КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы психической деятельности человека. Нейрофизиологические основы мышления
Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой. Психическая деятельность – это функция целого организма. При психической деятельности происходит интериоризация, т.е. переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному. Цели деятельности - это потребности и вызываемые ими мотивы. Содержание и формы деятельности определяются: · общественно-историческими факторами, · общественными соотношениями · опытом человека. Т.о. цель деятельности - это модель желаемого, возникающая в сознании человека, при этом личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальная базой психической деятельности человека – это физиологические процессы в нервной системе - импульсная активность нейронов во взаимодействии со следами памяти. Основное значение психических процессов состоит в приспособлении человека и животных к окружающей среде. Прообразом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место рассудочная деятельность: например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение определенного времени двигался за перегородкой. Животное определяло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта. Психическая деятельность - составная часть ВНД, поскольку ВНД может протекать осознанно и подсознательно, а психическая деятельность является осознаваемой. Различают следующие формы психической деятельности: Память, ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля. Мышление - это психический процесс познания и накопления информации и опыта, оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира. Мышление – это познание существенных связей и отношений вещей, часто недоступных ощущениям и восприятияю. Мышление - один из видов психической деятельности. Этапы мыслительной деятельности: · наглядно-действенное мышление или практический интеллект; · построение сенсомоторных схем без совершения какого-либо действия; · логические рассуждения, конкретные понятия в пределах реальных событий; · способность к абстракциям и оценке гипотез. Виды мышления. · Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. · Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. · Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению связано счисто количественным изменениями, а именно - увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации. Структурные компоненты мышления. · Ассоциативные зоны коры большого мозга имеют н аибольшее значение для мышления. Заднеассоциативные (теменно-затылочные) отделы коры принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности и мысленного конструирования объекта по образцу из отдельных деталей. Переднеассоциативные отделы коры выполняют вербально-логические операции (решение задач). · Наибольшее значение в процессе мышления имеет лобная кора. 1) С помощью лобной коры мы оцениваем значимость получаемой информации в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. 2) Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. 3) Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. · Лимбическая система придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. · Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры. · В мыслительных операциях по-разному участвуют правое и левое полушария, но при этом тесно взаимодействуют между собой. · Для левого полушария характерна последовательная, поэтапная обработка информации, выделение причинно-следственных отношений. Для правого характерна обработка информации в целом и одномоментно, решение пространственных задач. Этапы развития мышления у детей: · Наглядно-действенное – обучение в процессе деятельности с предметами (в игре) – ранний возраст; · Наглядно-образное – обучение с использованием яркой наглядности – средний дошкольный возраст. · Словесно-логическое – старший дошкольный возраст, младший школьный возраст (устные объяснения); · Абстрактное мышление – школьный возраст.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |