оно свойственно человеку и живот­ным. Физиологическую основу элементарного мышления со­ставляет первая сигнальная система.

· Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигналь­ной системы Оно свойственно только че­ловеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.

· Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мыш­ления, основанная на рассуждении, состоящем из последова­тельного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению связано счисто количественным изменениями, а именно - уве­личением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации.

Структурные компоненты мышления.

· Ассоциативные зоны коры большого мозга имеют н аибольшее значение для мышления. Заднеассоциативные (теменно-затылочные) отделы коры принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности и мысленного конструирования объекта по образцу из отдельных деталей. Переднеассоциативные отделы коры выполняют вербально-логические операции (решение задач).

· Наибольшее значение в процессе мышления имеет лобная кора. 1) С по­мощью лобной коры мы оцениваем значимость получаемой информации в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. 2) Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. 3) Лобная кора взаимодействует со всеми отде­лами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обу­словливающими языковые функции.

· Лимбическая система придает эмоциональный характер пе­рерабатываемой информации.

· Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долго­временной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятельно­стью височной коры.

· В мыслительных операциях по-разному участвуют правое и левое полушария, но при этом тесно взаимодействуют между собой.

· Для левого полушария характерна последовательная, поэтапная обработка информации, выделение причинно-следственных отношений. Для правого характерна обработка информации в целом и одномоментно, решение пространственных задач.

Этапы развития мышления у детей:

· Наглядно-действенное – обучение в процессе деятельности с предметами (в игре) – ранний возраст;

· Наглядно-образное – обучение с использованием яркой наглядности – средний дошкольный возраст.

· Словесно-логическое – старший дошкольный возраст, младший школьный возраст (устные объяснения);

· Абстрактное мышление – школьный возраст.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.