КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм эмоций
Нейрофизиологические основы эмоций. Классификация и теории физиологических механизмов эмоций. В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмоции. Эмоции - психический процесс, активно включающийся в разновидность функционального состояния мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции – переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату. Характеристика эмоций: 1) Выделяют два типа эмоциональных проявлений: · длительные состояния (общий эмоциональный фон); · кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции). 2) По знаку различают: · положительные эмоции (чувство удовлетворения, радость, восторг) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние; · отрицательные (неудовлетворенность, горе, гнев, страх, ужас, отвращение) - активное состояние мозговых структур, побуждающее к ослаблению или прекращению данного состояния; Организм стремится к поддержанию положительных и устранению отрицательных эмоций и эмоциональных состояний. 3) К числу эмоциональных состояний прежде всего относится - настроение. Настроение - результат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемы х, и извлекаемых из памяти. На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознаваемое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом. 4) Существуют две формы выражения эмоций: · внешняя – мимика, изменение биения сердца, давления; · внутренняя – чувство. Функции эмоций: 1) Побуждающая функция - инициации адаптивного целенаправленного поведения, включается при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоциональную окраску. 2) О ценочная функция состоит в быстром общем определении полезности/вредности или значимости воздействия на неосознанном чувственном уровне (при неожиданных изменениях в окружающей среде). 3) З амещающая функция, компенсирующая дефицит информации в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов прибегают к выраженным эмоциональным реакциям - интонационным, жестовым, мимическим. 4) Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в памяти. У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безусловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляющая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения. 5) Переключательная функция эмоций выражается в способности выбора определенного мотива и соответствующего поведения. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфликта мотиваций человек может преодолеть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрицательных переживаний ради достижения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитательное значение. Одним из часто преодолеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы. 6) К оммуникативная функция - осуществление передачи информации невербальными средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих переживаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невербальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммированы, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций. По Дарвину эмоции носят приспособительный характер. По Сеченову носят рефлекторный характер. В настоящее время можно выделить несколько гипотез. 1. Анохин – эмоциональное напряжение возникает тогда, когда полученные и запланированные результаты деятельности не совпадают. Эмоции – это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную, субъективную окраску и охватывающие все виды чуствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий, до высоких форм радости и социального жизнеощущения. 2. Закономерности возникновения и протекания эмоций в зависимости от внутренних факторов (Симонов – связано с недостатком информации у человека для оценки конкретной ситуации). В «информационной теории эмоций» П. В. Симонова зависимость получила выражение в формуле Э=f{П(Ин-Ис)}, где: Э - эмоция, П — потребность, а И - информация о средствах достижения цели, необходимая, по мнению субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, которая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов информации отражает вероятность (возможность) удовлетворения потребности и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции. Оценка такого соотношения требует достаточно высокой мозговой организации операций анализа информации и прежде всего функции прогнозирования. При наличии соответствующей прогнозу информации эмоциональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функциональной системы реагирования. При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Осуществляющаяся оценка носит субъективный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Активная-пассивная позиция субъекта, сформированные установки определяют два типа поведения. · Одно направлено на поиск недостающей информации путем активного исследования среды и в случае успеха ведет к постепенному преобладанию положительных эмоций. · Второе - отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрицательного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения). 3. Структурная основа эмоций. С эмоциями связана работа определенных нервных структур, лимбической системы (поясная извилина, гипокамп, миндалевидное тело, гипоталамус). Ученые – физиологи Кеннон, Олдс, Дельгадо в экспериментах на крысах (накладывали электроды) определили центры эмоций. Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раздражением различных подкорковых структур и в клинике локальных поражений мозга у человека. · В гипоталамусе находятся области мозга, раздражение которых ведет к подкреплению и избеганию, они получили название центров удовольствия и неудовольствия. · Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая система обладает связями с ассоциативными областями неокортекса. · В нейропсихологических исследованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в проявлении эмоций. · При разных типах поражения лобных долей отмечались глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие в основном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. Наблюдалось растормаживание влечений, колебания эмоционального фона от депрессии до эйфории. · При височных поражениях, особенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи. · Выявлена неодинаковая роль ассоциативных отделов в эмоциональном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражениях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние поражения приводят к преобладанию озабоченности и тревожности; больные беспокойны и часто плачут. · Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательным эмоциональным фоном, а левого с позитивным.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |