Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм эмоций




Нейрофизиологические основы эмоций. Классификация и теории физиологических механизмов эмоций.

В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмо­ции.

Эмоции - психический процесс, активно вклю­чающийся в разновидность функцио­нального состояния мозга и органи­зацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потреб­ностей.

Эмоции – переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату.

Характеристика эмоций:

1) Выделяют два типа эмоциональных проявлений:

· длительные состояния (общий эмоциональный фон);

· кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

2) По знаку различают:

· положитель­ные эмоции (чувство удовлетворения, радость, восторг) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние;

· отрицательные (неудовлет­воренность, горе, гнев, страх, ужас, отвращение) - активное состояние мозговых структур, побуждающее к ослаблению или прекращению данного состояния;

Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

3) К числу эмоциональных состоя­ний прежде всего относится - настро­ение. Настроение - ре­зультат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемы х, и извлекаемых из памяти. На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознава­емое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.

4) Существуют две формы выражения эмоций:

· внешняя – мимика, изменение биения сердца, давления;

· внутренняя – чувство.

Функции эмоций:

1) Побуждающая функция - инициации адаптивного целе­направленного поведения, включает­ся при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоци­ональную окраску.

2) О ценочная функция состоит в быстром общем опре­делении полезности/вредности или значимости воздействия на неосоз­нанном чувственном уровне (при неожиданных изменениях в окружающей среде).

3) З амещающая функция, компенсирующая дефицит информа­ции в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов при­бегают к выраженным эмоциональ­ным реакциям - интонационным, жестовым, мимическим.

4) Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые со­бытия, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в па­мяти. У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безус­ловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляю­щая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения.

5) Переключательная функция эмо­ций выражается в способности выбора определенного мотива и соответствующего поведе­ния. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфлик­та мотиваций человек может преодо­леть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрица­тельных переживаний ради дости­жения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитатель­ное значение. Одним из часто прео­долеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы.

6) К оммуникативная функция - осуществление передачи информации невербальны­ми средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих пере­живаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невер­бальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммиро­ваны, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций.

По Дарвину эмоции носят приспособительный характер. По Сеченову носят рефлекторный характер.

В настоящее время можно выделить несколько гипотез.

1. Анохин – эмоциональное напряжение возникает тогда, когда полученные и запланированные результаты деятельности не совпадают. Эмоции – это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную, субъективную окраску и охватывающие все виды чуствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий, до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

2. За­кономерности возникновения и про­текания эмоций в зависимости от внутренних факторов (Симонов – связано с недостатком информации у человека для оценки конкретной ситуации).

В «информационной теории эмо­ций» П. В. Симонова зависимость получила вы­ражение в формуле

Э=f{П(Ин-Ис)},

где: Э - эмоция, П — потребность, а И - информация о средствах дости­жения цели, необходимая, по мне­нию субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, кото­рая существует в данный момент (с).

Соотношение этих двух видов инфор­мации отражает вероятность (воз­можность) удовлетворения потребно­сти и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции.

Оценка такого соотношения требует доста­точно высокой мозговой организа­ции операций анализа информации и прежде всего функции прогнози­рования.

При наличии соответст­вующей прогнозу информации эмо­циональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функцио­нальной системы реагирования.

При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции.

Осуществ­ляющаяся оценка носит субъектив­ный характер и может не совпадать с объективной реальностью.

Активная-пассивная позиция субъекта, сформированные установ­ки определяют два типа поведения.

· Одно направлено на поиск недоста­ющей информации путем активного исследования среды и в случае успе­ха ведет к постепенному преобла­данию положительных эмоций.

· Вто­рое - отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрица­тельного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).

3. Структурная основа эмоций.

С эмоциями связана работа определенных нервных структур, лимбической системы (поясная извилина, гипокамп, миндалевидное тело, гипоталамус).

Ученые – физиологи Кеннон, Олдс, Дельгадо в экспериментах на крысах (накладывали электроды) определили центры эмоций. Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раз­дражением различных подкорковых структур и в клинике локальных по­ражений мозга у человека.

· В гипоталамусе находятся области мозга, раздражение которых ведет к подкреплению и из­беганию, они получили название цент­ров удовольствия и неудовольствия.

· Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая сис­тема обладает связями с ассоциатив­ными областями неокортекса.

· В нейропсихологических иссле­дованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в про­явлении эмоций.

· При разных типах поражения лобных долей отмеча­лись глубокие нарушения эмоцио­нальной сферы, затрагивающие в ос­новном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, дея­тельностью, творчеством. Наблюда­лось растормаживание влечений, ко­лебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.

· При височных поражениях, осо­бенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

· Выявлена неодинаковая роль ас­социативных отделов в эмоциональ­ном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражени­ях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние пораже­ния приводят к преобладанию озабо­ченности и тревожности; больные беспокойны и часто плачут.

· Это привело к представлению о пре­имущественной связи правого полу­шария с отрицательным эмоциональ­ным фоном, а левого с позитивным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.