Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По курсу




«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

 


Ильичев Ю. Д. Инженерная графика (Основы начертательной геометрии). Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников. - Обнинск: ИАТЭ, 1999. - 60 с. © Обнинский институт атомной энергетики, 1999 г.  

 


 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Факультет заочного обучения

 

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (Основы начертательной геометрии)

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания

(для студентов-заочников)


 

 


Редактор О.Ю. Волошенко Составитель Ю.Д. Ильичев

ЛР№ 020713 от 27.04.1998 ________________________________________

Подписано к печати 5.11.99 Формат бум. 60x84/16

Печать офсетная Бумага офсетная Печ.л. 30

Заказ № 1472Тираж 300 экз. Цена договорная


Фабрика офсетной печати. 249020 г. Обнинск, ул. Королева, 6


Обнинск 1999



ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении дисциплины необходимо, прежде всего, ознакомиться с про­граммой, приобрести необходимую учебную литературу и тщательно продумать календарный рабочий план самостоятельной учебной работы. согласуя его с учебным графиком и планами работы по другим учебным дисциплинам курса В этом плане начертательной геометрии следует уделить особое место как дисциплине, где наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач каждой темы курса и выполнить контрольные работы, придерживаясь всех правил ЕСКД.

Нужно учитывать уровень своей математической подготовки, уметь достаточно точно и аккуратно выполнять графические построения при решении конкретных геометрических задач. Правильно построенные самостоятельные занятия по начертательной геометрии разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента логически мыслить. представлять всевозможные сочетания геометрических форм в пространстве. Начертательная геометрия способствует развитию пространственного воображения (мышления), умению "читать" чертежи и с помощью чертежа передавать свои мысли и правильно понимать мысли другого, что крайне необходимо инженеру.

При изучении курса начертательной геометрии следует придерживаться следующих общих указаний:

1 Начертательную геометрию нужно изучать строго последовательно и систематически Перерывы в занятиях, а также перегрузки нежелательны.

2. Прочитанный в учебной литературе материал должен быть глубоко усвоен. Следует избегать механического запоминания теорем, отдельных формулировок и решений задач Знания, полученные на основании зубрежки, непрочны, они быстро забываются. Студент должен разобраться в теоретическом материале и ул1еть применять его как общую схему к решению конкретных задач. Свои знания надо проверить ответами на поставленные в конце каждой темы учебника вопросы и решением задач, а также ответить на вопросы для самопроверки настоящего пособия

3. Очень большую помощь в изучении курса оказывает хороший конспект учебника или лекции, который сопровождается собственными формулировками и аккуратно выполненными чертежами. Такой конспект поможет глубже понять и запомнить изучаемый материал. Он служит также справочником, к которому приходится часто прибегать. Составлять конспект учебника следует только при повторном изучении темы.

Каждую тему курса по учебнику желательно прочитать дважды. При первом чтении глубоко и последовательно изучается весь материал темы. При повторном изучении темы рекомендуется вести конспект, записывая в нем основные положения теории, теоремы курса и порядок решения типо-

 


 
 


вых задач. В конспекте нужно указать ту часть пояснительного материала, которая нуждается в частом повторении. При подготовке к зачету конспект не может заменить учебника

4. Решению задач должно быть уделено особое внимание, так как это наилучшее средство более глубокого и всестороннего изучения основных положений теории. Прежде чем приступить к решению той или иной геометрической задачи, нужно понять се условие и четко представить схему решения, т. е. установить последовательность выполнения операции, представить себе положение в пространстве заданных геометрических образов.

5. В начальной стадии изучения курса начертательной геометрии полезно прибегать к моделированию изучаемых геометрических форм и их сочетаний. Значительную помощь оказывают зарисовки воображаемых моделей, а также их простейшие макеты. В дальнейшем надо привыкать выполнять всякие операции с геометрическими формами в пространстве на их проекционных изображениях, не прибегая утке к помощи моделей и зарисовок. Генеральная" проверка знаний студента может быть проведена им же самим в процессе выполнения контрольных работ.

6. Если в процессе изучения курса начертательной геометрии у студента возникли трудности, он обращается за письменной консультацией на кафедру института, поддерживая тесную связь с преподавателем-рецензентом по всем вопросам, связанным с изучением учебной дисциплины.

7. Выполнив все контрольные работы по курсу начертательной геометрии и имея рецензии на них с отметкой "зачтено", студент имеет право сдать зачет. На зачете представляются зачтенные контрольные работы и тетрадь с решениями задач по каждой теме курса, по ним проводится предварительный опрос-собеседование.

Преподаватель вправе аннулировать представленные контрольные работы и выдать новое задание, сообщив об этом на кафедру и на факультет, если при этом собеседовании убедится, что студент выполнил контрольные работы несамостоятельно

На зачете студенту предлагается решить две-три задачи и ответить на один-два теоретических вопроса. Решение задач выполняется на листе чертежной бумаги (ватман) формата A3 (297X420 мм) с помощью чертежных инструментов в карандаше. На зачет необходимо принести с собой: лист чертежной бумаги (ватман) формата A3, два треугольника, карандаши (жесткий и мягкий), циркуль, циркуль-измеритель и резинку.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные работы представляют собой эпюры (чертежи), которые выполняются по мере последовательного прохождения курса начертатсль-4



Линии построений и линии связи должны быть сплошными и наиболее тонкими. Линии невидимых контуров вычерчивают штриховыми линиями На это следует обратить внимание при выполнении всех контрольных работ, имея при этом в виду, что заданные плоскости и поверхности непрозрачны

Желательно при обводке линий пользоваться цветными карандашами. При этом все заданные линии обводятся черным, искомые линии - красным, линии построений - синим или зеленым карандашом Все основные вспомогательные построения должны быть сохранены

Точки на чертеже желательно вычерчивать в виде окружностей диаметром 1,5- 2,0 мм с помощью циркуля-балеринки (см. чертежи-образцы в учебнике) Рекомендуется отдельные элементы геометрических тел и поверхностей покрывать бледными тонами красок, используя акварель, разведенную в воде тушь, чай или цветные карандаши. Всегда, однако, следует помнить о том. чтобы тона были очень бледными, не затемняли линий построений, надписей и отдельных обозначений.

Каждый эпюр сопровождается пояснительной запиской, в которой на одном листе писчей бумаги формата А4 (297x210) кратко излагаются план решения задачи, последовательность графических построений Этот лист писчей бумаги приклеивается с левой стороны чертежного листа на полосе между краем листа и рамкой. Листы выполненной контрольной работы складывают до формата А4. вкладывают в конверт и высылают на рецензию в институт.

Первая, страница обложки контрольной работы должна быть оформлена по представленному ниже образцу

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон В О., Семенцов-Огиевский М А Курс начертательной геометрии. - М. 1975

2. ФроловС. А. Начертательная геометрия. - М.. 1978

3. Бубснников А В., Громов М Я Начертательная геометрия - М. 1973.

4. Гордон В. О.. Иванов Ю. Б. Солнцева Т. В Сборник задач по курсу начертательной геометрии -М.. 1969.

5. Фролов С. А. Сборник задач по начертательной геометрии - М.. 1980

6. Бубенников А. В. Начертательная геометрия: задачи для упражнений -М.. 1981.

7. Форматы. ЕСКД. ГОСТ 2.301-68

8. Масштабы ЕСКД, ГОСТ 2.302-68.

9. Линии. ЕСКД. ГОСТ 2.303-68.

 

10. Шрифты чертежные. ЕСКД. ГОСТ 2.304-81

11. Основная надпись ЕСКД. ГОСТ 104-68



ной геометрии. Каждый контрольный эпюр сопровождается планом его решения, т. е. кратким описанием хода решения задачи. Задания на контрольные работы индивидуальные. Они представлены в вариантах. Студент выполняет тот вариант задания, номер которого соответствует сумме двух последних цифр его шифра. Если, например учебный шифр студента 133, то он во всех контрольных работах выполняет 6-й (3+3=6) вариант задания.

Каждая контрольная работа представляется на рецензию в полном объеме (необходимое число эпюров с объяснительными записками к ним). На каждую работу преподаватель кафедры составляет рецензию, в которой кратко отмечает достоинства и недостатки. Контрольную работу вместе с рецензией возвращают студенту-заочнику и она хранится у него до зачета. Пометки преподавателя на чертежах стирать нельзя. Все замечания и указания преподавателя должны быть приняты студентом к исполнению. Если работа не зачтена, преподаватель в рецензии указывает, какую часть контрольной работы нужно переделать или же выполнить всю контрольную работу вновь. На повторную рецензию следует высылать всю контрольную работу полностью. К выполнению следующей контрольной работы можно приступить, не ожидая ответа на предыдущую.

Контрольные работы представляются на рецензию строго в сроки, указанные в учебном графике.

Эпюры контрольных работ выполняются на листах чертежной бумаги формата A3 (297x420 мм). На расстоянии 5 мм от линии обреза листа проводится рамка поля чертежа. С левой стороны линия рамки проводится от линии обреза листа на расстоянии 20 мм. В правом нижнем углу формата вплотную к рамке помещается основная надпись. Размеры ее и текст на ней показаны на чертежах-образцах настоящего пособия.

Задания к эпюрам берутся в соответствии со своим вариантом из таблиц настоящего пособия. Чертежи заданий вычерчиваются в заданном масштабе и размещаются с учетом наиболее равномерного размещения всего эпюра в пределах формата листа

Все надписи, как и отдельные обозначения в виде букв и цифр на эпюре, должны быть выполнены стандартным шрифтом размером 5 мм в соответствии с ГОСТ 2.304 - 68. Эпюры выполняются с помощью чертежных инструментов карандашом, сначала в тонких линиях, затем обводятся линиями соответствующей толщины. На тщательность построений должно быть обращено серьезное внимание. Небрежно выполненные построения не только снижают качество чертежа, но и приводят к неправильным результатам. При обводке характер и толщина линий берутся в соответствии с ГОСТ 2.303 - 68. Все видимые основные линии - сплошные толщиной S=0,8 - 1,0 мм. Линии центров и осевые - штрихпунктирные толщиной от S/2 до S/3 мм.

 

 



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Факультет точного обучения
Шифр

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА Контрольная работа №

Студент ФИО

Домашний адрес

1999 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Введение.

Центральное, параллельное (цилиндрическое) проецирование Ортогональные проекции. Пространственная модель координатных плоскостей проекций. Эпюр Монжа.

Тема 2. Точка, прямая линия, плоскость на эпюре Монжа Чертежи точек, расположенных в различных углах координатных плоскостей проекций. Следы прямой и плоскости. Деление отрезка прямой в заданном отношении. Определение натуральной величины отрезка прямой линии и углов его наклона к плоскостям проекций. Особые положения прямой линии и плоскости относительно плоскостей проекций. Взаимное положение прямых линий. Прямые линии и точки плоскости. Пересечение прямой и плоскости Проекции плоских фигур. Пересечение плоских фигур.

Тема 3. Позиционные и метрические задачи.

Прямые линии и точки плоскости. Пересечение прямых линий и плоскостей проецирующими плоскостями. Пересечение прямых линий плоскостями произвольного положения. Взаимно пересекающиеся плоскости произвольного положения. Прямые линии и плоскости, параллельные данной плоскости. Прямые линии и плоскости, перпендикулярные данной плоскости.

Тема 4. Методы преобразования эпюра Монж.

Преобразование эпюра Монжа способом замены плоскостей проекций и способом вращения.

Тема 5. Многогранники.

Чертежи многогранных поверхностей. Пересечение многогранников плоскостью и прямой линией. Взаимное пересечение многогранников Развертки многогранников.

Тема 6. Поверхности.

Образование и задание поверхностей Поверхности вращения Сфера Пересечение поверхности плоскостью и прямой линией Взаимное пересечение поверхностей вращения.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 (листы 1, 2. 3)

Содержание работы

Задание состоит из трех задач:

Задача 1. Построить линию пересечения треугольных пластин ABC и DEG и покачать их видимость в проекциях. Определить натуральную величину треугольника DEG. Данные для своего варианта взять из табл. 1. Пример выполнения задачи показан на рис. 1.

Задача 2. Построить линию пересечения пирамиды с прямой призмой Данные для своего варианта взять из табл.2. Пример выполнения задачи показан на рис.2.

Задача 3/ Построить развертки пересекающихся многогранников - прямой призмы с пирамидой. Показать на развертках линию их пересечения Многогранники взять из задачи 2. Пример выполнения задачи приведен на рис.3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.