КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, предмет надзора за исполнением законов и законностью правовых актов включает в себя три самостоятельных элемента: 1. Соблюдение Конституции РФ. 2. Исполнение законов, действующих на территории РФ, органами управления и контроля. 3. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Соблюдение является одной и форм исполнения закона (поэтому некоторыми авторами не выделяется в самостоятельный элемент предмета общего надзора) и представляет собой следование установленным в Конституции РФ запретам и воздержание от действий, которые признаются ею недопустимыми (пассивная форма исполнения). Обособление соблюдения Конституции РФ в предмете надзора обусловливается спецификой действия конституционных норм, имеющих прямое действие, а также тем, что реализация отдельных требований, содержащихся в некоторых из них, дополнительно регламентируются иными законами. Исполнение законов в узком смысле представляет собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний (дозволений, запретов и требований) путем осуществления юридически значимых действий и вынесения правовых актов, направленных на возникновение определенных правовых последствий. Соответствие законам издаваемых указанными выше органами актов выражается в их непротиворечии смыслу, содержанию и форме содержащихся в Конституции РФ и иных действующих на территории РФ законах требований. Под правовыми актами в данном случае понимаются акты, изменяющие или прекращающие правовые отношения (приказы, указания, распоряжения и инструкции). Некоторые ученые, разграничивая элементы предмета общего надзора, указывают, что надзор за соблюдением имеет место тогда, когда речь идет о реализации охранительных норм, а надзор за исполнением – в случае, когда речь идет о надзоре за осуществлением регулятивной нормы. Предмет надзора за исполнением законов и законностью правовых актов имеет четкие пределы. По кругу правоотношений предмет общего надзора составляют лишь регулятивные и охранительные отношения, связанные с управомочиванием или обязыванием субъектов к определенному поведению и подкрепленные к исполнению угрозой применения невыгодных последствий. Диспозитивные отношения не могут составлять предмет надзора. Круг поднадзорных субъектов в рамках общего надзора включает в себя следующие органы и должностные лица, осуществляющие управленческие (административно-распорядительные функции): - федеральные отраслевые органы исполнительной власти (министерства, комитеты, федеральные службы, агентства, ведомства и т.д.); - представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; - исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; - органы местного самоуправления; - органы военного управления; - органы контроля в структуре вышеназванных органов власти; - должностных лиц в системе и структуре указанных выше органов; - органы управления коммерческих и некоммерческих организаций; - руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Не входят в предмет надзора: Президент РФ и его администрация (за исключением отдельных подразделений), Федеральное Собрание РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Правительство РФ (в случае вынесения акта, противоречащего Конституции РФ и федеральным законам, прокурор лишь информирует об этом Президента РФ), судебные органы, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его подразделения на местах, религиозные организации, нотариусы, адвокаты, предприниматели без образования юридического лица, а также отдельные граждане. Круг нормативно-правовых актов, входящих в предмет общего надзора, составляет действующее на территории РФ законодательство как система нормативно-правовых актов, принимаемых представительными органами государственной власти или непосредственно волеизъявлением населения и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Прокуратуры РФ надзирает за соблюдением и исполнением: - Общепризнанных норм и принципов международного права; - Конституции РФ; - ратифицированных и вступивших в установленном порядке международных договоров, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ); - конституций и уставов субъектов РФ; - федеральных законов; - законов СССР и РСФСР, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в части не противоречащей действующему законодательству; - законов субъектов РФ, принятых в соответствии с Конституцией РФ и не противоречащих федеральному законодательству. В литературе является дискуссионным вопрос о том, является ли предметом общего надзора исполнение подзаконных нормативно-правовых актов. По общему правилу прокуратура РФ надзирает только за исполнением законов. Вместе с тем, некоторые ученые считают, что поскольку исполнение многих законов формируется посредством издания подзаконных нормативно-правовых актов, они также должны входить в предмет надзора, однако при этом они должны удовлетворять следующим требованиям: - подзаконные нормативно-правовые акты должны исходить от высших органов государственной власти (Президента РФ и Правительства РФ); - они должны быть адресованы неопределенному кругу лиц и рассчитаны на длительное применение; - эти акты должны быть изданы по специальному полномочию, устанавливаемому в Конституции РФ и ином действующем на ее территории законе; в них должен быть зафиксирован механизм реализации положений закона
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |