Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур




Конкуренция - это соперничество, борьба, столкновение интересов. Однако в результате этой борьбы рыночная конкуренция становится процедурой открытия новых способов предложения более дешевых или боле качественных товаров в отличие от тех, которые уже имеются на рынке. Если бы не было конкуренции, то новые товары, новые технологии или бы не появились вообще, или появились с опозданием. Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.

В зависимости от применяемых методов конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цен возможно за счет снижения издержек, уменьшения прибыли, ценовой дискриминации. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Методы неценовой конкуренции: реклама, частая смена приоритетных для потребителей товаров, производство товаров-субститутов, повышение качества товара, увеличение срока гарантии, расширение набора послепродажных услуг, лизинг.

В зависимости от степени ограниченности свободы различают совершенную и несовершенную конкуренции. Последняя включает в себя чистую монополию, олигополистическую и монополистическую конкуренцию. На рынке совершенной конкуренции никто не может диктовать свои цены.

Все модели, типы рыночных структур определяются по следующим критериям: 1) количество фирм, предприятий, составляющих отрасль экономики (одно или несколько); 2) тип производимой продукции (однородная или дифференцированная); 3) условия входа и выхода из отраслей (свободный или затруднен); 4) контроль над ценой; 5) доступность информации потребителям и производителям.

Для совершенной конкуренции характерно: большое количество фирм; одинаковая продукция; беспрепятственный вход и выход из отрасли; практически не контролируемое ценообразование; доступность информации.

Всем формам несовершенной конкуренции свойственны контроль над ценами и объемом производства. В наибольшей мере это свойственно монополии: одна фирма; уникальная продукция, не имеющая близких заменителей; вход в отрасль крайне затруднен. Олигополия: несколько крупных монополий; продукт может быть однородным и дифференцированным; вход в отрасль затруднен, но возможен. Монополистическая конкуренция: значительное количество фирм; дифференцированная продукция; относительно свободный вход и выход из отрасли /1, 2/.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.